Организационные привычки
вырабатываются
в процессе работы - не бросившисьв
воду, не
научишься плавать. Однако ,
отсюда никоим
образом не следует, что не надо изучать того,
как организовывать каждую работу.
Н. К. Крупская
Любое дело требует соответствующей подготовки. При проведении педагогического эксперимента его подготовка самым жестким образом может повлиять на результат; так, не подобрав заранее контрольный объект или не уравняв его с экспериментальным, нельзя получить достоверные выводы. Поэтому организационно-подготовительный этап имеет важнейшее значение и требует довольно больших затрат времени и труда (“момент напряжения”). Он тесно связан с планированием эксперимента и включает выполнение следующей программы.
Для проведения
эксперимента не безразлично, каких учащихся, какой класс,
какую школу взять в качестве объекта. В
слишком слабом классе эксперимент обречен на
провал, в сильном - может дать
неправильные (завышенные) результаты. Поэтому,
если методическое воздействие относится к
массовой категории, выбирают класс, средний по
результатам.
Существенным образом влияет на надежность и достоверность
результатов эксперимента и число экспериментальных объектов (учащихся, классов, школ).
Существуют математические методы определения
минимального числа
объектов, которое необходимо для обеспечения
заданного уровня надежности результатов (см. лит.
к. гл. XI). Но в практике массового педагогического
экспериментирования
при определении минимума объектов
чаще идут опытным путем. К примеру, в
анкетном опросе соотношение ответов начинает при определенном охвате
быть постоянным - это количество объектов и
следует принять за минимальное. В каждом
конкретном случае следует
учитывать специфику
темы эксперимента, опыт аналогичной деятельности, который давал
корректные научно-практические выводы.
В педагогических процессах общие
массовые закономерности
начинают проявляться при числе объектов
около 30-40; это, в основном, соответствует наполняемости
школьного класса. Именно класс чаще всего
и используется в
качестве минимальной единицы
педагогического эксперимента.
Выбранная группа, класс, школа должны
быть представительными с точки зрения
охвата объектов различного вида. Так,
экспериментальный класс должен быть типичным по наполняемости, составу,
успеваемости; если вывод предполагаются делать для всех
типов школ, то в эксперименте нельзя
ограничиться только дневными или городскими
школами.
Чтобы установить
наличие или отсутствие ожидаемого эффекта,
необходимо определить достигнутый уровень тех
качеств объекта, которые вызвало в нем
экспериментальное воздействие. Однако
педагогика пока не располагает такими
показателями - эталонами уровней развития для
каждого возраста, относительно которых можно было бы измерять
эти изменения. Поэтому в каждом конкретном
случае за эталон для сравнения принимаются
показатели контрольного класса, в котором идет
обычный педагогический процесс,
без экспериментальных воздействий.
Сравниваемые
группы (класса) предварительно уравниваются по
начальным данным и по условиям педагогического
процесса при
проведении формирующего эксперимента. Можно
просто выбрать
приблизительно одинаковые классы, можно взять в
качестве контрольного заведомо более
сильный класс.
Реже применяется методика попарного отбора
учащихся для
экспериментальной и контрольной групп
(сильный-сильный, слабый-слабый,
средний-средний). Чтобы снять возможные сомнения и создать условия для
наибольшего сопротивления гипотезе, можно
применить такой вариант: сильный-более сильный,
средний-сильный, слабый - средний (дать стартовое
преимущество контрольной группе).
Иногда тема эксперимента позволяет
вообще ограничиться лабораторным экспериментом, т. е. работой с небольшой
группой детей (например, трудных, одаренных).
Эксперимент, проводимый на
межпредметном, общешкольном и межшкольном
уровнях, включает изучение данных о квалификации и
мастерстве учителей, воспитателей,
руководителей, участвующих в эксперименте, о
характере межколлективных отношений (учителей,
учащихся, родителей и др.).
На основе учета этих данных,
проводится подбор состава субъектов
эксперимента.
Объект
педагогического эксперимента характеризуется
совокупностью качеств - параметров. На
их изменение влияют: 1)
экспериментальные воздействия, 2) еще целый ряд причин - факторов
(управляемых и неуправляемых, основных и неосновных, временных и
постоянных). Надежность и ценность результатов
эксперимента в большой степени зависит от того,
по каким параметрам будут наблюдаться и
оцениваться изменения объекта и какие факторы
будут при этом учтены.
Выбор параметров
и адекватных способов их оценки определяется содержанием
проблемы и характером объекта исследования
(личность, коллектив, структура, система и т. д.). Здесь
экспериментатор может встретиться как с
избытком параметров (например, при оценке знаний
учащихся), так и с их недостатком (оценка уровня
воспитанности, развития). В первом случае
необходимо отобрать самые важные с точки зрения
изучаемой проблемы параметры, в другом - найти,
разработать такие характеристики, которые могли
бы служить наблюдаемыми параметрами.
Из факторов, оказывающих влияние на
педагогический процесс, исследователя должны
интересовать те, которые способны повлиять на
объект эксперимента и нарушить
экспериментальную ситуацию. Для устранения
этого влияния их надо оценить и учесть. Наиболее
часто используются и учитываются в практике
экспериментирования следующие параметры и
факторы:
компоненты педагогического процесса (цели, содержание, методы, средства, включая состав педагогов); | |
социальные характеристики объектов, демографические данные; | |
канонические показатели педагогического процесса (успеваемость, посещаемость, дисциплина); | |
специфические предметно-методические показатели (скорость чтения, число ошибок и др.); | |
качества личности и коллектива (качества ЗУН, особенности психических процессов, способности и др.); | |
условия педагогического процесса (режим, элементы организации, материальное оснащение и др.); | |
действия участников педагогического процесса (мероприятия, встречи, собрания, беседы, официальные и неофициальные контакты и др.); | |
отношения (мнения, оценки, точки зрения, суждения участников эксперимента) к учебе, к труду, к окружающему миру. |
Имея определенные
параметры для характеристики объекта, экспериментатор
может подобрать соответствующие методы их
изучения и исследования. Методы исследования
детерминированы содержанием эксперимента,
но, с другой стороны сами определяют возможности
постижения сущности того или иного явления,
возможности решения определенных задач. Поэтому
необходимо знать эти возможности и способы их
конкретизации в соответствии со спецификой
проблем и задач данного эксперимента, что будет
освещено в главе VIII.
Для каждого эксперимента
отбирается такое сочетание методов (методика),
которые могут дать вполне достоверную
информацию об избранных характеристиках
объекта. Решается вопрос о способах обработки
информации.
В методическое обеспечение входят все
педагогические материалы, необходимые для организации
экспериментальных воздействий:
дидактические материалы к экспериментальным урокам, | |
разработка воспитательных мероприятий, | |
экспериментальные учебные планы и программы, учебная литература, | |
необходимые наглядные пособия и ТСО и др. |
Особого внимания требует подготовка методического инструментария для измерения и фиксации состояния параметров объекта: тестов, контрольных работ, анкет, опросников, планов и бланков наблюдений. Они должны быть разработаны и заранее размножены в необходимом количестве.
При организации педагогического эксперимента необходимо учитывать
то обстоятельство, что он имеет дело с детьми,
поэтому одним из основных требований к
экспериментатору является: “не навреди”. Отсюда
следует необходимость тщательного обдумывания всех возможных исходов
проверяемого педагогического воздействия, максимального уменьшения риска
отрицательных изменений в личности учащихся. Необходимо смоделировать
расписание, режимы, объемы нагрузок,
согласовать ход эксперимента с планами работы
школы.
Эксперимент должен пройти утверждение
в педагогическом коллективе (на педагогическом
совете или совете школы), его необходимо
тщательно согласовать, “притереть” по времени,
объекту и другим организационным
особенностям к общему ходу педагогического
процесса в классе, школе.
Участники эксперимента (и учителя, и
учащиеся) должны быть проинструктированы, между
ними должны быть налажены необходимые деловые
отношения.
Уровень и качество эксперимента в значительной степени повысятся, если в подготовительном этапе предусмотреть проведение разведывательного исследования с целью, например, апробирования методических материалов, инструментария изучения качеств личности и др. Оно проводится до основного эксперимента с ограниченным составом участников и помогает оценить правильность построения плана - программы эксперимента, внести в него, в случае надобности, определенные коррективы. По продолжительности разведывательный эксперимент может быть кратковременным, но может растягиваться и на целый учебный год.
Бабанский Ю. К. Проблемы повышения
эффективности педагогических исследований. М., 1982, с.
7—20*.
Бабанский Ю. К.
Педагогический эксперимент // Введение в научное исследование
по педагогике. / Под
ред. В. И. Журавлева. М.,
1988*.
Гершунский Б. С.
Педагогическая
прогностика. Киев,
1986.
Ерастов Н. П.
Культура умственного труда. Ярославль, 1973*.
Загвязинский В. И.
Педагогическое предвидение.
М., Знание, 1987*.
Загвязинский
В. И. Методология и методы дидактического
исследования. М., 1982, с. 70—81*.
Левшин Л. А. Логика педагогического
процесса. М., Знание, 1980*.
Новикова Л. И. и др. Путь к творчеству. М., 1966, с.
33.
Раченко Н. П. НОТ
учителя. М., 1989*.
Скалкова Я. Методология и методы педагогического
исследования. М., 1989, с. 36-48.
Скаткин М. И. Методология
и .методика педагогических исследований. М., 1986, с. 74-87*.
Шаталов В. Точка опоры.
Организационные основы экспериментальных исследований. Минск, 1990.