Важен не сам по себе опыт,
а мысль, выведенная и него.

К. Д.Ушинский.

VII.ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП

    Обобщающий этап представляет процесс извлечения выводов общего характера из полученных в эксперименте данных путем логических операций: анализа, синтеза, индукции, дедукции и др. Чем глубже и разностороннее будут проанализированы данные, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из экспериментальных фактов. Поэтому важнейшее значение на обобщающем этапе придается обработке первичных данных педагогических наблюдений и измерений. Вторичные данные являются уже первым обобщением; анализ, оценка и осмысливание их дают возможность установить связи между проведенными в эксперименте воздействиями и достигнутыми результатами. Формируются выводы, рекомендации практике. На обобщающем этапе достигается “второй момент истины”.

7.1. АЛГОРИТМ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

    Многообразие экспериментальных материалов требует упорядочения и системы в их анализе. Можно рекомендовать следующий общий алгоритм обсуждений и интерпретации полученных данных.
   Первый шаг. Распределение и сопоставление полученных данных с запланированной моделью эксперимента; выяснение соответствия между ними.
    Составление
вспомогательных схем:
        а) цели, задачи, гипоте
зы - прогноз их выполнения;
        б) данные о начальном состоянии, данные о промежуточны
х и конечном состояниях объектов;
        в) запланиро
ванные программы обработки - наличие материалов для них;
        г) дополнительные данные (о воздействиях, условиях) - примечания.
   Оценивание имеющегося материала в сопоставлении с целями и задачами, подготовка его к последующей обработке.
   Второй шаг. Обработка первичной информации по заданным программам: классификации, группировки, перевод качественных данных в количественные, получение вторичных данных с помощью
вычисления статистических характеристик объектов.
   Третий шаг. Представление полу
ченных вторичных данных в разнообразных формах (таблицы, схемы, графики). Обсуждение их возможной интерпретации.
   Четвертый шаг. Установление при
чинно-следственных связей между имеющимися данными с помощью вышеописанных способ (гл. VI).
   Определение достоверности обнаруженных сходства и различия результатов.
   Пятый шаг. Определе
ние справедливости выдвинутых гипотез. Формулирование выводов. Выделение среди них частных и общих, новых по отношению к известным науке и практике и таких, которые только уточняют, дополняют известное.
    Анализ выполнения
целей и задач эксперимента (отдельно выделяются нерешенные вопросы, формулируются проблемы для дальнейшего исследования).
   Шестой шаг. Оформление результатов: составление и
написание отчета об эксперименте, разработка рекомендаций для практики.

7.2. ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЭТАП

    Далеко не всякие выводы и рекомендации могут быть применены в практике даже одной данной школы. Прежде всего oни должны быть совместимы с учебно-воспитательным процессом во всей его комплексности: по характеристикам учителей, учащихся, классов, материальным возможностям и т. п.
    Внедрение требует неторопливой, ненавязчивой формы работы, требует первоначально возбуждения интереса, мотивации учителей. Этой цели служат семинары по обмену опытом, открытые занятия, коллективные обсуждения.
    Немалые трудности при внедрении представляет создание определенных материальных условий: подготовка учебно-методических материалов, наглядных пособий, ТСО.

Рекомендуемая литература

    Архангельский С. Н. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976. с. 173—198.
   Архангельский С. Н. и др. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М., Знание, 1974.
   Бабанский Ю. К. Внедрение результатов педагогических исследований в практику. // Введение в научное исследование по педагогике. / Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988*.
   Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982, с. 165-174*.
   Документация исследования. // Новикова Л. Н. Путь к творчеству. М. 1966, с. 125-163.
   Ерастов Н. П. Культура умственного труда. Ярославль, 1973, с. 105—137*
    Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. М., 1980*.
   Об опыте работы Ленинградского ИУУ по обобщению передового опыта. // Сб. приказов МП РСФСР. - 1988. - № 20*.
    О на
правлении в ЦИУУ карточки учета передового опыта. // Сб. приказов МП РСФСР. - 1988. - № 24*.
    О результатах эксперимента по определению форм организации перевод
ных экзаменов. // Инф. сборник MHO РСФСР. - 1989. - № 32*.
   Скаткин М. Н. Методология и методика педагогического исследования. М., 1986, с. 37-54, 108-110*.
   Скаткин М. Н. Об изучении, обобщении и использовании передового опыта. // Нар. образование. - 1985.-№ 9*.
   Турбовской Я. Передовой опыт: от формализма к технологии. // Нар. образование. - 1990.-№ 7 *.
   Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987*.
   Чекалин В. АПН СССР: Нужна служба внедрения. // Нар. образование. - 1989. - №1*.