Не  только   результат исследования,  но  и
ведущий к нему путь должен быть истинным.

К. Маркс

VIII. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПОИСКА И ЭКСПЕРИМЕНТА

8.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА

    Любое исследование, эксперимент, поиск в явной или неявной форме основывается на некоторых исходных позициях, руководящих принципах, от которых зависят и постановка проблем и гипотез, и ход эксперимента, и характер толкования его результата. Эти позиции, принципы, фундаментальные положения образуют методологические основы, методологию экспериментальной работы. Неясное осознание и нечеткое выделение методологических основ приводят к путанице, повторению давно известных истин, нечетких результатам.
    Общей методологией всех отраслей научного знания является марксистско-ленинская философия в ее специфической функции метода познания. Законы диалектики, философские категории, положения гносеологии выступают в качестве логико-методологических принципов исследования явлений и их существенных связей и отношений в любой отрасли знаний.
    Методология педагогики вооружает учителей-экспериментаторов общими подходами, характерными для сферы педагогических наук. Педагогу-экспериментатору рекомендуется обратить особое внимание на следующие педагогические методологические установки:

принцип научного анализа и обоснования каждого конкретного эксперимента;
принцип опоры на современные достижения наук о человеке (философии, психологии, медицины и др.);
принцип опоры на широкий педагогический опыт: местный, региональный, опыт передовых педагогов страны, зарубежный опыт построения и развития образования;
принцип опоры на исторический опыт воспитания и обучения детей (советский и зарубежный);
принцип комплексного, системного рассмотрения педагогических явлений (в том числе результатов эксперимента), предостерегающий от отрыва их от всего сложного, многосвязного педагогического процесса;
деятельностный принцип (подход), с позиций которого жизнь ребенка в школьные годы надо рассматривать, как деятельность во всех ее аспектах и со всеми компонентами;
коммуникативный подход к педагогическому процессу, рассмотрение его как системы развивающихся отношений личности с обществом.

    В качестве общего методологического инструмента педагогу-экспериментатору можно рекомендовать довольно универсальный метод моделирования. Моделирование - это имитирование реально существующей педагогической системы путем создания некоторых формализованных моделей (структурно-логических схем, графов, матриц и т. п.), в которых отражаются и воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы. Моделирование позволяет отвлечься от несущественных свойств, точнее проанализировать, определить связи между воздействием и результатом, оценить сильные и слабые стороны экспериментируемого материала. Многообещающим является моделирование на ЭВМ.
    Однако при моделировании следует остеречься опасности утраты ряда неформализующихся факторов (к примеру, личностных аспектов, эмоциональных окрасок, социальной обстановки и т. д.), которые часто сильно влияют на результаты эксперимента.
    Методологическую функцию обрели в настоящее время ряд обобщенных принципов педагогики сотрудничества и развития:

принцип гуманизации образования (идеи 1-2, 1-6, 1-7, 1-17, 2-10,3-2)* ,
принцип демократизации школы (1-15, 2-1, 2-13, 2-14, 3-1, 3-7, 4-2, 4-13),
принцип сотрудничества (1-1, 1-16, 1-18, 2-1, 2-12, 3-1, 3-4, 4-13),
принцип развития (2-2, 2-4, 2-7, 2-8, 2-9, 3-5, 4-4, 4-6, 4-8, 4-9, 4-10),
личностный подход (1-1, 1-7, 1-17, 2-3, 2-6, 2-10, 3-5, 3-6, 4-3),
принцип коллективной направленности воспитания (1-13, 1-15, 2-12, 3-4, 3-8, 4-11),
принцип объединения воспитательных воздействий среды (1-16, 1-18, 2-11, 2-12, 2-14, 3-4,4-2, 4-7, 4-13, 4-14).
принцип перестройки дидактики на основе опоры на внутренние активные силы и источники развития личности (1-2, 1-4, 1-5, 1-6, 1-7, 1-8, 1-9, 1-10, 1-11, 1-12, 2-4, 2-5, 2-13, 3-2, 4-4, 4-5, 4-6).

_________________
    *
В скобках - ссылка на номера идей по перечням, помещенным в ч.I и II " Рекомендаций по педагогике сотрудничества и развития"

Само педагогическое экспериментирование становится нынче методологическим принципом деятельности учебных заведений: любое нововведение, сколь очевидным ни казалось бы его преимущество, должно, прежде чем внедряться в массовую практику, пройти всестороннюю проверку в эксперименте.

8.2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА

    В составе человеческой деятельности методами называются те способы и приемы действий, которые приводят к целесообразному изменению объекта. При репродуктивной деятельности для достижения одной и той же цели обычно существует несколько методов, из которых выбирается оптимальный для данных условий.
   
В эксперименте же, в творческом поиске достижение желаемого результата часто полностью определяется наличием и возможностями метода. Поэтому владение методами исследования для экспериментатора столь же важно, сколь и владение самим предметом.
    Методами педагогического эксперимента называют способы, с помощью которых изучаются педагогические явления и решаются задачи совершенствования и прогресса в области воспитания и обучения. Они включают как формы логического мышления (общие способы, алгоритмы умственных действий) экспериментатора так и внешние действия и процедуры, обеспечивающие выполнение задач эксперимента.
    Современные педагогические науки применяют множество методов и приемов исследования; однако общепринятой классификации методов эксперимента пока нет, более того, существует большая путаница в их терминологии.
    Можно сказать, что почти каждому виду эксперимента (гл. II) соответствует своя группа методов. Так, имеются:

методы дидактического, воспитательного, частнометодического, управленческого и т. д. эксперимента;
методы лабораторного и естественного, ограниченного и массового эксперимента;
методы качественного и количественного эксперимента и т. д.

    К методам педагогического эксперимента примыкают (и взаимопроникают) методы психологического, физиологического, медицинского, социологического, экономического и др. исследований.
    Внутри эксперимента, понимаемого как комплексный метод исследования, имеют место теоретические методы: анализ и синтез индукция и дедукция, сравнение, аналогия, идеализация, мысленный эксперимент и другие.
    Группируют методы изучения личности, методы изучения коллектива (социометрические), методы изучения окружающей среды.
    Наконец, методы педагогического эксперимента дифференцируются по этапам поиска, выделяются:

методы педагогического диагностирования;
методы педагогического прогнозирования, в том числе методы планирования;
методы организации эксперимента, в том числе методы научной организации труда;
методы формирующего, констатирующего и контролирующего эксперимента, в том числе методы параллельного и перекрестного эксперимента;
методы сбора и получения информации, в том числе методы наблюдения, работы с документами, результатами деятельности учащихся;
методы обработки экспериментальных данных, в том числе различные математические;
наконец, даже методы внедрения результатов исследований в практику.

    Совокупность и последовательность применяемых методов и приемов образует систему методов или МЕТОДИКУ ЭКСПЕРИМЕНТА.
    Заметим, что термин “методика” в психологическом исследовании применяется часто в более узком значении “процедуры” - совокупности действий экспериментатора, позволяющей получить ту или иную информацию об объекте. Например, социометрические методики, - это система процедур опроса, предназначенных для определения характеристик групп и коллективов.
    При проведении педагогического эксперимента надо отличать методы обучения и воспитания (как объекты исследования) и методы познания и изучения педагогических процессов и объектов (как средства эксперимента). Они могут быть тесно связаны, переплетены и даже совмещаться.
    Пример. Проведение данной контрольной работы может выполнять функцию контроля (метод контроля знаний) в учебном процессе и одновременно быть методом измерения уровня знаний в эксперименте.
    Выбор методов определяется содержанием и характером поставленных целей и задач, методологическими установками и конкретными условиями эксперимента.

Рекомендуемая литература

    Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982, с. 2258.
    Ботвинников А. Д. Об организации и методах деятельности исследователя. // Сов. педагогика. -1981.- № 4*.
   Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982*.
    Концепция общего среднего образования. Проект ВНИК // Учительская газета, 23.08.88*.
    Королев Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. педагогика. —: 1970. — № 9*.
    Метод — БСЭ. 3-е изд. т. 16*.
    Методология — БСЭ. 3-е изд. т. 16*.
   Моносзон Э. Н. Методология педагогических исследований // Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988*.
    Разумовский В. Г. Методология и методы педагогики // Сов. педагогика. — 1989. — № II*.
    Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. М., 1989. с. 7-9.
   Сокольников Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. М., 1986*.