Не только результат исследования,
но и
ведущий к нему путь должен быть истинным.
К. Маркс
Любое исследование, эксперимент, поиск в
явной или неявной форме основывается на некоторых исходных позициях, руководящих принципах, от которых зависят и
постановка проблем и гипотез, и ход эксперимента,
и характер толкования его результата. Эти
позиции, принципы, фундаментальные положения
образуют методологические основы, методологию экспериментальной работы. Неясное осознание и нечеткое
выделение методологических основ приводят к путанице,
повторению давно известных истин, нечетких результатам.
Общей методологией всех отраслей научного знания является марксистско-ленинская философия
в ее специфической
функции метода познания. Законы
диалектики, философские
категории, положения гносеологии выступают в качестве
логико-методологических принципов исследования явлений и их существенных связей и отношений в любой отрасли знаний.
Методология педагогики
вооружает учителей-экспериментаторов общими подходами,
характерными для сферы
педагогических наук. Педагогу-экспериментатору
рекомендуется обратить особое внимание на следующие
педагогические методологические установки:
принцип научного анализа и обоснования каждого конкретного эксперимента; | |
принцип опоры на современные достижения наук о человеке (философии, психологии, медицины и др.); | |
принцип опоры на широкий педагогический опыт: местный, региональный, опыт передовых педагогов страны, зарубежный опыт построения и развития образования; | |
принцип опоры на исторический опыт воспитания и обучения детей (советский и зарубежный); | |
принцип комплексного, системного рассмотрения педагогических явлений (в том числе результатов эксперимента), предостерегающий от отрыва их от всего сложного, многосвязного педагогического процесса; | |
деятельностный принцип (подход), с позиций которого жизнь ребенка в школьные годы надо рассматривать, как деятельность во всех ее аспектах и со всеми компонентами; | |
коммуникативный подход к педагогическому процессу, рассмотрение его как системы развивающихся отношений личности с обществом. |
В качестве общего
методологического инструмента педагогу-экспериментатору
можно рекомендовать довольно универсальный
метод моделирования. Моделирование - это
имитирование реально существующей
педагогической системы путем создания некоторых
формализованных моделей (структурно-логических
схем, графов, матриц и т. п.), в которых
отражаются и воспроизводятся принципы
организации и функционирования этой системы.
Моделирование позволяет отвлечься от несущественных
свойств, точнее проанализировать,
определить связи между воздействием и
результатом, оценить сильные и слабые стороны экспериментируемого материала. Многообещающим является моделирование
на ЭВМ.
Однако при моделировании следует
остеречься опасности утраты ряда
неформализующихся факторов (к примеру,
личностных аспектов, эмоциональных окрасок,
социальной обстановки и т. д.), которые часто сильно влияют на результаты
эксперимента.
Методологическую функцию обрели в
настоящее время ряд обобщенных принципов
педагогики сотрудничества
и развития:
принцип гуманизации образования (идеи 1-2, 1-6, 1-7, 1-17, 2-10,3-2)* , | |
принцип демократизации школы (1-15, 2-1, 2-13, 2-14, 3-1, 3-7, 4-2, 4-13), | |
принцип сотрудничества (1-1, 1-16, 1-18, 2-1, 2-12, 3-1, 3-4, 4-13), | |
принцип развития (2-2, 2-4, 2-7, 2-8, 2-9, 3-5, 4-4, 4-6, 4-8, 4-9, 4-10), | |
личностный подход (1-1, 1-7, 1-17, 2-3, 2-6, 2-10, 3-5, 3-6, 4-3), | |
принцип коллективной направленности воспитания (1-13, 1-15, 2-12, 3-4, 3-8, 4-11), | |
принцип объединения воспитательных воздействий среды (1-16, 1-18, 2-11, 2-12, 2-14, 3-4,4-2, 4-7, 4-13, 4-14). |
принцип перестройки дидактики на основе опоры на внутренние активные силы и источники развития личности (1-2, 1-4, 1-5, 1-6, 1-7, 1-8, 1-9, 1-10, 1-11, 1-12, 2-4, 2-5, 2-13, 3-2, 4-4, 4-5, 4-6). |
_________________
* В скобках - ссылка на номера идей по
перечням, помещенным в ч.I и II " Рекомендаций по
педагогике сотрудничества и развития"
Само педагогическое экспериментирование становится нынче методологическим принципом деятельности учебных заведений: любое нововведение, сколь очевидным ни казалось бы его преимущество, должно, прежде чем внедряться в массовую практику, пройти всестороннюю проверку в эксперименте.
В составе
человеческой деятельности методами называются
те способы и приемы действий, которые приводят к
целесообразному изменению объекта. При
репродуктивной деятельности для достижения
одной и той же цели обычно существует несколько
методов, из которых выбирается оптимальный для
данных условий.
методы дидактического, воспитательного, частнометодического, управленческого и т. д. эксперимента; | |
методы лабораторного и естественного, ограниченного и массового эксперимента; | |
методы качественного и количественного эксперимента и т. д. |
К методам
педагогического эксперимента примыкают (и взаимопроникают) методы психологического,
физиологического, медицинского,
социологического, экономического и др.
исследований.
Внутри эксперимента, понимаемого как
комплексный метод исследования,
имеют место теоретические методы: анализ и синтез индукция и дедукция,
сравнение, аналогия, идеализация, мысленный эксперимент и другие.
Группируют методы изучения личности,
методы изучения коллектива
(социометрические),
методы изучения окружающей среды.
Наконец, методы педагогического
эксперимента дифференцируются по этапам поиска,
выделяются:
методы педагогического диагностирования; | |
методы педагогического прогнозирования, в том числе методы планирования; | |
методы организации эксперимента, в том числе методы научной организации труда; | |
методы формирующего, констатирующего и контролирующего эксперимента, в том числе методы параллельного и перекрестного эксперимента; | |
методы сбора и получения информации, в том числе методы наблюдения, работы с документами, результатами деятельности учащихся; | |
методы обработки экспериментальных данных, в том числе различные математические; | |
наконец, даже методы внедрения результатов исследований в практику. |
Совокупность и
последовательность применяемых методов и
приемов образует систему методов или МЕТОДИКУ
ЭКСПЕРИМЕНТА.
Заметим, что термин “методика” в
психологическом исследовании применяется часто
в более узком значении “процедуры” -
совокупности действий
экспериментатора, позволяющей получить ту или
иную информацию об объекте. Например, социометрические
методики, - это система процедур опроса,
предназначенных для определения характеристик
групп и коллективов.
При проведении педагогического
эксперимента надо отличать методы обучения и
воспитания (как объекты исследования) и методы
познания и изучения педагогических процессов и
объектов (как средства эксперимента). Они могут
быть тесно связаны, переплетены и даже
совмещаться.
Пример.
Проведение данной контрольной работы может выполнять
функцию контроля (метод контроля знаний) в
учебном процессе и одновременно быть методом
измерения уровня знаний в эксперименте.
Выбор методов определяется
содержанием и характером поставленных целей и
задач, методологическими установками и
конкретными условиями эксперимента.
Бабанский Ю. К.
Проблемы повышения эффективности педагогических
исследований. М., 1982, с. 22—58.
Ботвинников А. Д. Об организации и методах
деятельности исследователя.
// Сов. педагогика.
-1981.- № 4*.
Загвязинский
В. И. Методология и
методика дидактического исследования. М., 1982*.
Концепция общего
среднего образования. Проект ВНИК //
Учительская газета, 23.08.88*.
Королев Ф.
Ф. Системный
подход и возможности его применения в педагогических
исследованиях // Сов.
педагогика. —: 1970. — № 9*.
Метод — БСЭ.
3-е изд. т. 16*.
Методология — БСЭ. 3-е изд. т. 16*.
Моносзон Э. Н. Методология педагогических
исследований //
Введение в научное исследование по
педагогике / Под ред. В. И.
Журавлева. М., 1988*.
Разумовский В. Г. Методология и
методы педагогики // Сов.
педагогика. — 1989. — № II*.
Скалкова
Я. Методология и методы педагогического
исследования. М., 1989. с. 7-9.
Сокольников Ю. П.
Системный анализ воспитания школьников. М., 1986*.