Информация – это лучшее богатство.

Н. Винер

IX. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

9.1. КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    Психолого-педагогическая наука пока еще в основном остается описательной, эмпирической, поэтому основным видом информации в педагогическом эксперименте является качественная, содержательная.
    Качеством какого-либо объекта (процесса) считаются его существенные, устойчивые свойства, благодаря которым он этим объектом и является. Таким образом, качественная информация об объекте выражает его сущность и содержание и совершенно необходима для его характеристики.
    Качественными характеристиками (параметрами) описываются в педагогике все процессы и результаты обучения и воспитания, все виды деятельности, взаимоотношений участников педагогического процесса, все достижения в развитии личностей и коллективов. Основные закономерности и принципы педагогики имею качественную форму.
    Количественная характеристика окружающего мира представляет более высокий уровень его познаний. Количество - это объективная определенность объекта познания, в силу которой его можно разделить на однородные части. Количественные характеристики позволяют гораздо глубже, чем описательно-логические проанализировать процессы, выявить наличие и оценить величину связи различных качеств, обнаружить закономерности.
    Количество и качество тесно связаны: они диалектически взаимодополняют и превращаются друг в друга (закон перехода количества в качество). В любой качественной информации всегда содержится та или иная степень количественной.
    Пример: В педагогике сравнительные характеристики “способнее, воспитанее” выражают количественные отношения “больше - меньше”. Другое дело, что мы пока затрудняемся ответить, чего и на сколько больше.
    Очевидным является и тот наблюдаемый факт, что компоненты, параметры психолого-педагогических явлений и процессов всегда находятся в определенных соотношениях друг с другом. И как только удается выразить, сформулировать эти параметры и соотношения количественно, так появляется возможность применения мощного аппарата математического анализа.
    К сожалению, проникновение в психолого-педагогическую науку и практику количественных методов затрудняется следующими обстоятельствами:

неразработанностью и часто отсутствием адекватных методов и средств количественной оценки психолого-педагогических параметров;
большой сложностью педагогических процессов.

9.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

    Итак, основную методическую проблему при сборе информации в педагогическом эксперименте представляет количественная оценка качеств изучаемых объектов и процессов или их измерение.
    Если в точных науках измерение сводится к сравнению данной величины с однородной ей величиной, принятой за единицу (эталоном), то для психолого-педагогических параметров таких эталонов не имеется. Более того, большинство психолого-педагогических параметров (признаки, качества, свойства, факторы) являются скрытыми (латентными), о которых можно судить лишь косвенно, по их проявлениям, т. е. весьма приближенно.
    Пример. Данные тестирования творческой способности (сумма правильных решений), очевидно, не может полностью совпадать с количественной величиной, для измерения которой предназначен тест.
    Будем называть педагогическим измерением операцию присвоения чисел объектам и их свойствам в соответствии с определенными правилами. В педагогическом эксперименте применяются четыре основных способа измерения, связанные с различными правилами, называемые измерительными шкалами (номинальная, порядковая, интервальная и шкала отношений).
    1. Номинальная шкала (шкала наименований), которую правильнее было бы считать классификацией, а не измерением, делит все объекты на группы по какому-либо признаку (различию). Этим признакам присваиваются определенные числа (код), что создает удобства при дальнейшей обработке экспериментальных данных. Никакого количественного соотношения между объектами в номинальной шкале нет
       Примеры:
       А. Учащиеся класса делятся на две категории и обозначаются: девочки - 01, мальчики - 02.
        Б. Группы нарушителей дисциплины и их обозначение (кодирование): на уроке -1, на улице -2. дома -3.

    2. Шкала порядка предназначена для измерения (обозначения) степени различия какого-либо признака или свойства у разных объектов. Самым ярким примером порядковой шкалы является пятибалльная система оценки ЗУН учащихся. Для нее разработаны критерии и различные методы измерения. 3начительно труднее применять порядковую шкалу для количественных оценок других качеств личности (в воспитательном процессе). Здесь имеется несколько разновидностей порядкового шкалирования (измерения):

ранжирование (в ряд),
группировка (ранжирование по группам),
парное сравнение,
метод рейтинга,
метод полярных профилей.

    Ранжирование. Изучаемые объекты располагаются в ряд (упорядочиваются) по степени выраженности какого-либо качества. Первое место в этом ряду занимает объект с наиболее высоким уровнем данного качества, и ему присваивается наивысший балл (числовое значение выбирается произвольно). Затем каждому объекту ранжированного ряда присваиваются более низкие оценки, соответствующие занимаемым местам.
    Группировка всей совокупности объектов наблюдения в несколько рангов, достаточно ясно отличающихся друг от друга по степени измеряемого признака.
    Примеры:
    А. Учащиеся класса согласно пятибалльной системе оценки ЗУН делятся на отличников, хорошистов и т. д.
   Б. Анкетирование отношения учащихся к данному событию позволило разбить их на группы и оценить следующим образом:
    Учащиеся с ярко положительным отношением          ранг + 2
                    со слабо положительным                              ранг + 1
                    с безразличным                                              ранг 0
                    со слабо отрицательным                               ранг - 1
                    с резко отрицательным                                  ранг - 2

    Парное сравнение. Учащиеся сопоставляются друг с. другом (каждый с каждым) по какому-либо качеству. Если они одинаковы, то каждый получает по баллу. Если у одного этого качества больше, чем у другого, первый получает два балла, второй – 0 (как при спортивных играх по круговой системе). Суммируя полученные каждым баллы, получаем количественное выражение уровня развития данного качества у каждого учащегося (его ранг).
    Пример: В результате сравнения по признаку “кто добрее?” получается следующая таблица:

  Иванов Петров Сидоров Общий балл (ранг)
Иванов 1 1 2
Петров 1 2 3
Сидоров 1 0 1

    Рейтинг. В этом приеме оценка объекта производится путем усреднения оценочных суждений группы компетентных экспертов. Имея общие критерии оценки (в порядковой шкале, в баллах), эксперты независимо друг от друга (в устной или письменной форме) выносят свои суждения. Усредненный результат экспертной оценки является достаточно объективным и называется рейтингом.
    Метод полярных профилей. Этот прием предполагает применение для оценки условной шкалы, крайними точными которой являются противоположные значения признака (например, добрый - злой, теплый - холодный и т. п.). Промежуток между полюсами делится на произвольное количество частейаллов).
   Пример. Оценка степени доверия кандидату на выборную должность дается в полярной шкале:

                    (Доверяю полностью) 10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 (Совсем не доверяю)

    Социометрические измерения (методики) предназначены для изучения межличностных отношений в группах и коллективах. В них используются все вышеперечисленные приемы номинального и порядкового шкалирования, и на их основе с помощью математической обработки определяется целый ряд характеристик групп и коллективов учащихся. Их описание будет дано в одной из последующих частей “Методических рекомендаций”.

    3. Интервальная шкала, или интервальное намерение, это такое присвоение чисел объектам, когда равные разности чисел соответствуют равным разностям значений измеряемого свойства. Иначе говоря, в интервальной шкале вводится единица или масштаб измерения.
    Нулевая точка шкалы выбирается произвольно.
    Примеры: температурные шкалы; шкалы стандартизированного тестирования интеллекта.

    4. Шкала отношений отличается от интервальной только тем, что ее нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Сюда относятся и все количественные данные, получаемые пересчетом объектов какого-либо множества (число учащихся, уроков и т. п.).
    Возможности педагогических измерений реализуются в методах сбора и получения информации, которые представляются тремя большими группами;

методы наблюдения;
методы изучения документации педагогического процесса и продуктов деятельности учащихся;
опросные методы

9.3. МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ

    Одним из основных методов, используемых в педагогическом эксперименте, является наблюдение. Оно используется в самых разных ситуациях и как caмocтоятeльный метод, и как необходимое дополнение к другим методам исследования.
    Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие и описание экспериментатором, педагогического процесса или отдельных его компонентов.
   В зависимости от поставленных задач, условий и имеющихся средств наблюдение приобретает специфические качества.
    Оно может быть выборочным или сплошным, когда наблюдаются соответственно отдельные объекты или все подряд (сплошь).
   Прямое наблюдение осуществляется самим экспериментатором, косвенное (опосредованное) - с помощью других лиц (например, классный руководитель поручает родителям пронаблюдать за домашней работой учащихся).
   Самонаблюдение предполагает фиксацию своих состояний, поступков, событий самим объектом эксперимента (например, учащимся дается задание составить самофотографию рабочей недели - записать во времени все, чем они занимаются в течение каждого дня).
   Стороннее наблюдение осуществляется лицом, не участвующим непосредственно в экспериментальном педагогическом процессе, а включенное - осуществляется тем, кто принимает активное участие в нем (самим учителем-экспериментатором).
    Наблюдение за естественным ходом педагогического процесса или при осуществлении формирующего эксперимента обычно ведется без всякого вмешательства. Иногда для наблюдения скрытых или редко возникающих явлений экспериментатор организует специальные провоцирующие их условия (метод создания педагогических ситуаций).
    Фиксация фактов может производиться при помощи записей (протоколирования, дневников и др.) и различных регистрирующих технических средств (фотографии, киносъемки, звукозаписи др. приборов). Если фиксация происходит по ходу события, то это текущее наблюдение, а если после событий (по памяти, при расшифровке документов и записей с помощью ТСО) - это отсроченное (или ретроспективное) наблюдение.
   Кроме фиксации экспериментальных мероприятий педагог должен подмечать все особенности их протекания, включая отношение учащихся к педагогическим воздействиям, эмоциональные реакции, высказывания, оценки, суждения. Очень важно объективно зафиксировать затруднения и недостатки в реализации экспериментальной системы мер, что позволят уже по ходу эксперимента скорректировать гипотезу, изменить условия, обогатить выводы и рекомендации.
    Основные требования к наблюдению:

целенаправленность,
плановость,
систематичность,
объективность,
обязательность фиксации результатов.

9.4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
И ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

    Документы, содержащие текстовую и статистическую информацию о различных сторонах учебно-воспитательного процесса, чаще используются на предварительных этапах эксперимента, когда необходимо знакомство с исследуемым объектом, а также при подведении итогов - для более полной и объективной интерпретации результатов.
    В качестве документов может быть рассмотрена любая информация, зафиксированная в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, кинопленке и т. д. В условиях школы и ПТУ важнейшую информацию содержат документы:

приказы по школе, алфавитные книги, классные журналы, картотеки трудновоспитуемых;
планы: общешкольные, методических объединений, кружков, классных руководителей, учителей, общественных организаций;
планы и конспекты уроков и др. форм учебно-воспитательного процесса:
отчеты и протоколы: статистические и текстовые, общешкольные, собраний, заседаний, педагогических советов, различных комиссий, родительского комитета, методических объединений учительских совещаний;
результаты обобщения передового опыта, творческие отчеты.

Анализ продуктов деятельности учащихся, т. е. результатов их обычной школьной работы, может использоваться на любом этапе эксперимента и служит как самостоятельный источник данных и как дополнительное подтверждение специальных контрольных данных. Изучаются:

тетради учащихся, дневники;
различные письменные работы: сочинения, домашние задания, решение задач;
черновики выполненных заданий;
письма, записки;
рисунки, чертежи;
продукты художественно-прикладного творчества;
продукты технического творчества, различные поделки;
выступления в классных и школьных органах печати;
результаты учебного, производительного и обслуживающего труда.

Имеются приемы организации анализа документов, одним из которых является метод контент-анализа. Суть его заключается в том, что в текстах подсчитываются частоты употребления тех или иных терминов, оценок и т. д. и на основании этого делаются выводы, как связаны различные объекты, события, лица. При работе с вещественными атрибутами деятельности учащихся и педагогов необходимо знать кем, когда, где и с какой целью они были созданы.

Рекомендуемая литература

    Архангельский С. И. и др. Теория измерений и ее приложение к практике педагогических исследований. М., Знание, 1975.
    Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., .1982, с. 68-108*.
   Беспалько В. П. Разработка методики дидактической оценки урока // (Сов. педагогика. - 1985 - № 5*.
   Бобков Н. Е. Контроль за усвоением учебного материала // Сов. педагогика. —1985-№ 8*.
   Голубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М., 1989
   Журавлев В. И. Наблюдение как метод педагогических исследований // Введение в научное исследование по педагогике. / Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988*.
    Как провести социологическое исследование. / Под ред. М. К. Горшкова и других М., 1985, с. 67-112.
    Оценка знаний, умений, навыков... // Справочник заместителя директора школы по УВР. М., 1989*.
    Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1973. с. 184*.
   Падласный И. Пусть нас рассудит компьютер. // Нар. Образование.-1990-№5
   Попов В. Д. Изучение эффективности учебно-воспитательного процесса // Сов. педагогика. - 1988. - 11*.
    Розенберг Н. М. О сущности и возможности применения дидактических показателей. // Сов. педагогика. - 1985.- № 5*.
   Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988*.