Введение

    Настоящий выпуск “Рекомендаций” выходит под рубрикой Новое педагогическое мышление и современные образовательные технологии”
    Этот термин интегрирует кроме “педагогики сотрудничества и развития”, также все лучшие идеи и достижения современной психолого-педагогической науки, отечественного и мирового опыта образования и воспитания.

   Приведем характеристику нового педагогического мышления, данную в УГ 26.05.89 учеными В. В. Давыдовым, Э. Д. Днепровым, В. П. Зинченко, А. В. Петровским и Н. М. Шахмаевым.
   "Прежде всего, оно требует такой организации образования, которая, с одной стороны, направлена на формирование у молодых людей творческой личности, с другой — ориентирование на своеобразие индивидуальности каждого молодого человека, при полном учете его собственной воли и жизненных устремлений. Ребенок является свободным субъектом школьной жизни, учебно-воспитательного процесса, всех видов деятельности (художественной, трудовой, учебной, спортивной, общественно-организованной и т. д.).
   Этот подход к воспитанию и обучению служит основой развития индивидуальных способностей, которые свойственны в той или иной мере всем де
тям и молодым людям.
    В противовес этому застойная педагогика рассматривает человека лишь в качестве объекта учебно-воспитательных манипуляций, при организации жизни которого можно использовать авторитарные методы. Из-за этого такая педагогика стала просто бездетной. Именно против этого в последние десятилетия восстали наши педагоги-новаторы, усматривающие в каждом ребенке и юноше активную личность.

    Вторая характеристика нового мышления, а, следовательно, и новой педагогики связана с признанием приоритетности гармоничного воспитания человека перед различными видами его обучения, перед снабжением его разной “информацией”.
    Гармоничное воспитание предполагает попеременное осуществление детьми и юношами всех основных видов сознательной деятельности людей. При этом исходной формой любой деятельности является коллективное ее выполнение — и лишь постепенно она становится индивидуальной. Конечно, в каждом возрасте сочетание и степень развернутости этих видов деятельности различны, но лишь в совокупном выполнении всех видов деятельности происходит полноценное усвоение человеком осмысленных и нравственных действий в самых разнообразных жизненных ситуациях.
    В традиционной же педагогике, как известно, имеет место засилье обучения, приводящее к чрезмерному рассудочному интеллектуализму, а в результате — к господству технократического мышления, для которого характерен примат средства над целью, частной цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники над человеческими ценностями, информированности над культурой.

    Третьей чертой новой педагогики, истоки которой связаны со строительством социалистического способа жизни, является утверждение трудового начала образования. Оно зиждется на двух основаниях. Первое из них связано с деятельным и творческим ознакомлением человека с предметным миром, миром труда, что раскрывает подрастающим поколениям историческое происхождение различных форм труда, человеческих воззрений и способов деятельности.
    Вторым основанием подлинного образования является соединение — с определенного возраста—обучения с производительным трудом в его современных формах, — такое соединение, которое расширяет и углубляет основы умственного, нравственного и физического развития молодых людей.
    Педагогика периода застоя, хотя декларативно и признает трудовое начало нашей школы, но не владеет средствами его практической реализации. Так, у нас много лет господствуют пассивные методы преподавания, направленные на словесное объяснение, что культивирует у человека репродуктивное мышление, свойственное для исполнителя планов и воли других. Обучение и труд школьников зачастую осуществляются независимо друг от друга, а сам труд в основном носит нетворческий характер и выполняется школьниками вне трудового коллектива взрослых.
   Наиболее существенной характеристикой новой педагогики является понимание ею образования как общественно-государственной системы, действующей ныне в условиях широкой демократизации и гласности и управляемой общественными советами разных уровней. Школам в этой системе присуще самоуправление. Учительский труд в них может быть только творческим, а сами школы — при наличии у них единого основания — могут быть весьма многообразными.
   Новое педагогическое мышление все более осваивает тот принцип управления образованием, который связан прежде всего с ориентацией на развитие его духовно-содержательной, кадрово-педагогической и материально-технической сторон."