Современные социально-педагогические условия (финансирование, стандарты содержания обучения, отсутствие социального заказа и др.) не позволяют в массовой школе резко изменить содержание учебного плана. В КСПК осуществляется первый перманентный этап гуманизации и гуманитаризации образования. В учебно-воспитательном процессе представлены все основные направления гуманитарной культуры, среди которых ребенок может выбрать то, что соответствует его интересам, то есть используется модель дифференцированного обучения по интересам.
Веер культурологических направлений дифференциации включает восемь учебных отделений.
1. Отделение музыкальной культуры (обучение восприятию музыки, пению в хоре, игре на каком-либо инструменте, ознакомление с богатством русской национальной и мировой музыкальной культуры).
2. Отделение изобразительного искусства (обучение восприятию красоты природы, произведений изобразительного искусства, гармонии цвета, развития чувства прекрасного, навыкам рисования, лепки, ваяния, декоративного искусства, дизайна).
3. Отделение языковой культуры (обучение родному и иностранным языкам, навыки красивой и выразительной речи, культура общения, углубленное изучение человековедческих и философских знаний, этики и эстетики, знакомство с мировой художественной литературой, искусством театра и кино).
4. Отделение нравственно-патриотического воспитания (знакомство с духовной культурой, с этикой, историей религии, мифологией, освоение нравственных богатств народа, военно-патриотическая подготовка).
5. Отделение экологической культуры (ознакомление с проблемами сохранения природы, среды обитания человека, уникальной человеческой культуры. Воспитание любви к природе, углубленное изучение географии, биологии и химии).
6. Отделение физической культуры (воспитание здорового образа жизни, правильного отношения к своему здоровью, культ физической красоты, занятия различными видами спорта, обучение основам медицинских и психологических знаний).
Совершенно естественно, что все интересы детей микрорайона не ограничиваются одной только гуманитарной, культурологической сферой. Определенная часть ребят расположена к восприятию практических умений, технических и математических знаний. Для таких детей открыто отделение математической культуры, где занимаются расширением и углублением математики, физики, основ информатики. Заметим, что педагоги комплекса рассматривают и физико-математические науки как особого рода гуманитарную культуру, которая тесно связана с общей культурой человека.
7. Отделение математической культуры (углубленные занятия по предметам математики, физики, химии, ознакомление с научными методами изучения природы, обучение решению количественных задач с помощью компьютера).
Практическому складу личности соответствует и отделение прикладного творчества, на котором значительная роль отводится трудовому обучению.
8. Отделение прикладного творчества (овладение современными прикладными ремеслами-искусствами: слесарными, токарными и столярными умениями, выпиливанием, резьбой по дереву, гравировкой, лепкой, моделированием, шитьем, вышивкой, вязанием и т.п., формирование умений и навыков общей культуры труда).
поступление в профессиональные учебные заведения |
I
профили, специализация |
I
комплектование старшей ступени |
I
самоопределение учащихся | диагностика при окончании основной школы | желание родителей |
I
ОТДЕЛЕНИЯ |
I
Перегруппировка |
Желание ребенка | Диагностика при переходе в среднюю ступень | Желание родителей |
I
Муз. культуры |
Изобр. искусства | Язык. культуры |
Нрав.- патриот. культуры |
Экологи- ческой культуры |
Физич. культуры |
Матема- тической культуры |
Прикл. твор- чест- ва |
I
Желание ребенка | Диагностика при поступлении в школу | Желание родителей |
I
РЕБЕНОК |
Культурологические направления — отделения — не являются профилями для поступления в определенные учебные заведения, они:
— олицетворяют конкретный интерес для ребенка, обеспечивают мотивационный аспект его ученья;
— являются культурным фоном, культурной составляющей образования (необходимой любому человеку, любому специалисту);
— могут быть для некоторых детей и первой ступенькой к профессиональному выбору, могут выводить их на фарватер профессионального самоопределения; для этого на старшей ступени предусмотрено развитие дифференциации обучения внутри самих отделений, переход дифференцированного обучения в профильное и даже индивидуальное, готовящее выпускников к продолжению образования в определенном учебном заведении или к определенному виду деятельности.
Процесс перехода на педагогическую работу по отделениям с I по XI классы идет постепенно, сопровождается поисками нового предметного содержания в различных классах, подбором кадров, разработкой психолого-педагогической диагностики учащихся по интересам.
Учебные планы отделений КСПК разработаны на основе республиканского базисного учебного плана. В них выдержана инвариантная часть базисного плана, сохраняется традиционный для общеобразовательной школы набор предметов и количество часов на каждый предмет для обеспечения качественного усвоения учебного материала в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Часы школьного компонента учебного плана используются для увеличения объема занятий по предметам, определяющим направление деятельности отделения, для введения новых предметов и курсов.
Значительное место уделено индивидуальным и дифференцированным групповым занятиям с целью удовлетворить индивидуальные интересы и потребности учащихся.
Итак, в основе экспериментальных учебных планов отделений, лежат следующие принципы:
— сохранение базового ядра образования, обеспечивающее возможность перехода ребенка с одного отделения на другое;
— гуманизация содержания образования, насыщение его "кислородом" гуманитарной культуры;
— развитие эмоциональной (эстетической и нравственно-волевой) сферы личности;
— развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
— отказ от чисто информационной модели обучения, переход к развивающей педагогике.
Рекомендуемая литература
Выготский Л.С. Психология искусств. — М., 1968.
Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. — М., 1986.
Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество// Искусство в школе. - 1993.- № 1.
Каптерев П.Ф. Об эстетическом воспитании. Избранные пед. сочинения. — М., 1982.
Кузина Г.Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М., 1998.
Лебедев Д. Школа гармонии// Искусство в школе. — 1992.- № 3, 4.
Лук А.Н. Эмоции и личность. — М., 1982.
Луначарский А. В. Избранные статьи по эстетике. — М., 1973.
Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. — М., 1983.
Основы эстетического воспитания/ Под ред. А.К. Дремова. — М., 1975.
Селевко Г. К. и др. Культурологический социально — педагогический комплекс. — Ярославль, ИУУ, 1993.
Селевко Г. К. и др. Рыбинский гуманитарно — музыкальный комплекс. Ярославль, ИПК, 1994.
Система эстетического воспитания в школе/ Под ред. С. А. Герасимова. — М., 1983.
Ситник А. П. Идейно-эстетическое воспитание школьников в процессе урочных, факультативных и внеклассных занятий. — М„ 1979.