СИСТЕМА МНОЖЕСТВЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    Учебный процесс в КСПК строится по восьми направлениям-углублениям, имеющим свою специфику с первых лет обучения и до XI класса.
    Учащимся предоставляется свобода выбора направлений обучения во всем спектре гуманитарной культуры; организовано восемь учебных отделений:

музыкально-эстетическое;
изобразительного искусства,
прикладного творчества,
языковой культуры,
нравственной культуры,
экологической культуры,
физической культуры,
математической культуры.

        В основе экспериментальных учебных планов отделений (см. приложение), которые были разработаны творческими лабораториями, лежат следующие соображения:

сохранение базового ядра образования, обеспечивающее возможность перехода ребенка с одного          отделения на другое;
гуманизация содержания образования, насыщение его “кислородом” гуманитарной культуры;
развитие эмоциональной (эстетической и нравственно-волевой) сферы личности;
развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
отказ от чисто информационной модели обучения, переход к развивающей педагогике.

        Конечно, было бы абсурдным перевести на новые учебные планы сразу всю школу. Процесс перехода на педагогическую работу по отделениям с 1 по XI классы идет постепенно, сопровождается поисками нового предметного содержания в различных классах, подбором кадров, разработкой психолого-педагогической диагностики учащихся по интересам.

        Наибольшей полнотой дифференциации по вертикали (с 1 по VII классы) отличается музыкально - эстетическое отделение. Оно работает по учебным планам для школ с углубленным изучением предметов эстетического цикла (вариант 6). Отделение было открыто в 1986 году и в настоящее время уже построена система музыкально-эстетического воспитания, охватывающая около 500 детей. Она представляет оригинальное соединение общеобразовательной и музыкальной школ: здесь развиваются музыкальные способности детей, они обучаются пению в хоре, игре на музыкальном инструменте, занимаются хореографией, знакомятся с богатствами русской национальной и мировой музыкальной культуры. Создана достаточная материальная база, сформировался сильный коллектив педагогов-музыкантов.

        Задачей отделения изобразительного искусства является обучение восприятию красоты природы, гармонии цвета, развитие чувства прекрасного, получение практических навыков рисования, лепки, ваяния, декоративного искусства, дизайна.

        На отделении прикладного творчества кроме предметов изобразительного искусства происходит овладение современными прикладными ремеслами-искусствами: слесарными, токарными и столярными умениями, выпиливанием, резьбой по дереву и др.
        Для отделений ИЗО и прикладного творчества также существуют учебные планы МО РФ, но в них внесены значительные коррективы: они представляют собой оптимальное сочетание лучших сторон двух современных альтернативных концепций преподавания ИЗО (Б. М. Неманского и В. И. Кузина). Обучение в начальной школе ведется по авторское программе художника М. Д. Солдатенковой, которая предполагает целенаправленное развитие художественного восприятия по Неменскому, а затем на средней и старшей ступенях развитая сенсорика ребенка используется для более быстрого усвоения специальных умений (здесь предпочтение отдается методике Кузина).

        Концепция программы по отделению языковой культуры вбирает в себя идеи развивающего обучения родному языку, современные взгляды на освоение художественной литературы как вида искусства. Дополнительные дисциплины дают возможность обучать детей иностранным языкам, навыкам красивой и выразительной речи, культуры общения, нести углубленное изучение человековедческих и философских знаний, этики и эстетики, знакомить с мировой художественной литературой, искусством театра и кино.

        Отделение нравственной культуры, кроме эстетического воспитания как основного пути к нравственному, предполагает усиление акцентов на освоении этических норм и расширенное использование в образовательных целях богатств, заключенных в религиозной культуре. На базе КСПК работает воскресная школа, которую ведет настоятель Яковлевской церкви М. Б. Старк. Факультативно изучаются история религии, мифология. При этом, естественно, речь идет не о религиозном воспитании, а воспитании тех общечеловеческих ценностей, которых так недостает нашему обществу и школе. Логика программ идет от мифологии к основам нравственности, а затем к диалектико-материалистической философской истине.

        Отделение экологической культуры прошло пятилетнее становление, имеет прочную практическую базу. Практической базой отделения служит школьное лесничество. Учащимися КСПК сохраняется и обрабатывается 350 га соснового леса, выращивается молодняк. Учебные программы отделения предполагают экологическую ориентировку всех предметов естественного цикла: биологии, географии, химии, физики, а также преподавание специального предмета “Экология” в старшей ступени.

        Еще у древних физическая культура, красота человеческого тела были неразрывно связаны с общеэстетической культурой. Поэтому физическая культура правомерно включена в гуманитарный комплекс. В учебных планах отделения физической культуры предполагается использовать валеологическую модель школы, разработанную в Санкт-Петербургском Институте педагогического мастерства (Л. И. Татарникова).

        Совершенно естественно, что все интересы детей микрорайона не ограничиваются одним только гуманитарным, культурологическим направлением. Определенная часть ребят расположена к восприятию практических умений и технических и математических знаний. Для таких детей открыто отделение математической культуры, где занимаются углублением математики, физики, основ информатики. Заметим, что педагоги комплекса рассматривают и физико-математические науки как особого рода гуманитарную культуру, которая тесно связана с общей культурой человека.

        Практическому складу личности соответствует и отделение прикладного творчества, на котором значительная роль отводится трудовому обучению.
        Культурологические направления — отделения — не являются профилями для поступления в определенные учебные заведения. Они:

олицетворяют конкретный интерес для ребенка, обеспечивают мотивационный аспект его ученья,
являются культурным фоном, культурной составляющей образования (необходимой любому человеку, любому специалисту),
могут быть для некоторых детей и первой ступенькой к профессиональному выбору, могут выводить их на фарватер профессионального самоопределения.

На старшей ступени предусмотрено развитие дифференциации обучения внутри самих отделений, переход дифференцированного обучения в профильное и даже индивидуальное, готовящее выпускников к продолжению образования в определенном учебном заведении или к определенному виду деятельности.