В течение длительного времени в нашем обществе, а, следовательно, и в школе господствовали тоталитарный режим, лживая идеология, шло уничтожение подлинной человеческой культуры. Школа стала технократическим авторитарным учреждением, в котором, по выражению известного психолога А.Н. Леонтьева, “происходило обнищание души при пресыщении информацией”. Недаром наши крупнейшие осмысливатели эпохи А.Д. Сахаров, Д.С. Лихачев, А.И. Солженицын и другие приходили к выводу, что коренной, глубинной причиной кризисов нашего “советского” общества явился упадок его духовной культуры.
Отсюда следует и приоритетная задача развития нашего общества, условие его выживания, это — восстановление, возрождение духовности, гуманитарной культуры, в чем совершенно исключительная роль принадлежит школе.
Основная гипотеза экспериментальной площадки “Культурологический социально-педагогический комплекс” исходит из того, что только в атмосфере высокой гуманитарной культуры и только на основе широкой гуманизации школьного образования, освоения богатств мировой художественной культуры возможно воспитать личность, стремящуюся к самоактуализации и обладающую чувством социальной ответственности, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности.
Такую основу обеспечивают следующие концептуальные подходы к построению учебно-воспитательного процесса.
1. Целевая установка на воспитание человека высокой гуманитарной культуры, на превращение школы из преимущественно просветительного учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры.
2. Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение человеко-ориентированной школы.
3. Дифференциация обучения детей по интересам, использование интересов детей как главной мотивационной базы обучения.
4. Развивающее обучение как содержательная и методическая основа перестройки и улучшения учебно-воспитательного процесса.
5. Системность и комплексность воспитательной работы: oсуществление цельной и последовательной программы воспитания, связь учебной и внеучебной деятельности детей, опора на комплексные воспитательные общешкольные циклы.
6. Педагогизация окружающей среды, участие в целенаправленном процессе формирования молодого поколения всех социальных институтов, интенсификация семейного воспитания.
На основе этих принципов разрабатывается и выращивается новая, культуровоспитывающая технология среднего oбpaзования, которая должна привести к формированию человека высокой гуманитарной культуры.