Целями методической работы в КСПК являются совершенствование профессионального мастерства учителей, максимальное развитие их творческих способностей на базе экспериментально-опытной деятельности, расширение общего культурного кругозора.
Методическая работа КСПК строится на следующих принципах:
системность, последовательное движение учителя к вершинам педагогического мастерства; | |
разнообразие, методов и форм, обеспечение свободы выбора, творческого пространства для педагога; | |
реализация общешкольных идей построения культуровоспитывающей технологии. |
Система методических мероприятий включает:
традиционные виды и формы внутришкольного контроля (наблюдение уроков, контроль ЗУН по предметам, итоговые педсоветы, совещания, аттестационные мероприятия); | |
работу методических объединений и их новой структуры - творческих лабораторий (кафедр); | |
тематические педагогические советы; | |
творческую учебу различных категорий педагогов; | |
отчетные мероприятия (педагогические чтения, конференции, семинары, круглые столы по отдельным разделам эксперимента). |
Новые структурные подразделения — творческие научно-методические лаборатории (кафедры) возникли на базе традиционных предметных объединений и в связи с потребностью методических межпредметных связей в рамках культурологических отделений школы.
Таким
образом, каждое отделение КСПК
имеет свой мозговой центр — научно-методическую
лабораторию — кафедру,
объединяющую преподавателей профилирующих
дисциплин отделения. Кроме того, созданы отдельно: кафедра
начального обучения и кафедра
воспитания и социальной работы.
К работе кафедр (как
научные руководители и консультанты) привлечены вузовские ученые
(профессора Жаков Л.
А., Бутин И. М., доценты Калмыкова И. P., Агафонова Н. Н.,
Лобашова М. В., Селивон Д. Н.), методисты ИПК
(Калистратова Н. В., Макарова Е. P.).
Кафедры решают вопросы учебной и экспериментальной работы на отделении: изменение учебных планов, содержание программ но учебным дисциплинам, разрабатывают и утверждают диагностические материалы для отслеживания результатов развития детей, планируют внеклассную работу по предметам, определяют критерии дифференциации обучения, обсуждают и утверждают внутрипредметные эксперименты.
Традиционной формой внутришкольной методической работы являются педагогические советы. Они планируются как определенная система мероприятий, заканчивающихся принятием соответствующих решений коллектива педагогов. Формы педсоветов разнообразятся от традиционных “итогов и задач” до “круглых столов” и организационно-деятельностных игр. Третий педсовет: “Проблемы
современного гуманитарного образования” был отведен вопросам введения
“Программы воспитательной работы в КСПК”. Ему предшествовал
семинар oдного из
авторов данной программы — профессора Н. Н. Верцинской.
Одновременно подводились
промежуточные итоги
экспериментальной работы.
Наконец, итоговый педсовет
в конце учебного года был
проведен как широкий
творческий отчет-конференция.
В 1992/1993 уч. году логика педсовета пошла по пути стабилизации: были намечены три проблемы для комплексного обсуждения: “Ученик” (Пути построения человекоориентированной школы, “Родитель” (Взаимодействие школы с семьей как частью социума), “Учитель” (Освоение новых педагогических технологий).
В цикл подготовки и проведения этих
педсоветов включаются:
теоретические семинары, работа
проблемных групп, отслеживание состояния
вопроса в практике и, наконец, обсуждение
на общем заседании. Эти формы сопровождаются анкетами и тестовыми
проверками, методическими неделями, открытыми
мероприятиями, творческими
встречами-дискуссиями.
Большую роль в
методической работе как внутришкольном
звене повышения квалификации педагогов играют
систематические поездки педагогов для изучения
передового опыта в различные
города нашей страны и ближнего зарубежья (Москва, Петербург,
Екатеринбург, Минск, Бобруйск, Серпухов, Каунас,
Красноярск и др.).