Для выполнения этой задачи создана социальная служба КСПК, которую образуют следующие подразделения:
территориальная социальная служба, которую осуществляют социальные педагоги; | |
внутришкольная служба социальной заботы о детях (59 классных руководителей, 6 воспитателей ГПД, 3 организатора внеклассной работы по ступеням); | |
психологическая служба (три психолога и логопед); | |
медицинская служба (врач, медсестра). |
Территориальная социальная служба КСПК является открытой социально-педагогической системой, развернутой на внешкольную среду, деятельность и общение учащихся в которой могут выступать своеобразным тренингом, позволяющим упражняться, приобретать качества социальной активности, коллективизма.
Территориальную службу
осуществляют социальные педагоги. Появление
этой новой личности в знаменитой триаде
“учитель—ребенок—родитель” создает большие
возможности для построения
личностно-ориентированной педагогики. И первая миссия социального педагога —
выполнять роль связующего звена между
профессиональным воспитанием, семьей и
общественностью. Полный функционал социального
педагога дан в приложении 2.
Социальные педагоги
организуют социально значимую деятельность по
месту жительства среди детей, подростков и
взрослых, создают условия для разумного
проведения досугового времени, выявляют и защищают интересы
детей и подростков, оказывают помощь семьям в развитии их воспитательных
возможностей, предупреждают и разрешают
трудности и конфликты, оказывают гуманитарную
поддержку детям, нуждающимся в опеке и
попечительстве, привлекают к работе с детьми
государственные учреждения и общественность.
В КСПК
работает коллектив из 20 социальных педагогов.
За каждым из них закреплены дом или подъезд
(40 - 50 семей с
детьми) и часть прилегающей территории микрорайона.
На начальном
этапе работы социальных педагогов ставилась задача проникновения в семью:
знакомство, нахождение контакта, разъяснение
полезности связи со школой с помощью социального
работника. При этом выявлялись благополучные и
неблагополучные семьи, общие семейные интересы,
занятость подростков во внеурочное время. Детям
рассказывали и заинтересовывали работой центров
и кружков.
В результате в текущем
году в 24 кружках и секциях при школе занимается 690
человек. Силами социальных педагогов в школе и в
домах ведутся 20 кружков и секций, на занятия
которых приходят не только дети, но и родители.
Под руководством
социальных педагогов созданы и действуют
своеобразные разновозрастные объединения (РВО) детей,
подростков и их родителей по месту жительства:
это и коллективы из 2-3 семей, и коллектив учащихся
и их родителей из подъезда, дома и т. д.
На карте микрорайона
изображено наглядно все поле деятельности
социальных педагогов. На ней отмечены места
дислокации РВО, массовых гуляний детей, места
тусовок, зоны опасных контактов и т.д.
На втором
этапе деятельность социальных педагогов
расширилась, и в сферу влияния
попали одинокие, престарелые, просто пожилые люди, нуждающиеся
во внимании и заботе.
Ведется поиск интересных
людей микрорайона для подключения
их к воспитательной работе с учащимися.
Третий
этап характеризуется переносом центра тяжести
социально-педагогических мероприятий непосредственно в социум (включая выход за пределы
микрорайона). В циклограмме дел-мероприятий,
проводимых ежегодно с детьми на территории
микрорайона, участвует все больше и больше
родителей и взрослых жителей; это
благотворительные концерты, выставки-продажи
изделий детского творчества, праздники “Мы и наши питомцы”, “Живи,
Земля”, систематические
дискотеки для молодежи. Завоевали признание
родителей и жителей народные праздники “Святки”, “Масленица”, олицетворяющие возрождение
русских национальных
обрядовых традиций.
Социальные
педагоги организуют с детьми РВО своих
домов выходы в ТЮЗ, цирк, кукольный театр, на художественные выставки, концерты.
Заключены договоры о
сотрудничестве между школой и учреждениями культуры, спорта,
медицины, внешкольными
воспитательными учреждениями.
К совместной работе
привлекаются правоохранительные органы,
территориальная депутатская группа и родительская общественность.
Социальная служба
проводит ежегодную конференцию родителей,
общественности и жителей микрорайона, где
обсуждаются общие задачи воспитания
молодежи, выбирается Совет КСПК.
Психологическая служба КСПК, в которую входят три штатных
психолога, включает весьма
большую сферу социальной заботы
о ребенке; диагностику интересов и способностей, прогноз и
конструирование индивидуального развития, коррекцию процессов обучения и воспитания,
психотерапевтическую помощь, психологическое
просвещение и консультирование. За каждым психологом
закреплен определенный участок,
поле экспериментально-поисковой работы.
Психологи участвуют в планировании и анализе общешкольных
мероприятий, всех педагогических
советов и консилиумов, ведут учет
и диагностику трудновоспитуемых, выходят на
проблемы создания благоприятного психологического
климата в коллективе.
В 1992 году введены в строй
психологический кабинет, имеющий рабочее пространство для
занятий и тренингов по человековедческим
дисциплинам, уголок психологической разгрузки
для учителя. Там же сосредотачиваются данные наблюдений, тестирования и
анкетирования учащихся, ведется
картотека трудных.
Одной из
самых трудных сторон в организации эксперимента, которую обеспечивает
психологическая служба, является проблема отслеживания
результатов (они могут быть весьма
отдаленными), проблема выбора параметров и
характеристик учебно-воспитательного
процесса и их измерения, проблема
психолого-педагогической
диагностики, учет всех факторов, условий,
влияющих на результаты обучения
и воспитания.
Кроме канонических
показателей педагогического процесса
(успеваемости, посещаемости, дисциплины),
психологи совместно с педагогами отслеживают:
уровни развития отдельных мыслительных операции (анализ—синтез, обобщение—классификация и др.); | |
уровни воспитанности (отношение к себе, миру, труду, общественная активность); | |
уровни развития специальных способностей. |
Система психолого-педагогической диагностики в настоящее время включает:
ежегодный параллельный анкетный опрос учащихся V—XI классов, их родителей и классных руководителей; | |
ежегодное определение уровня воспитанности учеников 1—IV классов; | |
тестирование развития специальных способностей; | |
определение готовности и области интересов ребенка, поступающего в 1 класс; | |
определение интересов и данных для дифференциации при переходе из начальной школы в среднюю ступень и из средней в старшую; | |
профориентационную диагностику по Климову; | |
педагогическую диагностику трудных по Верцинской. |
Медицинская служба ставит своей задачей отслеживать и корректировать процессы физического развития детей. Силами врача и медсестры производятся:
углубленные осмотры учащихся (вес, рост, зрение, осмотр на педикулез, кожные заболевания); | |
формирование физкультурных групп (основная, подготовительная, специальная, освобожденные), заполнение листков здоровья в классных журналах; | |
создание групп коррегирующей гимнастики, где занимаются дети с нарушением здоровья, со сколиозами; | |
специфическая профилактика против инфекционных заболеваний (прививки от кори, дифтерии, столбняка, туберкулеза); | |
ежегодный контроль за санэпидрежимом учащихся; | |
проверка уроков физкультуры, уроков труда групп продленного дня, питания учащихся в столовой, наблюдение за карантинными классами; | |
санпросветработа с учащимися классов, беседы с родителями, учителями, показ кинофильмов по профилактике алкоголизма, о вреде курения, токсикомании, наркомании, беседы о личной гигиене. |
Ведется амбулаторный прием учащихся.