СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ О ДЕТЯХ

        КСПК как учебно-воспитательное учреждение нового типа имеет еще одну отличительную сторону: комплекс является открытой воспитательной системой, ставящей задачу объединения педагогических воздействий школы и окружающей социальной среды.

Для выполнения этой задачи создана социальная служба КСПК, которую образуют следующие подразделения:

территориальная социальная служба, которую осуществляют социальные педагоги;
внутришкольная служба социальной заботы о детях (59 классных руководителей, 6 воспитателей ГПД, 3 организатора внеклассной работы по ступеням);
психологическая служба (три психолога и логопед);
медицинская служба (врач, медсестра).

        Территориальная социальная служба КСПК является открытой социально-педагогической системой, развернутой на внешкольную среду, деятельность и общение учащихся в которой могут выступать своеобразным тренингом, позволяющим упражняться, приобретать качества социальной активности, коллективизма.

        Территориальную службу осуществляют социальные педагоги. Появление этой новой личности в знаменитой триаде “учитель—ребенок—родитель” создает большие возможности для построения личностно-ориентированной педагогики. И первая миссия социального педагога — выполнять роль связующего звена между профессиональным воспитанием, семьей и общественностью. Полный функционал социального педагога дан в приложении 2.
        Социальные педагоги организуют социально значимую деятельность по месту жительства среди детей, подростков и взрослых, создают условия для разумного проведения досугового времени, выявляют и защищают интересы детей и подростков, оказывают помощь семьям в развитии их воспитательных возможностей, предупреждают и разрешают трудности и конфликты, оказывают гуманитарную поддержку детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, привлекают к работе с детьми государственные учреждения и общественность
.
      В КСПК работает коллектив из 20 социальных педагогов. За каждым из них закреплены дом или подъезд (40 - 50 семей с детьми) и часть прилегающей территории микрорайона.

        На начальном этапе работы социальных педагогов ставилась задача проникновения в семью: знакомство, нахождение контакта, разъяснение полезности связи со школой с помощью социального работника. При этом выявлялись благополучные и неблагополучные семьи, общие семейные интересы, занятость подростков во внеурочное время. Детям рассказывали и заинтересовывали работой центров и кружков.
        В результате в текущем году в 24 кружках и секциях при школе занимается 690 человек. Силами социальных педагогов в школе и в домах ведутся 20 кружков и секций, на занятия которых приходят не только дети, но и родители.
        Под руководством социальных педагогов созданы и действуют своеобразные разновозрастные объединения (РВО) детей, подростков и их родителей по месту жительства: это и коллективы из 2-3 семей, и коллектив учащихся и их родителей из подъезда, дома и т.
д.
      На карте микрорайона изображено наглядно все поле деятельности социальных педагогов. На ней отмечены места дислокации РВО, массовых гуляний детей, места тусовок, зоны опасных контактов и т.д.

        На втором этапе деятельность социальных педагогов расширилась, и в сферу влияния попали одинокие, престарелые, просто пожилые люди, нуждающиеся во внимании и заботе.
        Ведется поиск интересных людей микрорайона для подключения их к воспитательной работе с учащимися.

        Третий этап характеризуется переносом центра тяжести социально-педагогических мероприятий непосредственно в социум (включая выход за пределы микрорайона). В циклограмме дел-мероприятий, проводимых ежегодно с детьми на территории микрорайона, участвует все больше и больше родителей и взрослых жителей; это благотворительные концерты, выставки-продажи изделий детского творчества, праздники Мы и наши питомцы”, Живи, Земля”, систематические дискотеки для молодежи. Завоевали признание родителей и жителей народные праздникиСвятки”, Масленица”, олицетворяющие возрождение русских национальных обрядовых традиций.
        Социальные педагоги организуют с детьми РВО своих домов выходы в ТЮЗ, цирк, кукольный театр, на художественные выставки, концерты.
        Заключены договоры о сотрудничестве между школой и учреждениями культуры, спорта, медицины, внешкольными воспитательными учреждениями.
        К совместной работе привлекаются правоохранительные органы, территориальная депутатская группа и родительская общественность.
        Социальная служба проводит ежегодную конференцию родителей, общественности и жителей микрорайона, где обсуждаются общие задачи воспитания молодежи, выбирается Совет
КСПК.

        Внутришкольная служба социальной заботы. Функционал классного руководителя органически включает следующие обязанности, относящиеся к сфере социальной заботы о детях: организация детского питания, помощь многодетным семьям, помощь малообеспеченным семьям, наблюдение и отслеживание влияния семьи на ребенка, связь и общение с родителями учащихся класса (просвещение, консультации, организация помощи и др.), индивидуальная воспитательная работа с “трудными” детьми класса.
        Эти функции остаются за классным руководителем, но в условиях КСПК, при наличии социальных педагогов, классные руководители получают дополнительную и весьма ощутимую поддержку. Они имеют от социальных педагогов полную картину поведения и условий жизнедеятельности учащихся во второй половине дня, могут проводить консилиумы по отдельным сложным ситуациям. Социальные педагоги оказывают помощь классным руководителям и в проведении воспитательных мероприятий.
        Таким образом, классные руководители и социальные педагоги (каждый в своей сфере общения) помогают друг другу лучше понять ребенка, сочетают индивидуальные и коллективные методы воспитания.

        Психологическая служба КСПК, в которую входят три штатных психолога, включает весьма большую сферу социальной заботы о ребенке; диагностику интересов и способностей, прогноз и конструирование индивидуального развития, коррекцию процессов обучения и воспитания, психотерапевтическую помощь, психологическое просвещение и консультирование. За каждым психологом закреплен определенный участок, поле экспериментально-поисковой работы.
        Психологи участвуют в планировании и анализе общешкольных мероприятий, всех педагогических советов и консилиумов, ведут учет и диагностику трудновоспитуемых, выходят на проблемы создания благоприятного психологического климата в коллективе.
        В 1992 году введены в строй психологический кабинет, имеющий рабочее пространство для занятий и тренингов по человековедческим дисциплинам, уголок психологической разгрузки для учителя. Там же сосредотачиваются данные наблюдений, тестирования и анкетирования учащихся, ведется картотека трудных.

        Одной из самых трудных сторон в организации эксперимента, которую обеспечивает психологическая служба, является проблема отслеживания результатов (они могут быть весьма отдаленными), проблема выбора параметров и характеристик учебно-воспитательного процесса и их измерения, проблема психолого-педагогической диагностики, учет всех факторов, условий, влияющих на результаты обучения и воспитания.
        Кроме канонических показателей педагогического процесса (успеваемости, посещаемости, дисциплины), психологи совместно с педагогами отслеживают:

уровни развития отдельных мыслительных операции (анализ—синтез, обобщение—классификация и др.);
уровни воспитанности (отношение к себе, миру, труду, общественная активность);
уровни развития специальных способностей.

Система психолого-педагогической диагностики в настоящее время включает:

ежегодный параллельный анкетный опрос учащихся V—XI классов, их родителей и классных руководителей;
ежегодное определение уровня воспитанности учеников 1—IV классов;
тестирование развития специальных способностей;
определение готовности и области интересов ребенка, поступающего в 1 класс;
определение интересов и данных для дифференциации при переходе из начальной школы в среднюю ступень и из средней в старшую;
профориентационную диагностику по Климову;
педагогическую диагностику трудных по Верцинской.

        Благодаря работе психологов совершается постепенная “психологизация” учебно-воспитательного процесса, его ориентирование на психологическое состояние детей, на психологические закономерности педагогических явлений,

        Медицинская служба ставит своей задачей отслеживать и корректировать процессы физического развития детей. Силами врача и медсестры производятся:

углубленные осмотры учащихся (вес, рост, зрение, осмотр на педикулез, кожные заболевания);
формирование физкультурных групп (основная, подготовительная, специальная, освобожденные), заполнение листков здоровья в классных журналах;
создание групп коррегирующей гимнастики, где занимаются дети с нарушением здоровья, со сколиозами;
специфическая профилактика против инфекционных заболеваний (прививки от кори, дифтерии, столбняка, туберкулеза);
ежегодный контроль за санэпидрежимом учащихся;
проверка уроков физкультуры, уроков труда групп продленного дня, питания учащихся в столовой, наблюдение за карантинными классами;
санпросветработа с учащимися классов, беседы с родителями, учителями, показ кинофильмов по профилактике алкоголизма, о вреде курения, токсикомании, наркомании, беседы о личной гигиене.

Ведется амбулаторный прием учащихся.