СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

        Главная тенденция современной школы — превращение ее в Школу Воспитывающую — реализуется в создаваемой системе воспитания в КСПК.
        Воспитательная система КСПК предполагает единство воспитания в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной деятельности и в социуме; она включает: целеполагание и планирование, содержание воспитательной работы, методы и формы организации детей.

        Цели. Педагогический коллектив осуществляет решительный поворот к личности ребенка. Личность школьника становится целью всей педагогической системы, а не средством, с помощью которого прежде педагоги реализовали отчужденные от ребенка абстрактные планы. Человекоориентированная школа обеспечивает не только подготовку школьника к будущей жизни, но и полноценное проживание им каждого возрастного периода.
        Приоритетной целью воспитания в КСПК является формирование базовой гуманитарной культуры личности, основывающейся на общечеловеческих этических и эстетических ценностях Истины, Добра и Красоты. Это означает воспитание гуманизма, честности и чести, достоинства, совести, трудолюбия, развитие эстетических взглядов, вкусов, формирование творческой, гуманной, интеллектуальной личности.

        Содержание. Воспитательная работа в КСПК определяется “Программой воспитательной работы”, разработанной авторским коллективом ученых под руководством профессора А. И. Кочетова. Программа опирается на то, что в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования требуемых качеств, совокупность которых и определяет духовный мир растущего человека. Для каждой группы классов введены основные воспитательные задачи:

        1—Ш классы: опора на ведущие виды деятельности (познавательную, игровую, общественно-полезную); создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни группы, правилам поведения;
       V—VI классы: переориентация с детских норм поведения на взрослые; опора на виды деятельности, способствующие самоутверждению (общественные, спортивные, художественно-эстетические и др.); развитие деятельности общения;
       VII—VIII классы: создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом ее возможностей, развитие уважительных отношений мальчиков и девочек; приобщение подростков к материально вознаграждаемому труду;
        IX—XI классы: создание условий для социального определения на будущее; развитие диалектического взгляда на сущность вещей и явлений, преодоление нравственного максимализма, воспитание культа знаний, труда, здоровья, семьи.

        Для выполнения этих задач “Программа воспитания в КСПК” предлагает систему просвещения и деятельности, обеспечивающую преемственность содержания воспитания и его связь с учебными предметами, в которой предусмотрены:

система формирования ведущих качеств личности;
просвещение в области этической и эстетической культуры;
практическая деятельность учащихся в системе дел, традиций, заданий;
оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
непрерывная педагогическая диагностика, постепенно переходящая в самодиагностику, самопознание, самовоспитание.

Содержание внеклассной, внеурочной деятельности учащихся имеет в КСПК особый смысл, оно призвано:

сделать досуговую деятельность второй половины дня учащихся управляемой и подчиненной целям воспитания;
продолжить и дополнить теоретическое усвоение культурологических направлений в практических применениях;
удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности;
предоставить детям дополнительные возможности для самоопределения в учебной работе.

Для этого в комплексе создано большое количество кружков, секций, клубов, которые объединены в воспитательные центры.

        Воспитательные центры. Воспитательный центр— это объединение родственных форм и видов вне учебной работы с целью их координации и упорядочения. Во главе центра стоит руководитель, который осуществляет планирование и координацию всей работы и связь с администрацией школы. В настоящее время действуют восемь воспитательных центров.

        Музыкально-эстетический центр (руководитель Столярова О. С.) включает: студию эстрадного вокала, танцевальную, вокальную, детский оркестр “Радуга”, ансамбль скрипачей, вокально-инструментальный ансамбль.

        Центр театрального искусства (Ставриев К. Д.): драматический кружок, клуб юного актера, фольклорный клуб, клуб любителей кино и видео.

        Центр изобразительного искусства и прикладного творчества (Молоканова Е. В.): изостудия, кружки художественной вышивки, декоративно-прикладного творчеств: резьбы по дереву, вязания, “Мастерица”, филейной вышивки, работ по стеклу.
        В кружках центра участвуют учащиеся 1—IX классов, не занимающиеся на отделении прикладного творчества (более 200 человек). Действует Совет центра, в который входят руководители и старосты кружков. Создан и оборудован кабинет прикладного творчества, где проводят свои занятия кружки, клубы, студии. Начато создание на этой базе музея прикладного творчества.
        Интересными в работе центра являются микрокружки, руководителями которых работают учащиеся старших классов. Это помогает удовлетворить желания малышей 1—III классов заниматься каким-либо видом прикладного творчества: вязанием, аппликацией, вышивкой и т.д. В 13 микрокружках занимаются более 50 человек. Старшеклассницы работают по своим планам. Методическое руководство осуществляют штатные работники центра. В течение учебного года проводится несколько выставок творческих работ центра.

        Центр нравственной культуры (Тихова Э. Я.): родительский университет, воскресная школа, центр милосердия, девичий клуб ЛИК.

        В читательский центр (Масленникова Е. В.) входят: библиотека, клуб библиофилов, клуб сказки, литературная гостиная.

        Центр физической культуры (Осипова М. И.): секции баскетбола, культуризма, настольного тенниса, восточных единоборств, кружок нетрадиционной медицины.

        Экологический центр (Першина И. Д.) объединяет в своей работе: школьное лесничество Сосенка”, лекторские группы среднего и старшего звена, лекторскую группу Яковлевского лесничества, кружок орнитологов, аквариумистов, кружок любителей комнатных растений, клуб “Экология и культура”.
        Школьное лесничество “Сосенка” работает с 1986 года на базе Яковлевского лесничества на договорных началах (ежегодно в работе участвуют от 500 до 600 учащихся). За ним закреплен участок леса 350 га в Яковлевском бору и участок молодняка 16 га в Тверицком бору. Производятся очистка леса от захламленности, уход за лесокультурами на участках молодняка, сбор сосновых почек, лекарственного сырья, плодов рябины, изготовление кормушек, гнездовий для птиц и белок, их зимняя подкормка.
        На участке школьного лесничества проложена освоенная экологическая тропа в 3,2 км, протяженность которой увеличивается с каждым годом. С помощью работников Яковлевского лесничества установлена лесная мебель, за сохранностью которой следит зеленый патруль. Экологическая тропа служит для познавательных походов и
экскурсий.

        Методы и формы. Применение разнообразных методов и форм является одним из путей активизации и интенсификации воспитания. Но, не будучи подчинено единой системе, разнообразие переходит в эклектическую смесь, не дающую эффекта. Поэтому в основу организационной структуры воспитательных мероприятий КСПК взят годовой цикл из четырех комплексных творческих дел (КТД по Иванову-Караковскому): “Истина”, “Красота”, “Интеллект”, “Добро”.

        КТД “Истина” (1-я четверть) представляет собой систему мероприятий педагогической и психологической диагностики и самодиагностики качеств личности, индивидуальных интересов и способностей, профессиональной ориентации, выходов на самоопределение и самовоспитание.
        КТД “Красота” (2-я четверть) объединяет во взаимосвязанный комплекс все мероприятия по эстетическому воспитанию, формированию культа прекрасного в жизни, искусстве и заканчивается итоговыми праздниками, фестивалями, смотрами.
        В КТД “Интеллект” (3-я четверть) учебные задачи школы трансформируются в совокупность интересных познавательных, творческих и соревновательных мероприятий, выливаются в интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады. Одновременно подводятся итоги учебного года по интеллектуальному развитию школьников.
        КТД “Добро” (4-я четверть) направлено на восстановление в нашем обществе общечеловеческих ценностей: добра, совести, милосердия — того, что составляет основу духовности нашего народа.

        Еще одну структуру больших форм воспитательной работы представляет проведение общенародных и общекультурных праздников. Они направлены на восстановление русских национальных культурных традиций (“Святки”, “Масленица”, “Троица”), позволяют подмести итоги, украсить жизнь (“Праздник урожая”, “Живи, Земля”, День знаний, День здоровья и др.).

        Через эти большие формы осуществляется целостное воздействие на коллектив и отдельную личность, на ее интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы. В комплексных делах участвуют все учащиеся с 1 по XI классы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, разнообразные друзья школы. В таком разновозрастном общении укрепляются естественные потребности ребят в творческом самовыражении, в общении, в коллективе.