Главная тенденция
современной школы — превращение ее в Школу
Воспитывающую — реализуется в создаваемой
системе воспитания в КСПК.
Воспитательная система
КСПК предполагает единство воспитания в трех
сферах: в процессе обучения, во внеурочной
деятельности и в социуме; она включает:
целеполагание и планирование, содержание
воспитательной работы, методы и формы
организации детей.
Цели. Педагогический коллектив
осуществляет решительный
поворот к личности ребенка. Личность школьника
становится целью всей
педагогической системы, а не средством,
с помощью которого прежде педагоги реализовали отчужденные от
ребенка абстрактные планы. Человекоориентированная
школа обеспечивает не только подготовку школьника к будущей жизни, но и полноценное
проживание им каждого возрастного периода.
Приоритетной
целью воспитания в КСПК является
формирование базовой гуманитарной культуры
личности, основывающейся на общечеловеческих
этических и эстетических ценностях Истины, Добра
и Красоты. Это означает воспитание гуманизма,
честности и чести, достоинства, совести,
трудолюбия, развитие эстетических взглядов,
вкусов, формирование творческой, гуманной,
интеллектуальной личности.
Содержание. Воспитательная работа в КСПК определяется “Программой воспитательной работы”, разработанной авторским коллективом ученых под руководством профессора А. И. Кочетова. Программа опирается на то, что в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования требуемых качеств, совокупность которых и определяет духовный мир растущего человека. Для каждой группы классов введены основные воспитательные задачи:
1—Ш классы: опора на ведущие
виды деятельности (познавательную,
игровую, общественно-полезную);
создание условий для успеха, формирование ценностного отношения
к нормам жизни группы, правилам поведения;
V—VI классы:
переориентация с детских норм поведения на взрослые; опора на виды
деятельности, способствующие самоутверждению
(общественные, спортивные, художественно-эстетические и др.);
развитие деятельности общения;
VII—VIII
классы: создание необходимых условий для самоутверждения
личности в коллективе с учетом ее
возможностей, развитие уважительных отношений
мальчиков и девочек; приобщение
подростков к материально вознаграждаемому
труду;
IX—XI классы:
создание условий для социального
определения на будущее; развитие
диалектического взгляда на сущность вещей и
явлений, преодоление
нравственного максимализма,
воспитание культа знаний, труда, здоровья, семьи.
Для выполнения этих задач “Программа воспитания в КСПК” предлагает систему просвещения и деятельности, обеспечивающую преемственность содержания воспитания и его связь с учебными предметами, в которой предусмотрены:
система формирования ведущих качеств личности; | |
просвещение в области этической и эстетической культуры; | |
практическая деятельность учащихся в системе дел, традиций, заданий; | |
оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания; | |
непрерывная педагогическая диагностика, постепенно переходящая в самодиагностику, самопознание, самовоспитание. |
Содержание внеклассной, внеурочной деятельности учащихся имеет в КСПК особый смысл, оно призвано:
сделать досуговую деятельность второй половины дня учащихся управляемой и подчиненной целям воспитания; | |
продолжить и дополнить теоретическое усвоение культурологических направлений в практических применениях; | |
удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности; | |
предоставить детям дополнительные возможности для самоопределения в учебной работе. |
Для этого в комплексе создано большое количество кружков, секций, клубов, которые объединены в воспитательные центры.
Воспитательные центры. Воспитательный центр— это объединение родственных форм и видов вне учебной работы с целью их координации и упорядочения. Во главе центра стоит руководитель, который осуществляет планирование и координацию всей работы и связь с администрацией школы. В настоящее время действуют восемь воспитательных центров.
Музыкально-эстетический центр (руководитель Столярова О. С.) включает: студию эстрадного вокала, танцевальную, вокальную, детский оркестр “Радуга”, ансамбль скрипачей, вокально-инструментальный ансамбль.
Центр театрального искусства (Ставриев К. Д.): драматический кружок, клуб юного актера, фольклорный клуб, клуб любителей кино и видео.
Центр изобразительного искусства и
прикладного творчества (Молоканова
Е. В.): изостудия, кружки художественной вышивки,
декоративно-прикладного творчеств:
резьбы по дереву, вязания,
“Мастерица”, филейной вышивки, работ по стеклу.
В кружках центра
участвуют учащиеся 1—IX классов,
не занимающиеся на отделении
прикладного творчества (более 200 человек).
Действует Совет центра, в который входят
руководители и старосты кружков. Создан и
оборудован кабинет прикладного творчества, где
проводят свои занятия кружки,
клубы, студии. Начато создание на этой базе музея прикладного творчества.
Интересными в работе
центра являются микрокружки, руководителями
которых работают учащиеся старших классов. Это
помогает удовлетворить желания малышей 1—III
классов заниматься каким-либо видом прикладного
творчества: вязанием, аппликацией, вышивкой и т.д. В 13 микрокружках занимаются более
50 человек. Старшеклассницы
работают по своим планам. Методическое
руководство осуществляют штатные работники
центра. В течение учебного года проводится
несколько выставок творческих работ центра.
Центр нравственной культуры (Тихова Э. Я.): родительский университет, воскресная школа, центр милосердия, девичий клуб ЛИК.
В читательский центр (Масленникова Е. В.) входят: библиотека, клуб библиофилов, клуб сказки, литературная гостиная.
Центр физической культуры (Осипова М. И.): секции баскетбола, культуризма, настольного тенниса, восточных единоборств, кружок нетрадиционной медицины.
Экологический центр (Першина
И. Д.) объединяет в своей работе: школьное
лесничество “Сосенка”,
лекторские группы среднего и старшего звена,
лекторскую группу Яковлевского
лесничества, кружок орнитологов, аквариумистов,
кружок любителей комнатных растений, клуб
“Экология и культура”.
Школьное лесничество
“Сосенка” работает с 1986 года на базе Яковлевского
лесничества на договорных началах (ежегодно в
работе участвуют от 500 до 600 учащихся). За ним
закреплен участок леса 350 га в Яковлевском
бору и участок молодняка 16 га в Тверицком
бору. Производятся очистка
леса от захламленности, уход за
лесокультурами на участках молодняка, сбор
сосновых почек, лекарственного сырья, плодов рябины, изготовление кормушек,
гнездовий для птиц и белок, их зимняя подкормка.
На участке
школьного лесничества проложена
освоенная экологическая тропа в
3,2 км, протяженность
которой увеличивается с каждым
годом. С помощью работников Яковлевского лесничества установлена лесная
мебель, за сохранностью
которой следит зеленый патруль. Экологическая тропа служит для познавательных
походов и экскурсий.
Методы и формы. Применение разнообразных методов и форм является одним из путей активизации и интенсификации воспитания. Но, не будучи подчинено единой системе, разнообразие переходит в эклектическую смесь, не дающую эффекта. Поэтому в основу организационной структуры воспитательных мероприятий КСПК взят годовой цикл из четырех комплексных творческих дел (КТД по Иванову-Караковскому): “Истина”, “Красота”, “Интеллект”, “Добро”.
КТД “Истина” (1-я четверть)
представляет собой систему мероприятий
педагогической и психологической диагностики и
самодиагностики качеств личности,
индивидуальных интересов и способностей,
профессиональной ориентации, выходов на
самоопределение и самовоспитание.
КТД “Красота”
(2-я четверть) объединяет во взаимосвязанный
комплекс все мероприятия по эстетическому
воспитанию, формированию культа прекрасного в
жизни, искусстве и заканчивается итоговыми
праздниками, фестивалями, смотрами.
В КТД “Интеллект”
(3-я четверть) учебные задачи школы
трансформируются в совокупность интересных
познавательных, творческих и соревновательных
мероприятий, выливаются в интеллектуальные игры,
конкурсы, олимпиады. Одновременно подводятся
итоги учебного года по интеллектуальному
развитию школьников.
КТД “Добро”
(4-я четверть) направлено на восстановление в
нашем обществе общечеловеческих ценностей:
добра, совести, милосердия — того, что составляет
основу духовности нашего народа.
Еще одну структуру больших форм воспитательной работы представляет проведение общенародных и общекультурных праздников. Они направлены на восстановление русских национальных культурных традиций (“Святки”, “Масленица”, “Троица”), позволяют подмести итоги, украсить жизнь (“Праздник урожая”, “Живи, Земля”, День знаний, День здоровья и др.).
Через эти большие формы осуществляется целостное воздействие на коллектив и отдельную личность, на ее интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы. В комплексных делах участвуют все учащиеся с 1 по XI классы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, разнообразные друзья школы. В таком разновозрастном общении укрепляются естественные потребности ребят в творческом самовыражении, в общении, в коллективе.