ВВЕДЕНИЕ: О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСАХ

        Новое педагогическое мышление и новые образовательные технологии складываются из многочисленных прорывов, в будущее: передового опыта, инноваций, экспериментов по моделированию и апробации новой практики обучения и воспитания.

        Одной из крупнейших инноваций в среднем образовании является создание новых типов школ: гимназий, лицеев, колледжей, педагогических комплексов; различных авторских и альтернативных” школ.

        Педагогический комплекс представляет собой объединение школы с какими-либо объектами социального окружения с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. При этом комплекс должен быть не простым соединением составляющих его частей, а образовывать целостную систему, обладающую относительной автономией, имеющую свою социально-культурную атмосферу, психологический воспитательный климат в педколлективе среди детей и родителей.

        Можно выделить несколько типов педагогических объединений комплексов.

        Учебно-воспитательные комплексы интегрируют образование различного уровня (школа + дошкольное учреждение, ПТУ, техникум, вуз).

        Учебно-научно-производственные объединения (школа + научное учреждение + производство) комплексируются на основе определенного социального заказа или хозяйственно-экономической деятельности.

        Социально-педагогические комплексы являются развитием в современных условиях идеи “школацентр воспитательной работы в микрорайоне”. Основной смысл объединения школы с семьей, общественностью микрорайона, объектами культурного и производственного окружения состоит в использовании воспитательного потенциала социума путем его максимальной педагогизации.

        Социально-педагогический комплекс “Школа + микрорайон” предполагает непрерывную, педагогически целесообразную организацию учебного и воспитательного процесса:
        а) с участием всех субъектов воспитания (педагоги, воспитатели специальных учреждении, родители, общественные воспитатели);
      б) в различных сферах микросреды личности (семья, класс, школа, производство, деловые круги, дом, клуб, неформальная группа и др.);
        в) в условиях практической социально-экономической обстановки;
        г) на всех возрастных этапах (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, выпускник).

        Создание комплексных образовательных учреждений и систем идет в области достаточно широко. Они существуют как экспериментальные площадки, структура и функционирование которых определяются идеей создателей.

        В данной брошюре дается описание педагогического комплекса, созданного на базе с.ш. № 59 Заволжского района г. Ярославля.