Гуманитарно-музыкальный комплекс как инновационный тип школы

О невозможном кто мечтает,
тот невозможное свершает
Ш.Руставели

Инновационная модель школы - гуманитарно-музыкальный комплекс (ГМК) "гимназия - детский сад" - уникальное среднее учебное заведение, объединяющее на общей организационной, содержательной и методической основе три педагогических коллектива:

•среднюю школу-гимназию гуманитарного профиля;
•детскую музыкальную школу с углубленной программой;
•дошкольное учреждение - детский сад развития.

Благодаря этому объединению был создан учебно-воспитательный комплекс.

По уровню и развитию учебно-воспитательного процесса комплекс получил статус гимназии - продвинутого учебного заведения по типу учебных заведений дореволюционной России.

По целям и задачам ГМК ближе всего к модели "Русской национальной школы".

Как авторская модель комплекс назван "Школой воспитания искусством".

ОСНОВНАЯ  ГИПОТЕЗА. В течение 10 лет средняя школа № 18 и музыкальная школа № 4 работали совместно в одном здании; в последние годы школа комплектовалась проводилось не по территориальному принципу, а из детей, проживающих в разных районах города. Большая подготовительная работа проводилась в детских дошкольных учреждениях, в частности, в детском комбинате № 28. Однако ведомственная разобщенность (отделы народного образования, культуры, дошкольные учреждения) не позволяла комплексно, без значительной перегрузки детей добиваться высоких результатов в учебно-воспитательном процессе. Вот почему три педагогических коллектива объединились и начали социально-педагогический эксперимент по выращиванию нового типа учебного заведения - гуманитарно-музыкального комплекса. Характер комплекса определяет его музыкальная часть, а основная гипотеза эксперимента состоит в том” что воспитание искусством и через искусство - наиболее эффективный и действенный путь гуманизации образования, возрождения духовности молодого поколения.

"ДЕРЕВО" ЦЕЛЕЙ и ЗАДАЧ. Целью в науке называют опережающее отражение действительности в сознании человека. И поэтому лучше всего инновационный характер ГМК просматривается в "дереве" целей и задач.

Наиболее общие, приоритетные цели ГМК:

•гражданское и духовное возрождение личности на основе: развития индивидуальных творческих способностей ребенка; формирования общечеловеческих ценностей, гуманного отношения к жизни, обществу и себе; развития высших потребностей к самоопределению и самовоспитанию; становления качеств гражданина свободного демократического общества;
•возрождение русской национальной духовной культуры на базе гуманизации и демократизации общего среднего образования, включения учащихся в этнокультурные традиции как носителей и продолжателей этих традиций;
•активное участие в формировании интеллектуального потенциала страны путем повышения уровня общеобразовательной подготовки, улучшения качества учебно-воспитательного процесса.

Ведущие задачи в области учебно-воспитательной работы:

•выращивание инновационной модели школы - ГМК "гимназия - детский сад";
•определение нового содержания образования, отвечающего требованиям современности и будущего, республиканскому и региональному общественному заказу;
•соединение общего образования с музыкальным, выращивание технологии гимназического гуманитарно-музыкального образования на основе изучения и обобщения русского и зарубежного опыта, достижений современной психолого-педагогической пауки;
•построение школы воспитания искусством, формирование творческой личности ребенка средствами эстетического воспитания;
•разработка программы и системы гимназического воспитания на основе музыкального искусства, создание культурновоспитывающей среды высокого уровня;
•выявление наиболее способных и одаренных детей и создание условий для их развития;
•качественная подготовка учащихся-выпускников к получению высшего образования, к самообразованию и творческому труду в различных сферах искусства, научной и практической деятельности;
•повышение профессионального мастерства преподавателей, формирование творческого педагогического коллектива.

Специфические задачи по ступеням:

•детский сад развития: поиск и освоение методик раннего развития детей;
•начальная школа: освоение методик развивающего обучения, эмоционально-образной педагогики;
•средняя ступень: определение и оптимизация компонентов образования: базового общего, базового гимназического, музыкально-эстетического и вариативного;
•старшая ступень: разработка и освоение форм и методов специфической дифференциации и индивидуализации обучения, ориентация учащихся на культурологическую профессиональную деятельность в соответствии с профилем обучения.

Общие задачи кафедр:

•овладение техникой педагогического эксперимента;
•создание и экспериментальная проверка авторских программ, учебных и дидактических материалов;
•освоение педагогических технологий и методик преподавания, соответствующих новым задачам;
•совершенствование учебного плана и отслеживание здорового режима жизнедеятельности детей;
•развитие взаимодействия кафедр с вузами;
•диагностика результатов обучения и воспитания в условиях нового содержания образования.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Организация учебного процесса в ГМК основана на режиме школы полного рабочего дня. Рабочий день начинается в 8-30 и заканчивается в 17-30. Домашние задания детей сведены к минимуму. В детском саду учебные занятия проводятся три раза в неделю. Продолжительность занятий-уроков у детей 3 лет - 15 минут, 4-6 лет - 30 минут, основной метод - игра. Продолжительность урока у учащихся II класса - 35 минут, у учащихся III - XI классов - 40 минут, при пятидневной рабочей неделе.

Уроки по большинству предметов проводятся парами с целью изучения нового материала и его закрепления без домашних заданий.

Режим ГМК является экспериментальным, постоянно отслеживается и корректируется. При этом ставятся следующие цели:

•забота о здоровье и физическом развитии детей; - рациональное распределение рабочего и досугового времени гимназистов;
•эффективное усвоение программ обучения, по объему информации в 1,5 - 2 раза превосходящих программы массовой школы;
•отработка методики обучения без домашних заданий.

Учебный план ГМК разработан на основе базисного учебного плана и авторской системы музыкального воспитания В.В.Кирюшина. Его содержание вытекает из целей комплекса как продвинутого учебного заведения, предназначенного для формирования интеллектуальной элиты и возрождения высокой духовности российского общества.

Возрождение русской национальной духовной культуры предполагается на основе гуманизации содержания образования, его эстетизации и нравственного углубления. С этой целью в учебном плане в максимально возможной степени пересмотрено соотношение естественно-научных и гуманитарных занятий, изменена сама структура школьного гуманитарного цикла в пользу эстетического воспитания, а содержание программ построено на идеях гуманизации и демократизации.

МАТЕРИАЛЬНАЯ  БАЗА. Вышеназванные цели и задачи осуществляются в условиях старого типового школьного здания на 720 учащихся и детского сада на 60 мест. Усилиями педагогов создан уютный и эстетичный интерьер, оформлены 46 предметных кабинетов, 20 кабинетов для музыкальных занятий, хореографический и компьютерный классы, мастерские и кабинеты трудового обучения.

Большинство кабинетов оборудованы современными техническими средствами обучения. В них имеются 30 телевизоров, видеокомплекс, 14 кинопроекторов, 13 магнитофонов, графо- и диапроекторы, для музыкальных занятий - 35 пианино, 4 концертных рояля, баяны, скрипки, струнные, духовые, ударные инструменты,электромузыкальные установки, звуковоспроизводящая и звукозаписывающая аппаратура, фоно- и видеотеки; для занятий иностранными языками предусмотрен лингафонный класс, аудиовизуальная аппаратура. Занятия физической культурой проходят в трех приспособленных залах и на воздухе.