Чем раньше музыка войдет в жизнь
ребенка, тем глубже и прочнее она
займет место в его душе.
Н.Ветлугина.
Идея раннего развития детей с помощью обучающих средств и методов имеет уже достаточное подтверждение в работах ученых и практиков (программа Л.Венгера, система умственного развития М.Монтессори, система физического воспитания Б.и Л.Никитиных, японская система эстетического воспитания и др.). В условиях ГМК появилась возможность квалифицированно осуществить то лучшее, что уже наработано в этой области, и построить единую систему развития ребенка от 3-летнего возраста до выпуска из средней школы. Главными целями детского сада развития (ДСР) являются раннее выявление творческих способностей ребенка, его гармоническое всестороннее развитие при постоянном контроле за здоровьем.
Педагогический процесс в ДСР включает три вида деятельности детей: учение, совместную деятельность со взрослыми в необязательной форме и свободную самостоятельную деятельность.
ОБУЧЕНИЕ. С 3-летнего возраста начинается целенаправленная дозированная передача ребенку определенной информации об окружающем мире, т. е., по существу, обучение. Осуществляют его педагоги-специалисты на групповых занятиях по языковой, математической, художественной грамоте. Организация занятий опирается на желание детей участвовать в общих событиях и действиях, дает им радость познания, движения и общения.
В ДСР работает логопед, который проводит занятия с детьми по развитию и исправлению речи. Занятия проходят совместно с родителями детей, нуждающихся в коррекции.
Дошкольники знакомятся с пословицами, загадками, потешками, доступными их возрасту, занимаются рисованием, лепкой, аппликацией по мотивам народного творчества.
Приобщение к музыкальному искусству основывается на эмоционально-образном подходе (В.В.Кирюшин). Уже с 3-летнего возраста детей знакомят с азбукой музыки, ее элементарными понятиями, которые используя при этом сказочные сюжеты. Последовательно формируются эмоциональная отзывчивость ребенка, первичные формы художественного воображения, функционально-гармонический слух, метро-ритмическое чувство. Занятия пением по фонопедической методике В.В.Емельянова позволяют укрепить нервно-мышечный аппарат гортани, координировать дыхание. Занятия хореографией вырабатывают координацию движений, ориентировку в пространстве, улучшают здоровье.
Развитие творческих задатков и способностей обеспечивает изобразительная деятельность: дети знакомятся с приемами рисования, лепки, аппликации, получают возможность проявить себя в предметной сфере.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Осуществляется в непринужденных, необязательных формах. Собственный интерес, увлеченность помогают педагогу организовать и активизировать деятельность детей. Это разнообразные игры, рисование, элементарный труд, физические упражнения, прогулки, чтение, слушание музыки и т.п.
Совместная деятельность предусматривает учет особенностей природы, культуры и истории родного края, предполагает гибкое взаимодействие и интеграцию разнообразных художественных средств, видов искусства, одновременное формирование нравственных и эстетических ориентации. Первостепенное значение в совместной деятельности придается физическому развитию детей.
СВОБОДНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В ней ребенок является непосредственным субъектом деятельности, выражает себя с помощью движений, слов, звуков, красок, ритмов. Как субъект деятельности он осуществляет все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно-волевых качеств. Функция педагога и воспитателя в этом случае сводится к созданию разнообразной предметной среды, обеспечивающей ребенку выбор деятельности, которая соответствует его интересам и имеет развивающий характер (материалы для игр, рисования, лепки, просмотра, прослушивания). Педагог подключается к деятельности детей в случае конфликтных ситуаций или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников, принять участие в игре. Игра является основой свободной жизнедеятельности дошкольников, предоставляет максимум возможностей для раскрытия и проявления их способностей в музыкальной, изобразительной, хореографической, театрализованной сферах.
Коллектив воспитателей и учителей работает над созданием дополнительных условий для развития личности ребенка, формирует детские интересы, углубляя их, придавая им устойчивость, нравственную направленность, что является основой для овладения детьми учебными предметами в гимназии.