Гимназическое воспитание

Как можно больше требований
к ребенку, - как можно больше
уважения к нему!
Д.Макаренко

Выпускника гимназии отличают, прежде всего, высокий уровень воспитанности, внешней и внутренней культуры, интеллигентность. Все это является результатом воздействия целого комплекса таких воспитательных факторов, как:

•наличие гимназического воспитательного пространства, создаваемого совместным вкладом в воспитательный культурный фон родительских, учительских, ученических установок на усвоение культуры, повышение своего духовного уровня;
•конкурсный отбор детей;
•воспитание "стенами" (художественно-эстетическая среда, интерьер);
•акцент преподавания дисциплин эстетического цикла (музыка, ИЗО, искусство театра, литература, языки);
•введение должности специальных классных воспитателей -социальных педагогов;
•программность и системность воспитательной работы, координирующей все издержки учебных планов в информации, дающей основные умения и навыки культуры поведения и общения;
•режим школы полного дня.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ.. В ГМК создан оригинальный вариант программы воспитательной работы, в основе которого лежат программы воспитания белорусского ученого А.И.Кочетова и московского педагога О.С.Газмана, а также линия воспитания искусством с приоритетом музыки. Система предполагает последовательное и планомерное обогащение нравственной и эстетической культуры воспитанников от детского сада до выпуска.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ. Осуществлению этой программы помогают структурные изменения в организации воспитательной работы - введение должности освобожденного классного руководителя - социального педагога, в функциональные обязанности которого входят:

•постоянное изучение ребенка и его окружения (класс, семья, детские объединения и др.);
•совместная деятельность с врачом и учителем физкультуры, направленная на обеспечение здоровья учащихся;
•индивидуальная работа с учащимися по режиму дня на основе медико-психологических данных; руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся:
•совместная работа с учителями-предметниками, консультативная помощь учащимся по учебным предметам;
•обучение детей культуре самопознания, самообразования и самовоспитания;
•формирование классного коллектива учащихся, воспитание их коммуникативной культуры; •педагогическое руководство досуговой сферой школьников, организация клубных форм общения по интересам, поощрение всех видов детского творчества;
•связь с семьей, родителями.

МЕТОДИКА КТД. Организационно система воспитательной работы в ГМК строится на основе проведения комплексных общешкольных коллективных творческих дел (по Иванову -Караковскому). Главными проблемными делами года являются "Интеллект", "Красота", "Добро", "Творчество", в рамках которых осуществляются мероприятия программы воспитательной работы и классные КТД ("Праздник бабушек", "Ай да мы", "Русские потешки", "Клуб рыцарей", "Музыкально-литературная гостиная" и т.п.).

Кроме того, сложилась определенная система традиционных праздничных дней, связанных с различными видами искусства (день музыки, день рождения В.Г.Соколова, день театра, карнавал, юморина, "Алло, мы ищем таланты" и др.) и датами русского православного календаря.

Хор "СОКОЛЯТА". Огромное воспитательное значение имеет деятельность гимназического хора "Соколята", организованного в 1971 году и названного в честь выдающегося земляка - патриарха детского хорового пения, народного артиста СССР, профессора Московской консерватории Владислава Геннадьевича Соколова.

Творческую деятельность коллектив начал во Дворце культуры "Радуга", затем стал хоровым отделением детской музыкальной школы. С августа 1992 года хор работает на базе ГМК. В настоящее время существуют три концертных хора, объединенных названием "Соколята", - хор девочек 12-16 лет, хор мальчиков 10-14 лет и юношеская группа хора 14-16 лет.

Хор "Соколята" - неоднократный лауреат различных фестивалей народного творчества, телевизионного конкурса "Веселые нотки"; ему присвоено звание "Образцовый художественный коллектив". Постоянно и успешно концертируя, хор ведет большую музыкально-просветительскую общественную работу. В 1993 году он успешно гастролировал в городах Польши, участвовал в Рождественских концертах православной музыки.

В ГМК работают также два вокально-инструментальных ансамбля, эстрадный коллектив, духовой оркестр, танцевальная группа.

Музыкальное воспитание, развитие музыкальной культуры ребенка не завершаются в стенах школы, они продолжаются и проявляются в увлеченности музыкой, самовыражении, разнообразных видах музицирования, в эстетическом созерцании.