XXI век должен быть веком гуманитарной
культуры или его не будет совсем.
Д. Лихачев.
Гуманизм - это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление всех своих способностей, система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.
Идеи гуманизма имеют длительную предысторию, идут из глубокой древности: во все времена человек различал истину и ложь, добро и зло, красоту и безобразность. Современный гуманизм как система взглядов сформировался в эпоху Возрождения. Огромный вклад внесли в нее Леонардо, Рафаэль, Петрарка, Рабле, Бекон, Гельвеций, Дидро, Кант, Мор, Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Оуэн, Герцен, Белинский, Чернышевский, Достоевский, Толстой, многие мыслители XX века. Творчество этих великих людей способствовало формированию современного многогранного представления о гуманизме.
Гуманизм являет собой систему отношений человека к другим людям, к природе, животным, миру в целом, к самому себе и проявляется в совокупности таких идей и качеств личности, как красота, истина, любовь, доброта, честность, честь, порядочность, свобода, равенство, справедливость, милосердие и др.
КУЛЬТУРА ГУМАНИТАРНАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ. Гуманизм охватывает все сферы человеческой личности: эмоции, сознание, поведение; пронизывает всю человеческую культуру. Однако культура как мир созданных человеком ценностей сегодня разделяется на две неравные части, играющие особую роль в развитии общества: техническую культуру (сферу материального производства и прикладных наук) и гуманитарную культуру (сферу духовного производства, к которой относятся искусство, гуманитарные науки, образование).
Как взаимоотносятся и как взаимодействуют эти области человеческой культуры - техническая и гуманитарная? Какая из них более ценна и важна для человека? Еще в 1837 году при обсуждении во французском парламенте законопроекта об образовании произошел спор между физиком Араго и поэтом Ламартином.
Араго: "Производство развивается не при помощи красивых слов и стихов, а с помощью естественных знаний. Кроме того, свет естественно-научных знаний рассеивает тьму предубеждений".
Ламартин: "Если бы мы оказались внезапно лишены всех естественно-научных знаний, материальный мир сохранился бы, хотя и понес бы огромный ущерб. Но если человек утратит хотя бы одну из моральных истин, хранителем которых является гуманитарное образование, погибнут и человек, и все человечество".
Правота Ламартина стала ясна человечеству в наше время, когда технический прогресс при незначительно возросшем уровне гуманитарного сознания людей привел к такому положению, что появилась реальная угроза экологической катастрофы. Вот почему сегодня с такой остротой встала проблема гуманизации человеческого существования.
ТЯЖЕЛОЕ НАСЛЕДИЕ ШКОЛЫ. Важнейший путь гуманизации общества - гуманитарное образование. Однако сегодня школа, народное образование не могут считаться гуманитарными; предыдущий период нашей истории оставил им ряд застарелых болезней.
Самое тяжелое наследие школы - ее авторитарный характер. Школьная система построена на подчинении, требовании; насилие пронизывает всю школьную жизнь. В ней пока нет необходимой степени свободы, демократии, нет еще истинного гуманизма в отношениях учителя и ученика.
Вторая болезнь нашей школы - ее заполитизированность, заидеологизированность. Более 70 лет она находилась под мощным идеологическим прессом. И сейчас педагогика идеологического заказа, педагогика лжи и фарисейства еще далеко не изжита.
Третья запущенная болезнь - монофилия - страсть к единообразию, которая привела к "всеобщему обязательному неученью и всеобщему безнравственному воспитанию" (А.Кумарин).
Наконец, четвертая болезнь, которая еще только начинает осознаваться, - технократизм нашей образовательной системы. Из всего объема школьная программа отводит умственному воспитанию - 75%, трудовому - 12%, физическому - 6% и эстетическому -менее 2%. Это явная гипертрофия рационального, левополушарного воспитания, при котором происходит "обнищание души при пресыщении информацией" (А.Н. Леонтьев).
Лечение и преодоление всех этих тяжелых наследственных недугов и составляет сущность гуманизации образования, является основной задачей перестройки средней школы.