Гуманитарное гимназическое образование

Чувства без знания неэффективны,
знания без чувств - бесчеловечны.
В.Вайскопф

Гуманитарный стиль мышления и поведения, гуманитарный образ мира - это в значительной степени наследуемые качества и явления, однако их развитие произойдет только при условии специальной организации, специального формирования гуманистических качеств в процессе обучения и воспитания.

Эти задачи в ГМК решают три цикла дисциплин:

филологический цикл (русский язык и литература, современные европейские и древние языки, факультативы и спецкурсы);
обществоведческие дисциплины (отечественная и всеобщая история, человек и общество, правоведение, экономика, философия, психология, политологические спецкурсы);
культурологические дисциплины (предметы искусства, этика и эстетика, МХК, основы миропонимания, религиоведение, искусствоведческие спецкурсы и спецпрактикумы).

ЯЗЫКОВАЯ  КУЛЬТУРА. Одна из приоритетных гуманитарных задач - формирование филологической, языковой культуры выпускника ГМК. Исторически гимназия складывалась как тип учебного заведения с акцентом на языковую, светскую подготовку. Современное гимназическое образование также включает углубленное изучение родного, русского языка, овладение одним-двумя иностранными и ознакомление с одним-двумя древними (мертвыми) языками.

Первостепенное значение в овладении богатствами русского языка имеет изучение литературы. Она предстает перед учащимися не только в качестве литературоведческой науки, а в своей основной роли - искусства слова. Начиная с детского сада ребёнок вводится в мир художественного отображения окружающей действительности с помощью языка. Классические литературные образы несут в себе огромный гуманистический потенциал: они являются средоточием нравственного и эстетического опыта поколений.

Литературный материал (стихи, проза, драматические формы) каждого периода обучения подбирается с учетом возрастных особенностей учащихся, на актуальную для них познавательную, нравственную и эстетическую тематику, формирует литературные интересы и способности гимназистов.

Основная базовая программа по русскому языку и литературе дополняется спецкурсами и факультативами:

•основы литературного творчества,
•основы театрального искусства,
•выразительное чтение,
•русский фольклор,
•культура общения,
•риторика.

Дополнительные предметы позволяют гимназистам овладевать рядом умений литературно-творческого характера: передать динамику чувств героя в выразительном чтении; оценить игру актера в отдельной сцене; сравнить эпизод эпического произведения с художественной или музыкальной иллюстрацией к нему; составить киносценарий или инсценировку по фрагменту литературного текста; выразить себя, свои чувства и мысли в литературных формах (прозе, стихах, драме).

Языковая подготовка гимназистов включает также три иностранных языка: один изучается с детского сада, освоение второго начинается в V классе, третьего (латынь) - в IХ-ХI классах. Изучение иностранных языков предоставляет гимназистам возможность знакомиться с мировой культурой, читать книги зарубежных писателей в подлиннике, понимать радиопередачи на чужом языке, непосредственно общаться с иностранцами. Знания и навыки, приобретаемые при изучении иностранных языков, закладывают фундамент широко образованной личности, обогащают выпускников, помогают овладеть любой специальностью.

ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЙ ЦИКЛ. Этот комплекс дисциплин интегрирует исторические, философские, социологические, психологические знания о человеке и обществе. Уроки обществоведческого цикла напрямую обращены к душе человека, его сознанию, совести, прошлому и будущему, к нравственности и гражданскому долгу. Большое внимание уделяется глобальным проблемам, которые накопились у человечества к концу XX столетия: экологическим, экономическим, социальным, технико-технологическим, культурно-нравственным.

Но самой важной задачей обществоведческого цикла является построение системы знаний, формирующей в воспитанниках русское духовное начало, русский дух, русскую душу, передающей им богатейшее духовное наследие русского народа.

Выпускники гимназии должны знать русскую историю, русских гениев, национальных героев, мыслителей, творцов, любить Родину и свой великий народ. Поэтому первостепенное внимание уделяется отечественной истории, истории региона и только потом - всеобщей истории.

Нравственная направленность истории дополняется спецкурсами и факультативами:

•мировые религии (основы миропонимания);
•русское православие (мифология, история, культура);
•святыни России (природные, исторические, культурные);
•светочи России;
•русская душа (психология, человековедение, философия);
•моя Родина.

В настоящее время, к сожалению, еще не выработался единый подход к оценке исторических событий последнего столетия. Поэтому основным методом преподавания общественных наук является проблемный, творческий подход с ориентацией на личностное осмысление, формирование у учащихся активной жизненной позиции.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Эстетическая и этическая культура представлена в учебном плане следующими предметами и спецкурсами:

•музыкальный цикл предметов;
•изобразительное искусство (ИЗО);
•хореография;
•мировая художественная культура (МХК);
•основы русского народного и декоративно-прикладного искусства;
•дизайн и черчение;
•этика и эстетика.

Интегративный предмет "Мировая художественная культура" завершает гуманитарное воспитание средствами искусства, позволяет создать в представлении ученика целостную картину жизни людей, образ их "культурного дома". Благодаря интеграции искусств, их соприкосновению друг с другом достигается высшая цель - полихудожественное развитие личности, формирование способности к самостоятельному духовному освоению богатств художественной культуры.

Значение курса МХК выходит за пределы чисто эстетических задач. Его изучение позволяет проникнуть в глубины исторически изменчивой духовной жизни людей, ощутить и осмыслить, по выражению Шекспира, "связь времен", свою причастность к Истории человеческого духа. Курс предусматривает широкую интеграцию и осмысление связи художественной культуры с историей, философией, эстетикой, этикой, психологией, искусствоведением и другими предметами, т.е. в контексте развития всей мировой, материальной и духовной культуры.

Преподаватели точных наук - математики, физики, химии, естествознания обращают внимание учащихся на гуманитарно-философскую основу этих предметов. Результаты контрольных проверок показывают, что уровень знаний учащихся ГМК в этих областях не ниже, чем у их сверстников из других школ.