Искусство как средство гуманизации образования

Великое мировое, великое
русское искусство невероятно
богато подлинно высокими
произведениями духа челове
ческого, великой мудростью
красоты.
Б.Неменский

Искусство есть часть духовной культуры человечества, отражение в художественной форме его представлений о мире, об окружающей действительности. В отличие от науки, техники, производства, призванных удовлетворять различные потребности людей, искусство стало могущественным инструментом социализации индивида, целостного общественного воспитания человека, его эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к накопленному человечеством этическому эмоциональному опыту, к вековой мудрости, конкретным общественным интересам, идеалам.

Искусство и школьное образование до недавнего времени были довольно далекими друг от друга областями. Теперь стало ясно, что без помощи искусства с его специфическими содержанием и методами отражения окружающего мира невозможно гуманизировать образование, воспитать гуманную личность.

Передача гуманитарной культуры подрастающим поколениям может осуществляться по трем каналам: через сознание, эмоциональное восприятие и через деятельность учащихся и организацию практики их поведения.

Как показывает опыт, апелляция преимущественно к сознанию, теоретическое, вербальное обучение гуманитарным нормам и ценностям не дают желаемого педагогического эффекта. Говоря о гармоничном развитии личности, Л.С.Выготский в качестве важнейшего условия называл единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики ребенка.

Вот почему сегодня проблему передачи подрастающим поколениям гуманитарных ценностей нельзя решать без эстетического воспитания, без приобщения к искусству.

ИСКУССТВО И ЛИЧНОСТЬ. Искусство обладает огромным потенциалом гуманитарного воздействия на личность человека, ее развитие и формирование. Воздействуя непосредственно на чувства, оно углубляет и направляет их. Именно и главным образом через искусство воспитывается эстетическое отношение к человеку, природе, обществу, зарождается чувство прекрасного, ощущение единства с окружающей действительностью.

Искусство играет огромную, роль и в передаче человеку моральных ценностей. Произведения искусства - это запечатленная этика, язык, на котором легче всего передаются морально-этические нормы. Через весь комплекс существующих в школе предметов искусства входят в мир чувств и сознание ребенка добро и зло, представления о гуманизме, высших человеческих качествах: совести, чести, достоинстве. Вот почему этическое и эстетическое воспитание неразрывны. Общим для этики и эстетики является их опора на эмоциональную сферу человека, душу, духовность.

Наконец, наряду с наукой искусство формирует мироощущение, мировоззренческую основу личности. Оно великий инструмент не только познания мира и человека, но и их совершенствования и преобразования по законам красоты, добра, гуманизма и демократии.

Педагогикой и психологией искусства занимались многие знаменитые ученые и практики: музыканты и композиторы Г.Глиэр, Б.Асафьев, Б.Лворский, Е.Гнесина, художники А.Бенуа, И.Репин, С.Герасимов, литераторы и театралы Ю.Бонди, А.Блок, К.Станиславский, языковеды И.Орбели, Н.Марр, педагоги С.Шацкий, П.Блонский, психологи Л.Выготский, Б.Теплов и др. Их наследие с несомненностью свидетельствует: искусство -источник духовного содержания человека и сильнейший фактор его формирования, что, в свою очередь, делает правомерной проблему воспитания ребенка искусством, посредством искусства.

ВИДЫ ИСКУССТВА. Каждый вид искусства имеет свои особенные средства гуманистического воздействия на личность.

Литература сильна своим влиянием через канал сознания, могуществом языковых средств - строительного материала, с помощью которого она передает разнообразные переживания чужого жизненного опыта, мысли и чувства художественных образов, воспитывая те или иные личностные качества.

Изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика) особенно развивает эмоционально-смысловые восприятия цвета и форм предметного мира. Эти зрительные образы (наряду с тактильными) формируют представления человека об окружающем его мире, о Красоте. Изобразительная деятельность развивает зрительную память, наблюдательность, пространственное воображение, глазомер, умение сосредоточиться, чувство ритма и гармонии, способствует полноте и синтетичности восприятия жизни.

Хореография - искусство выражения мыслей и чувств языком движений человеческого тела. Она раскрывает прежде всего красоту и гармонию человеческого тела, связь эстетического и нравственного начал, рождает понятие о женственности и мужественности.

Театр - это синтетическое искусство. Оно имеет литературную основу; отражая на сцене движение жизни человеческого общества, формирует у зрителя нравственные и эстетические идеалы и ценностные ориентиры.

Существенная особенность музыки как вида искусства состоит в ярко выраженном эмоциональном, психофизиологическом характере воздействия. Музыка не учит и тем более не поучает, а "предлагает" модели эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира, духовного опыта людей. Определяющим фактором в музыкальном искусстве является его гуманистическая направленность. И, наконец, весьма важная особенность этого вида искусства - возможность эмоционального воздействия на человека в самом раннем возрасте, когда ни живопись, ни книга ему еще недоступны.