Музыке надо учить всех
детей, как учат математике или
географии.
Д.Кабалевский
Человек взаимодействует с миром музыки тремя основными способами: слушая, воспринимая окружающую музыку; исполняя, или воспроизводя известную музыку и, наконец, занимаясь музыкальным творчеством, созданием новой, своей музыки. Все эти пути и способы используются и развиваются с помощью музыкального цикла учебных предметов, в который входят:
•основы музыкального творчества,
•основы хорового творчества,
•игра на музыкальном инструменте,
•основы импровизации и композиции,
•оркестр и ансамбль,
•постановка голоса,
•мировая музыкальная культура,
•инструментоведение.
ТРИ УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. Количество часов, отведенное учебным планом на изучение музыкальных дисциплин, значительно превышает объем преподавания в обычной музыкальной школе. Поэтому выпускник ГМК сможет поступить в любое профессионально-музыкальное учебное заведение, включая консерваторию. Однако комплекс не ставит своей задачей подготовку исключительно музыкантов-профессионалов. В преподавании музыкальных предметов соблюдается дифференцированный подход. Выделяются три уровня (программы) музыкального образования:
•А - воспитание просвещенного любителя музыки, владеющего навыками хорового пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте;
•В - подготовка тех, кто собирается посвятить себя профессии музыканта (дирижера-хоровика, преподавателя музыки и др.);
•С - подготовка высокого уровня (работа с одаренными детьми).
Таким образом, ГМК не ставит своей задачей подготовку исключительно музыкантов-профессионалов, хотя система воспитания искусством и через искусство, согласно гипотезе, должна "сработать" на всех детей без исключения.
На занятиях педагоги помогают ученику выявить и развить свои способности, познать себя как индивидуальность. Важнейшей стороной уроков музыкального цикла является опора на интересы ребенка, стимулирование их в любой деятельности, будь то сочинение, импровизация, подбор, пение с аккомпанементом, игра с листа, расшифровка аккомпанемента песенной мелодии, игра ансамбля и др. От детей требуется умение духовно сосредоточиться, почувствовать, осознать музыку и стать ее сотворцом. В конце занятий педагог дает советы, что следует прослушать, прочесть, просмотреть, над чем подумать.
МЕТОДИКА В.В.КИРЮШИНА. От того, насколько совершенна методика музыкального образования, зависит, дойдут ли до ребенка духовные богатства, заключенные в музыкальном искусстве, раскроются и разовьются ли его личностные творческие силы. обогатится ли его жизнь музыкальным содержанием.
Методическую основу музыкального образования и воспитания в ГМК определяет авторская система московского ученого и педагога-новатора В.В.Кирюшина, - "эмоционально-образная педагогика".
Ядро системы составляет использование открытых автором возможностей правого полушария головного мозга, которое ответственно за всю эмоциональную сферу личности. Восприятие музыки этой частью мозга начинается еще до рождения ребенка, во внутриутробном состоянии, и оказывает влияние на развитие всех других сфер личности. Поэтому эмоционально-образная педагогика делает ставку на такие факторы, как:
•реализация резервов раннего и сверхраннего музыкального развития детей;
•подсознательное эмоциональное музыкальное воспитание и развитие ребенка;
•внесение теоретических понятий и терминологии в сознание ученика с помощью их эмоциональньгх и эстетических характеристик;
•использование зрительных и вербальных образов для музыкального развития;
•освоение языка музыкальной терминологии с помощью языковых образов и сюжетных линий.
Эти инновационные идеи прекрасно сочетаются со всеми современными принципами педагогики искусства: целостностью, образностью, ассоциативностью, вариативностью, единством разного и своеобразного, интонационностью, импровизационностью.
Система В.В.Кирюшина представляет целостную поэтапную программу вхождения ребенка в мир музыкальной культуры с 3-летнего до 17-летнего возраста (с детского сада до выпуска из гимназии).
Наиболее детально система В.В.Кирюшина разработана применительно к процессу обучения музыкальной грамоте. Каждому музыкальному термину и каждой музыкальной формуле соответствуют словесные, изобразительные и музыкальные образы. Учащиеся усваивают материал через занимательные сказочно-детективные сюжеты, богатейший мир известных иллюстраций, соединенных со звуковым рядом, легко и с увлечением изучают правила, терминологию, эмоционально-звуковые характеристики ритмов, интервалов и др. Учитель музыки обращается к сказкам-мифам, чтобы дети лучше почувствовали характеристики героев, аллегорически изображающих музыкальные понятия, и тем самым лучше усвоили материал. На уроках изобразительного искусства дети иллюстрируют тексты этих сказок, что помогает им образно воспринимать названия каждого звука, сопоставлять его со звучанием слов родного языка.
ХОРОВОЕ ИСКУССТВО. Содержательной основой системы музыкального образования в ГМК является хоровое искусство. Хоровое пение - наиболее распространенный вид музыкального искусства, имеющий глубокие народные исторические корни, а голос - самый употребительный музыкальный инструмент. Ребенок очень чувствителен к песенной интонации, и пение занимает важное место в его жизни. Поэтому благодаря хору легко решается целый ряд проблем музыкальной педагогики: органичность и доступность "вхождения" детей в мир музыки, раскрытие жизненно-духовного смысла искусства, "проживание" музыкального образа и др. Сознательное и активное отношение детей к музыкальной работе в хоре создает атмосферу общего дела, объединяет учителя и учеников в процессе сотрудничества, сотворчества.
Определяющим в методике вокальной работы является фонопедический подход профессора Санкт-Петербургской консерватории В.В.Емельянова, основанный на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Фонопедические упражнения Емельянова используются как подготовительные по отношению к вокальной работе, они стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании, формируют голосовую функцию и речь, координируют музыкальный слух и голос, оказывают заметное оздоровительное влияние на горловые органы и весь организм.
Учебный процесс по музыкальному циклу обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим учебные пособия, сборники музыкальных мифов-сказок, грампластинки и аудиокассеты, циклы специальных обучающих песен-правил, сборники упражнений для развития мышления, памяти, абсолютного музыкального слуха и эмоционально-образного восприятия.
Такая система музыкального образования и воспитания позволяет развить воображение и творческие способности ребенка, поднять его общий интеллектуальный, духовный и культурный уровень, способствует формированию гуманной, свободной и действительно широко образованной личности.