Направления гуманизации образования

...вечно предшествующий
идеал искусства есть
совершенный человек.

К.Ушинский

Гуманизация школы предусматривает изменение всех структурных компонентов педагогического процесса: целей, содержания, методов.

ГУМАНИЗАЦИЯ  ЦЕЛЕЙ. Сегодня еще нельзя дать строгих формулировок новых целей, можно наметить только их контуры. Личность выпускника в них предстает теперь не "идейно убежденным борцом за...", а является эстетически развитым, гуманным интеллектом, интеллигентом, способным ставить перед собой и решать благородные человеческие цели и задачи, выбирая адекватные пути для их достижения.

Главной целью всей учебно-воспитательной работы гуманитарной школы становится личность ребенка, развитие всей целостной совокупности ее духовной культуры. Духовная культура понимается как интегрированное свойство личности, проявляющееся в потребности жить, творчески созидать в соответствии с идеалами истины, добра и красоты. Духовность выступает как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетической гражданской позиции, способности к сопереживанию, состраданию и милосердию.

ИЗМЕНЕНИЕ  СОДЕРЖАНИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ. Прежде всего, здесь требуется устранение той диспропорции в учебном плане, которая делает школу технократической. Необходима гармонизация учебного плана - обеспечение оптимального соотношения умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания.

Часть учебного плана, которая представляет непосредственное воспитание гуманизма, нравственности и эстетики, должна быть усилена. Это и традиционные предметы общественного цикла, и новые, успешно экспериментируемые в ряде школ нравственные дисциплины: этика, человековедение, семьеведение. Оправдано включение в учебный план религии как феномена общественной культуры и кладезя общечеловеческих нравственных ценностей.

Предстоит перестроить ту часть учебного плана, которую составляют учебные предметы, основанные на "образном видении мира", т.е. художественно-эстетический цикл. Должны получить достаточное место базовые виды искусства - музыка, изобразительное искусство, художественная литература, хореография. Их включение в учебный план подразумевает соблюдение следующих принципов:

•непрерывность (с I по XI класс);
•комплексное освоение, которое может осуществляться как по линии интеграции, так и обобщающих курсов (МХК, этика, эстетика, религия);
•обеспечение возможности перехода к синтетическим видам искусства (театр, кино, телевидение, цирк); •опора на народную национальную культуру.

Требуют своего места в учебном плане трудовое и физическое воспитание, перестроенные на гуманистической основе.

Можно многому научить ребенка, но не развить у него чувства доброты, человечности, красоты. Поэтому перестройка образования должна включать гуманизацию содержания и традиционных курсов. Здесь можно выделить следующие задачи:

а) деидеологизация - замена мнимых ценностей вечными, классовых подходов - общечеловеческими; такая задача актуальна для предметов историко-филологического цикла;
б) национализация и интернационализация содержания обучения и воспитания: глубокое усвоение национальной культуры и на этой базе постижение культуры других народов;
в) экологизация учебных дисциплин, восприятие и осознание драмы и трагедии взаимодействия человека с природой, обретение учащимися планетарного сознания;
г) эстетизация (эмоционализация) учебных предметов, каждый из которых несет в себе какое-то эмоциональное восприятие мира.

Гуманизация содержания образования предполагает также отказ от единообразия, шаблона, уравниловки. Огромные возможности заключены в дифференциации учебного плана (углубленное изучение, курсы по выбору, факультативы, профильные предметы и др.).

Наконец, большую роль в гуманизации образования должна сыграть клубная деятельность школы, призванная удовлетворить разнообразные дополнительные интересы и склонности детей и подростков, предоставить им дополнительные возможности для выбора и самоопределения. Воспитательная работа школы также должна быть ориентирована на построение целостной системы гуманитарного образования, связывающей урочное и внеурочное время учащихся.

ГУМАНИЗАЦИЯ  МЕТОДОВ  ОБУЧЕНИЯ  И   ВОСПИТАНИЯ. Если взять известные классификации методов (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, поисковые, творческие, методы формирования сознания, отношения, поведения, убеждения, приучения, стимулирования), то они в явном виде не содержат в себе гуманности или антигуманности. По-видимому, все здесь зависит от характера их применения, от позиции педагога, от подхода к ученику и атмосферы педагогического взаимодействия. Все это формирует в методе то, что в настоящее время получило название гуманно-личностного подхода.

Центральным положением гуманно-личностного подхода является новый взгляд на личность ребенка, подростка. Он включает следующие основные позиции:

•личность ребенка есть уникальное явление, поэтому она достойна уважения (даже если не является примерной);
•личность, ее развитие является целью воспитательной системы школы;
•личность есть не объект, а субъект воспитания;
•у каждой личности есть свой "колокольчик", свой талант, который воспитатель школы должен найти и заставить звучать, развиваться.

Новые отношения учителя с учеником, воспитателя с воспитуемым состоят в переносе акцента с формальных педагогических отношений на личностные. По данным психолого-педагогической науки и практики, в настоящее время личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса. В основе этих отношений должны лежать такие принципы, как:

•педагогическая любовь к детям;
•оптимистическая вера в ребенка;
•мастерство общения, сотрудничество, сотворчество;
•отсутствие принуждения, ставка на положительное стимулирование личности.

Главный тезис гуманно-личностного подхода - идти не от учебного предмета к ребенку, а с ребенком к учебному предмету, идти от тех возможностей и способностей, которыми располагает ребенок, развивая и совершенствуя их потенциал.