Как гимнастика выпрямляет
тело, так музыка выпрямляет
душу человека.
В.Сухомлинский
Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. По словам известного психолога-музыковеда Б.М.Теплова, музыка является особым видом познания - эмоциональным познанием, она превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться.
Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. По предположению Л.С.Выготского, эмоциям принадлежит и роль регуляторов общего развития личности: "Главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идет из подкорки в виде эмоций. Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы".
Современная концепция музыкального обучения и воспитания рассматривает музыку как источник и способ развития ребенка, как метод освоения содержания других предметов, как "почву", на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребенка.
Музыка "в ролях". Можно выделить эстетическую, познавательную, воспитывающую и развивающую роли музыки в формировании личности.
Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства(эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентации в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления.
Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.
Вообще роль музыки в познании действительности, постижении человеком целостной картины мира несомненна. По Канту, "искусство есть путь к науке".
Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей - любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций.
Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление - образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.
Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Как показывает опыт, под влиянием музыкальных занятий начинают делать успехи даже дети с задержкой и отставанием психического развития.
СВЯЗИ МУЗЫКИ. Музыка связывает, "породняет" человека с окружающим миром, всей природой кратчайшим путем - через впечатление, через чувство, на глубинном, еще не познанном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого "родства" к ребенку приходит ощущение гармонии его отношений с миром, мировосприятие "себя во всем и всего в себе". Происходит, согласно учению о становлении человека, "выход за пределы" (Гегель, Энгельс, Вернадский).
"Выход за пределы" означает связь музыкального содержания с естественной природой, с нравственными представлениями и отношениями детей, с их восприятием научной картины окружающего мира, выход в другие общеобразовательные предметы, в сферу других искусств, во все "внемузыкальные" проявления и интересы ребенка. Музыка может работать на человека в целом, обеспечивать перспективы его эффективной созидательной деятельности на всех ее направлениях.
Таким образом, музыкальное искусство превращается из школьного предмета в часть самой жизни человека, в основу понимания им смысла жизни и окружающего мира.
Однако это возможно только в том случае, если гуманитарно-эстетическая культура, духовность, искусство займут главенствующее положение в обществе и прежде всего в школе.
Разумеется, здесь нужны научный и практический поиск, эксперименты. Определенные достижения в этом направлении уже имеются. Появились новые программы преподавания и предметы искусства в школе - программы Д.Б.Кабалевского (музыка), Б.М.Неменского (изобразительное искусство), Л.И.Предтеченской (мировая художественная культура), Е.Н.Ильина (литература), нацеленные на развитие личности, духовной культуры, творческих способностей ребенка через общение с величайшими шедеврами искусства и его собственную художественную деятельность. Те же задачи на уровне организации учебно-воспитательного процесса пытаются решить авторские школы Б.И.Рачиной(музыка), Д.А.Лебедева( изобразительное искусство), Е.Ю.Сазонова(театр), И.Ф.Гончарова(русская национальная школа).
Опыт целенаправленной работы по воспитанию искусством имеется и в ряде школ Ярославского региона: это школы №№ 15, 17, 24, 27, 36, 55, 58, 59, 63, 70, 71, 75 г.Ярославля, № 8, 49, г. Рыбинска, № 2 г.Тутаева, № 7 г.Переславля, Радищевская, Юрьевская, Отрадновская Угличского района, Волжская Некоузско-го района и др.
В последнее время разрабатывается концепция эмоционально-образного музыкального воспитания (В.В.Кирюшин). Согласно этой концепции музыка, благодаря особому уникальному воздействию на человека, способна оказывать целенаправленное развивающее воздействие на ребенка с первого дня его рождения и даже во внутриутробном состоянии.