Культура — это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в формах организации жизни и стереотипах деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.
Понятие "культура" очень широкое. Это и все сокровища общественного сознания, выраженные в языке, в произведениях искусства, во всем созданном человеческими руками, и состояние духовной жизни, нравственность, менталитет, обобщенные качества личностей, групп, общностей людей, и совокупность отношений, форм общения, обычаев и традиций поведения, уклад жизни общества.
Культурологи подразделяют все это многообразие на три основные группы: 1) науку, 2) эстетику и 3) этику. Они соответствуют трем формам общественного сознания (научно-теоретической, художественно-образной и нравственной). Популярно и деление культуры на две области по психологическому признаку: рациональную (технократическую) и эмоциональную (духовную, гуманитарную).
В течение длительного времени в нашем обществе, а, следовательно, и в школе господствовал тоталитарный режим, лживая идеология, шло уничтожение подлинной человеческой культуры. Школа стала технократическим авторитарным учреждением, в котором, по выражению известного психолога А.Н. Леонтьева, "происходило обнищание души при пресыщении информацией". Недаром наши крупнейшие осмысливатели эпохи А.Д. Сахаров, Д.С. Лихачев, А. И. Солженицын и другие приходили к выводу, что коренной, глубинной причиной кризисов нашего "советского" общества явился упадок его духовной культуры.
Отсюда следует и приоритетная задача развития нашего общества, условие его выживания, это — восстановление, возрождение духовности, гуманитарной культуры, в чем совершенно исключительная роль принадлежит школе.
Основная гипотеза экспериментальной площадки "Культурологический социально-педагогический комплекс" (КСПК) исходит из того, что только в атмосфере высокой гуманитарной культуры и только на основе широкой гуманизации школьного образования, освоения богатств мировой художественной культуры возможно воспитать личность, стремящуюся к самоактуализации и обладающую чувством социальной ответственности, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности.
Такую основу обеспечивают следующие концептуальные подходы к построению учебно-воспитательного процесса.
1. Целевая установка на воспитание человека высокой гуманитарной культуры, на превращение школы из преимущественно просветительного учреждения в центр возрождения российской духовной культуры.
2. Дифференциация обучения детей по интересам, использование интересов детей как главной мотивационной базы обучения.
3. Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение человеко-ориентированной школы.
4. Развивающее обучение как содержательная и методическая основа перестройки и улучшения учебно-воспитательного процесса.
5. Системность и комплексность воспитательной работы, единство учебной и внеучебной деятельности детей, воспитание на основе искусства.
6. Педагогизация окружающей среды, участие в целенаправленном процессе формирования молодого поколения всех социальных институтов, на основе достижений социальной педагогики.
На основе этих принципов разрабатывается и выращивается новая, культуровоспитывающая технология среднего образования, которая должна привести к формированию человека высокой гуманитарной культуры.