Mono sana in corpore sana.
В здоровом теле здоровый дух.
Латинское выражение
Традиционное школьная система имеет целый ряд серьезных недостатков с позиции физического развития детей: низкий уровень двигательной активности школьников, ухудшение состояния здоровья; отсутствие культа здорового образа жизни.
Отделение физической культуры в КСПК предлагает детям систему обучения и воспитания, направленную на реализацию возможностей оптимального физического развитая учеников, всестороннего совершенствования свойственных им физических качеств в оптимальном единстве с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, и обеспечения на этой основе подготовленность учеников к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
По существу, отделение физической культуры реализует оригинальную валеологическую модель школы, в основу которой положены закономерности созревания ребенка и организация педагогически обоснованной воспитывающей среды.
Формирование культа физического здоровья сопровождается отслеживанием и заботой о соматическом, психическом и нравственном его аспектах.
Учебный план отделения физической культуры включает ежедневные занятия в системе урочной (учебной) деятельности и дополнительные занятия во внеурочной (клубной) сфере.
На начальной ступени (I-III классы) занятия физкультурой связаны с удовлетворением биологической потребности детей в игре, движении, ставят целью ознакомление с различными видами физической культуры, частичное освоение двигательных навыков,
включают групповые игры, игры с партнером, элементы хореографии, обучение плаванию и закаливанию, ознакомление с правилами личной гигиены и безопасной жизни, формирование половой ориентации.
Вторая ступень обучения (V-IX классы) ставит приоритетной задачей формирование потребности в занятиях физической культурой и представляет собой дифференцированную систему.
Подростковый возраст связан с осознанием своей взрослости и индивидуальности, с самоопределением, что и используется в педагогической системе специальных дисциплин. Последняя включает:
— практические занятия общефизической подготовки;
— занятия по спортивному совершенствованию;
— внеурочную деятельность.
В ходе занятий учащиеся узнают, как с помощью физических упражнений можно улучшить состояние здоровья, телосложение, повысить физическую и умственную работоспособность, испытывают благотворное влияние утренней гимнастики, оздоровительного бега, плавания, силовых (атлетических) и дыхательных упражнений, средств закаливания.
Они получают гигиенические знания — о режиме труда и отдыха, предупреждении травматизма и заболеваний, гигиене питания, одежды, ухода за телом, усваивают методы противодействия соперникам при разнообразных единоборствах и коллективных играх и соревнованиях.
Особенностью обучения на отделении физической культуры является увеличение двигательной нагрузки на ребенка через специальные урочные и внеурочные формы деятельности.
В V-ом классе дополнительные модульные курсы посвящены занятиям волейболом и теннисом, в VI-ом — народным русским играм (лапта, городки, муха), в VII- VIII-ом — баскетболу, бейсболу, футболу, в 1Х-ом — упражнениям на развитие атлетизма, выносливости.
Старшая ступень (X — XI классы) предполагает предоставление учащимся большого разнообразия вариантов двигательных тренингов и образовательной подготовки. В старшей ступени получают свое развитие такие виды физической культуры и спорта, как туризм, альпинизм, гребля, технические виды спорта (велосипед, триатлон, автомотоспорт). В факультативном курсе "Валеология" старшеклассники знакомятся со способами сохранения и укрепления здоровья: обсуждаются проблемы гиподинамии, питания и культуры потребления, вредных привычек, половых взаимоотношений и венерических заболеваний.
Программы разумно сочетают все способы организации деятельности учащихся — фронтальные, групповые и индивидуальные.
Внеурочная сфера занятий физической культурой организуется и направляется "Центром здорового образа жизни". Понятие "здоровый образ жизни" включает в себя рационально построенный режим учебы, отдыха, физические упражнения, объединенные в оптимальном двигательном режиме, правильное питание, закаливание, отсутствие вредных привычек, комплекс гигиенических навыков, психофизические мероприятия. Центр объединяет секции: аэробика, волейбол, баскетбол, настольный теннис, легкая атлетика, кик-боксинг, шахматы, силовая гимнастика.
Формы работы центра — самые разнообразные: занятия спортивных секций, первенство школы по лыжам, кроссу, футболу, баскетболу, веселые старты, дни здоровья, эстафеты, праздники, спортивные аукционы, викторины, дни бегуна, прыгуна, метателя, спартакиады народных игр, турниры и т.д.
Все это в совокупности обеспечивает необходимый объем организованной двигательной активности детей, формирование установки на физическое самовоспитание, воспитание культа здорового образа жизни.
Рекомендуемая литература
Басов А.В. и др. Образ жизни и наше здоровье. — Ярославль, 1989.
Колбанов В.В. и др. Валеология в школе. — С.-Пб., 1992.
Никитин Б.П. Мы и наши дети. — М., 1979.
Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. — М., 1989.
Программы средней общеобразовательной школы:
Комплексные программы физического воспитания. — М., 1991.
Физическое воспитание с оздоровительным направлением. — М., 1992.
Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. — М., 1993.
Здоровье, развитие, личность.// Под ред. Г.М. Сердюковской и др. — М., 1990.
Матвеев В.Ф. и др. Профилактика вредных привычек школьников. — М., 1987.
Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. - С.-Пб., 1995.