2.10. ОТДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Mono sana in corpore sana.
В здоровом теле здоровый дух.
Латинское выражение

Традиционное школьная система имеет целый ряд серьезных недостатков с позиции физического развития детей: низкий уровень двигательной активности школьников, ухудшение состояния здоровья; отсутствие культа здорового образа жизни.

Отделение физической культуры в КСПК предлагает детям систему обучения и воспитания, направленную на реализацию возможностей оптимального физического развитая учеников, всестороннего совершенствования свойственных им физических качеств в оптимальном единстве с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, и обеспечения на этой основе подготовленность учеников к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

По существу, отделение физической культуры реализует оригинальную валеологическую модель школы, в основу которой положены закономерности созревания ребенка и организация педагогически обоснованной воспитывающей среды.

Формирование культа физического здоровья сопровождается отслеживанием и заботой о соматическом, психическом и нравственном его аспектах.

Учебный план отделения физической культуры включает ежедневные занятия в системе урочной (учебной) деятельности и дополнительные занятия во внеурочной (клубной) сфере.

На начальной ступени (I-III классы) занятия физкультурой связаны с удовлетворением биологической потребности детей в игре, движении, ставят целью ознакомление с различными видами физической культуры, частичное освоение двигательных навыков,

включают групповые игры, игры с партнером, элементы хореографии, обучение плаванию и закаливанию, ознакомление с правилами личной гигиены и безопасной жизни, формирование половой ориентации.

Вторая ступень обучения (V-IX классы) ставит приоритетной задачей формирование потребности в занятиях физической культурой и представляет собой дифференцированную систему.

Подростковый возраст связан с осознанием своей взрослости и индивидуальности, с самоопределением, что и используется в педагогической системе специальных дисциплин. Последняя включает:

— практические занятия общефизической подготовки;

— занятия по спортивному совершенствованию;

— внеурочную деятельность.

В ходе занятий учащиеся узнают, как с помощью физических упражнений можно улучшить состояние здоровья, телосложение, повысить физическую и умственную работоспособность, испытывают благотворное влияние утренней гимнастики, оздоровительного бега, плавания, силовых (атлетических) и дыхательных упражнений, средств закаливания.

Они получают гигиенические знания — о режиме труда и отдыха, предупреждении травматизма и заболеваний, гигиене питания, одежды, ухода за телом, усваивают методы противодействия соперникам при разнообразных единоборствах и коллективных играх и соревнованиях.

Особенностью обучения на отделении физической культуры является увеличение двигательной нагрузки на ребенка через специальные урочные и внеурочные формы деятельности.

В V-ом классе дополнительные модульные курсы посвящены занятиям волейболом и теннисом, в VI-ом — народным русским играм (лапта, городки, муха), в VII- VIII-ом — баскетболу, бейсболу, футболу, в 1Х-ом — упражнениям на развитие атлетизма, выносливости.

Старшая ступень (X — XI классы) предполагает предоставление учащимся большого разнообразия вариантов двигательных тренингов и образовательной подготовки. В старшей ступени получают свое развитие такие виды физической культуры и спорта, как туризм, альпинизм, гребля, технические виды спорта (велосипед, триатлон, автомотоспорт). В факультативном курсе "Валеология" старшеклассники знакомятся со способами сохранения и укрепления здоровья: обсуждаются проблемы гиподинамии, питания и культуры потребления, вредных привычек, половых взаимоотношений и венерических заболеваний.

Программы разумно сочетают все способы организации деятельности учащихся — фронтальные, групповые и индивидуальные.

Внеурочная сфера занятий физической культурой организуется и направляется "Центром здорового образа жизни". Понятие "здоровый образ жизни" включает в себя рационально построенный режим учебы, отдыха, физические упражнения, объединенные в оптимальном двигательном режиме, правильное питание, закаливание, отсутствие вредных привычек, комплекс гигиенических навыков, психофизические мероприятия. Центр объединяет секции: аэробика, волейбол, баскетбол, настольный теннис, легкая атлетика, кик-боксинг, шахматы, силовая гимнастика.

Формы работы центра — самые разнообразные: занятия спортивных секций, первенство школы по лыжам, кроссу, футболу, баскетболу, веселые старты, дни здоровья, эстафеты, праздники, спортивные аукционы, викторины, дни бегуна, прыгуна, метателя, спартакиады народных игр, турниры и т.д.

Все это в совокупности обеспечивает необходимый объем организованной двигательной активности детей, формирование установки на физическое самовоспитание, воспитание культа здорового образа жизни.

Рекомендуемая литература

Басов А.В. и др. Образ жизни и наше здоровье. — Ярославль, 1989.

Колбанов В.В. и др. Валеология в школе. — С.-Пб., 1992.

Никитин Б.П. Мы и наши дети. — М., 1979.

Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. — М., 1989.

Программы средней общеобразовательной школы:

Комплексные программы физического воспитания. — М., 1991.

Физическое воспитание с оздоровительным направлением. — М., 1992.

Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. — М., 1993.

Здоровье, развитие, личность.// Под ред. Г.М. Сердюковской и др. — М., 1990.

Матвеев В.Ф. и др. Профилактика вредных привычек школьников. — М., 1987.

Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. - С.-Пб., 1995.