Подлинных знаний можно достичь только
опираясь на творчество.
И.П. Волков
Работа отделения прикладного творчества осуществляется в соответствии с основными положениями и концептуальными подходами КСПК к построению учебно-воспитательного процесса, предполагающими:
— воспитание человека высокой культуры, превращение школы в центр духовной, нравственной и эстетической культуры;
— ориентирование педагогического процесса на воспитание личности, развитие ее задатков и индивидуальных способностей;
— дифференцирование обучения детей по интересам;
— развитие творческих способностей;
— связь учебной и внеучебной деятельности детей;
— интенсификацию семейного воспитания.
На отделении происходит овладение учащимися современными прикладными ремеслами-искусствами: слесарным, токарным и столярным делом, резьбой по дереву, декоративной вышивкой, лоскутным шитьем, основами керамического искусства, ткачеством и плетением, вязанием и т.д.
Главная задача отделения — через труд и искусство приобщить детей к творчеству, развить у них творческие способности. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, то есть именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные чувства, гуманистическое мировоззрение.
Народное искусство в силу его близости детскому восприятию — действенное средство развития художественно-творческих способностей детей и юношества, формирования таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умению трудиться.
На отделении прикладного творчества обучаются, в основном, дети правополушарного типа, проявляющие способности в области практической деятельности, нацеленной на создание материального продукта. Освоение окружающего мира этими детьми осуществляется через эмоциональную сферу, они лучше усваивают эмпирические, индуктивные способы умственной деятельности.
Главной особенностью проектирования учебного процесса на отделении является нахождение оптимального соотношения между словесными, наглядными и практическими методами обучения. Около 70% учебного времени отводится на выполнение практических работ.
Отличительной особенностью трудового обучения на отделении является ярко выраженная его направленность в художественно-эстетическую сферу. Уже с первого класса в учебный план вводится предмет "Декоративно-прикладное творчество", что позволяет с ранних лет развивать у ребенка особые качества эстетического сознания и творческого воображения.
Программы по декоративно-прикладному являются авторскими и составлены с учетом многообразия технологий обработки различных материалов (ткани, глины, бумаги и т.д.) и изготовления изделий различного назначения, формы, декоративной отделки. Это дает возможность детям попробовать свои силы в различного рода художественно-практической деятельности и уже с первых шагов в школе начать движение к вершинам мастерства и готовиться к выбору будущей профессии.
В начальных классах ставится задача обучить детей первоначальным навыкам самостоятельной работы, практическим приемам изготовления изделий. Развиваются такие необходимые для самостоятельной работы качества, как координация движения рук, быстрота реакции в решении задач, память и глазомер.
На среднем этапе обучения (V-IX кл.) осуществляется дальнейшее совершенствование знаний и умений учащихся, у них формируются интересы и склонности к определенному виду творческой деятельности, развиваются индивидуальные способности. Уже с пятого класса они свободно могут включиться в самостоятельную и творческую работу сверх учебной программы, занимаясь в кружках, клубах и творческих комнатах.
В старших классах учащиеся уже сознательно определяются в выборе профессии и, обучаясь в учебно-производственном комбинате, приобретают специальность и способность творчески трудиться.
Быстрее и лучше адаптироваться к жизни и будущему труду помогают молодежи и такие общечеловеческие ценности, как культура общения, культура внешности, знание правил хорошего тона.
Для решения этих задач на отделении вводится курс: "Бытовая адаптация" как модуль программы трудового обучения. В курсе предусмотрены типы по гигиене и культуре внешности, правилам этикета и хорошего тона, умению найти свой стиль в одежде, прическе, макияже. Курс рассчитан на различную аудиторию (возраст, степень подготовленности) и предлагает вариативную разработку некоторых разделов.
Новизна курса состоит в содержании и его методике (многие темы разработаны в виде игр, конкурсов, участия в демонстрации моделей). Уроки часто проводятся не в классе, а в школьном кафе, актовом или танцевальном зале, Доме моды.
Одной из форм дополнительного (сверхпрограммного) обучения является Центр прикладного творчества, объединяющий кружки художественной вышивки, художественного вязания, керамики (мастерская скульптуры), художественного выжигания по ткани "Рукодельница", "Мастерица", макраме, резьбы по дереву, "Умелые руки", семейный клуб "Полюшко", микрокружки "Радуга".
Дети активно участвуют в выставках детского художественного творчества, ярмарках, посещают мастерские и музеи города. Они постоянные участники народных праздников: "Святки", "Масленица", "Троица", "Праздник урожая", "День знаний".
"Театр моды" опирается на гипотезу о том, что творчество не ограничивается только развитием творческого мышления, а выражается в каком-то конечном продукте, создающемся только благодаря трудовой деятельности, в процессе которой формируются и развиваются индивидуальные способности и склонности учащихся. Работа Театра моды" делится на отдельные творческие комнаты по видам работ (теоретическая, практическая) и направлениям (керамика, текстиль, макраме, вышивка и т.д.). В каждой из них создается свой конечный продукт, но который может в то же время быть промежуточным по отношению к общему продукту.
Таким образом, каждый из учащихся может проявить свое мастерство и творческие наклонности при изготовлении частей изделия и в то же время быть свидетелем и непосредственным участником создания целого изделия, проследив (и усвоив) от начала до конца весь технологический процесс.
Участие в спектаклях "Театра моды" — большой стимул повышения творческой активности учащихся; другим, еще большим по значимости стимулом является творческая книжка, позволяющая активизировать деятельность каждого ученика постоянно, в течение всего периода обучения в школе.
Рекомендуемая литература
Арбат Ю. Добрым людям на загляденье. — М., 1963.
Вихрев Е. Палех. — Ярославль, 1974.
Донцов Э.К. Костромская резьба (деревянные художества). — Ярославль, 1991.
Искусство Холуя/ Сост. Стариков И. Я.- Ярославль, 1980.
Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. — М., 1980.
Каплан Н. И. и др. Народные художественные промыслы. — М., 1980.
Лукич Г. Е. Художественные изделия из керамики. — М., 1979.
Миловский А. Скачи, добрый единорог. — М., 1986.
Народные мастера. Традиции, школы. — М., 1985.
Панова О. С. и др. Русские художественные промыслы. — М., 1984. Прекрасное — своими руками (народные художественные ремесла)// Сост. С. Газарян. - М., 1979.
Программы средней общеобразовательной школы:
Человек, труд, профессия. — М., 1993.
Изо и художественный труд. 1-8 классы. — М., 1990.
Факультативные курсы. — М., 1990.
Рогов А. Народные мастера. — М., 1982.
Родина жар-птицы (народные художественные промыслы России).- М.,1983.
Розова Л.К. Дымковская игрушка. — М., 1980.
Руслина К. Н. Русская керамика. — М., 1974.
Советское декоративное искусство. — М., 1980.
Солонин П. Здравствуй, Палех. — Ярославль, 1979.
Хализова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М., 1984.
Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. — М., 1981.
Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. — М., 1962.