2.4. ОТДЕЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Как гимнастика выпрямляет тело,
так и музыка "выпрямляет" душу человека.
В.А. Сухомлинский

Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. По словам известного психолога — музыковеда Б. М. Теплова, музыка является особым видом познания — эмоциональным познанием, она превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться.

Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. По предположению Л.С. Выготского, эмоциям принадлежит и роль регуляторов общего развития личности: "Главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идет из подкорки в виде эмоций. Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы".

Современная концепция музыкального обучения и воспитания рассматривает музыку как источник и способ развития ребенка, как .метод освоения содержания других предметов, как "почву", на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребенка.

Эстетическая и этическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства (эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно — героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса Как ядра ценностных ориентаций ребенка в художественной картине мира.

Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.

Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей — любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций.

Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно — творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Занятие музыкой помогает развить мышление — образное и логическое, абстрактное и конкретное, музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую материку пальцев.

Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Как показывает опыт, под влиянием музыкальных занятий начинают делать успехи даже дети с задержкой и отставанием психического развития.

Человек взаимодействует с миром музыки тремя основными способами: слушая, воспринимая окружающую музыку; исполняя, или воспроизводя известную музыку и, наконец, занимаясь музыкальным творчеством, созданием новой, своей музыки. Все эти пути и способы используются и развиваются с помощью музыкального цикла учебных предметов, в который входят:

— сольфеджио;

— основы музыкально — творческого воспитания;

— основы хорового творчества;

— игра на музыкальном инструменте;

— основы импровизации и композиции;

— оркестр и ансамбль;

— музыкальная литература;

— инструментоведение;

— хореография.

Сольфеджио. Классической музыкальной дисциплиной является сольфеджио. На уроках сольфеджио педагог знакомит с теоретическими основами музыкального искусства, воспитывает у учащихся любовь к народной музыке, творчеству русских композиторов-классиков, лучших представителей зарубежной музыки, развивает их музыкальные данные, помогает выявлению и развитию творческих способностей учащихся.

Широко используются методики эмоционально-образного воспитания. Основными, определяющими формами работы являются: сольфеджирование, слуховой анализ, запись музыкальных диктантов, вспомогательными — интонационные и ритмические упражнения. Для продолжения теории музыки в IX классе учащимся предлагается факультатив "Основы музыкально-творческого воспитания". Работа в нем предполагает: более тщательное усвоение теоретического материала (уже изученного), рассмотрение нового, развитие музыкального слуха и памяти (упражнения на слух и написание музыкальных диктантов, изложений и сочинений).

Полученные на уроках сольфеджио знания, умения и навыки должны помочь учащимся в их занятиях на музыкальном инструменте, на музыкальной литературе и хоре, на уроках хореографии.

Инструмент. Главная задача обучения игре на различных инструментах — развитие у детей интереса к музыке, к исполнительству, к раскрепощению их творческого потенциала, борьба за очищение вкуса, воспитание культурных слушателей, участников самостоятельного музицирования. Программа индивидуальных занятий включает:

II класс — знакомство с инструментом, с основными техническими навыками игры, развитие восприятия ребенка;

III класс — начальные навыки овладения различными приемами игры на инструменте, навыки чтения с листа, игры в ансамбле с педагогом, подбор по слуху;

V класс — знакомство с жанрами, чтение с листа, игра в ансамбле, расширение специальных знаний (терминология), развитие мелкой техники;

VI класс — знакомство с коллективными формами исполнения (оркестр, ансамбль), подбор аккомпанемента, умение определять форму музыкального произведения;

VII класс — самостоятельный разбор музыкальных произведений, совершенствование навыков игры;

VIII класс совершенствование навыка чтения с листа, подбор аккомпанемента, более сложные технические приемы;

IX класс — обобщение накопленного опыта, игра в ансамбле, в оркестре, свободное музицирование;

X класс — исполнение сложной программы из классических произведений;

XI класс — профессиональная ориентация.

На музыкальном отделении существуют различные ансамбли, оркестры — струнные, народных инструментов, основная задача которых — приобщение учащихся к коллективному музицированию, развитие творческой активности личности.

Хореография. На занятиях по хореографии учащиеся овладевают основными навыками движения под музыку, элементами танцев, умением эмоционально передавать игровые образы, выработка правильной осанки, совершенствование умения детей самостоятельно начинать и заканчивать движение под музыку.

Количество часов, отведенное учебным планом на изучение музыкальных дисциплин, соответствует объему преподавания в обычной музыкальной школе. Поэтому выпускник КСПК сможет поступить в любое профессионально-музыкальное среднее учебное заведение. Однако отделение не ставит своей задачей подготовку исключительно музыкантов-профессионалов. В преподавании музыкальных предметов соблюдается дифференцированный подход. Выделяются три уровня (программы) музыкального образования:

— А - воспитание просвещенного любителя музыки, владеющего навыками хорового пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте*

— В - подготовка тех, кто собирается посвятить себя профессии музыканта (дирижера-хоровика, преподавателя музыки и др.);

— С - подготовка высокого уровня (работа с одаренными детьми).

Таким образом, КСПК не ставит своей задачей подготовку исключительно музыкантов-профессионалов, хотя система воспитания искусством и через искусство, согласно гипотезе, должна "сработать" на всех детей без исключения.

На занятиях педагоги помогают ученику выявить и развить свои способности, познать себя как индивидуальность. Важнейшей стороной уроков музыкального цикла является опора на интересы ребенка, стимулирование их в любой деятельности, будь то сочинение, импровизация, подбор, пение аккомпанементом, игра с листа, расшифровка аккомпанемента песенной мелодии, игра ансамбля и др. От детей требуется умение духовно сосредоточиться, почувствовать, осознать музыку и стать ее сотворцом. В конце занятий педагог дает советы, что следует прослушать, прочесть, просмотреть, над чем подумать.

На протяжении всех лет обучения на музыкальном отделении четко прослеживаются межпредметные связи: с историей (знакомство с культурой, творчеством композиторов различных эпох), с литературой (развитие эмоционально-образной сферы учащихся, использование в исполнительстве литературных образов, стихов для раскрытия замысла композитора), с математикой (развитие логического мышления, анализ музыкальных произведений, метр, ритм), с живописью (музыкальные образы в рисунках детей, картины художников в музыкальном воплощении).

Интегративный предмет "Мировая художественная культура" преподается на всех культурологических отделениях; он завершает гуманитарное воспитание средствами искусства, позволяет создать в представлении ученика целостную картину жизни людей, образ их "культурного дома". Благодаря интеграции искусств, их соприкосновению друг с другом достигается высшая цель — полихудожественное развитие личности, формирование

способности к самостоятельному духовному освоению богатств художественной культуры.

Значение курса МХК выходит за пределы чисто эстетических задач. Его изучение позволяет проникнуть в глубины исторически изменчивой духовной жизни людей, ощутить и осмыслить, по выражению Шекспира, "связь времен", свою причастность к Истории человеческого духа. Курс предусматривает широкую интеграцию и осмысление связи художественной культуры с историей, философией, эстетикой, этикой, психологией, искусствоведением и другими предметами, т.е. в контексте развития всей мировой, материальной и духовной культуры.

Учебный процесс по музыкальному циклу обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим учебные пособия, сборники музыкальных произведений, грампластинки и аудиокассеты, циклы специальных обучающих песен-правил, сборники упражнений для развития мышления, памяти, абсолютного музыкального слуха и эмоционально-образного восприятия.

Такая система музыкального образования и воспитания позволяет развить воображение и творческие способности ребенка, поднять его общий интеллектуальный, духовный и культурный уровень, способствует формированию гуманной, свободной и действительно широко образованной личности.

Рекомендуемая литература

Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1983.

Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.-Л., 1965.

Бескоровайная В. М. и др. Музыкальные странствия современного подростка. - М., 1985.

Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности// Педагогика. — 1992.- № 5,6.

Горюнова Л. и др. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки// Музыка в школе. — 1991.- № 3.

Жданова С. и др. Мировая музыкальная культура: программа// Учительская газета. - 1991.- № 26.

Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья. — М., 1977.

Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. — М., 1977.

Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. — М., 1973.

Кабалевский Д. Б. Сила искусства. — М., 1984.

Мадорский Л.Н. Музыка начинается в семье. — М., 1982.

Макаренко Ю.А. Мудрость чувства. — М., 1970.

Программы средней общеобразовательной школы: Музыка 5-8 классы. — М., 1990, Музыка 1-3 классы. — М., 1990, Музыка. Музыкально — эстетическое воспитание 1-IV классы. — М., 1994.

Программы общеобразовательных учреждений. Духовная музыка: Россия и Запад. М., 1994.

Петрушин В. И. Музыкальная психология. — М., 1993.

Предтеченская Л.И. Мировая художественная культура — пути становления.// Искусство в школе. — 1992.- №1.

Ражников В. Г. Резервы музыкальной педагогики. — М., 1980.

Ролина Б. Петь в хоре может каждый// Музыка в школе. — 1990.- № 3, 4.

Соколов Э.В. Культурология. — М., 1994.

Сохор А. И. Музыка как вид искусства. — М., 1970.

Терентьева А. А. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию// Педагогика. — 1992.- № 1, 2.

Химик А. Как преподавать МХК в школе. — М., 1992.

Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. — М., 1994.

Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. — М., 1994.

Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М, 1975.

Юдина Е.И. Азбука музыкально-творческого саморазвития. — М., 1994.