Страна, в которой учили бы рисовать
так же, как читать и писать, превзошла
бы вскоре все остальные страны во всех
искусствах,науках и мастерствах.
Д. Дидро
Самовыражение в рисунке — одна из древнейших человеческих потребностей: около 25% детей, поступающих в школу, проявляют интерес к рисованию; для них и создано отделение изобразительного искусства.
Охватывая широкий круг уеебных и воспитательных задач умственного, морально-волевого, эстетического и трудового развития личности, изобразительное искусство стимулирует проявление творческих способностей учащихся, активизирует их любознательность, сообразительность, формируют стремление участвовать в деятельности по охране природы, памятников истории и культуры.
Изобразительное искусство в школе опирается на художественную специфику реалистического искусства, которое отражает действительность в художественных образах. Это определяет содержание и методы преподавания предмета, в основу которых
положены принципы: единство обучения и воспитания; связь эмоционального и рационального в обучении; систематическое развитие у учащихся умения воспринимать художественный образ в произведениях изобразительного искусства и создавать его в самостоятельных художественных работах в соответствии с возрастными особенностями развития и практическим опытом.
Главной целью преподавания изобразительного искусства является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Учебный план построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала изобразительного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Изобразительное искусство. На первой ступени в основу программы обучения положен принцип синкретичности: все разнообразие видов и жанров, стилей и приемов, средств и методов изобразительного искусства дается ребенку без особой дифференциации, исходя из комплексного, целостного восприятия окружающего мира. Авторская программа учителя М.Д. Солдатенковой. вводит ребенка в мир изобразительного искусства посредством четырех тематических блоков:
I кл. — Умение видеть прекрасное (Ты и мир вокруг тебя);
II кл. — Ты и искусство (Изображение и фантазия);
III кл. — Искусство вокруг нас;
IV кл. — Каждый народ — художник.
В процессе занятий происходит развитие предметно и наглядно-образного мышления учащихся, различных видов памяти, наблюдательности и логического мышления, пространственных представлений, зрительного воображения и фантазии; совершенствование сенсорных умений и навыков, чувства формы, цвета; ознакомление учащихся с различными художественными материалами, их свойствами и особенностями художественно-образного языка. Педагогическая драматургия уроков основывается на игре, положительных эмоциях детей.
В V-VIII классах главными задачами художественного образования становятся:
— обучение основам изобразительной грамоты, формирование практических навыков работы в различных видах художественной
деятельности; воспитание интереса и любви к искусству, потребности общения с ним;
— воспитание активного эстетического отношения к произведениям искусства, к действительности, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям; эмоционального отношения к прекрасному и безобразному; интереса к художественно-творческой деятельности;
— систематическое развитие художественно-творческих способностей, формирование навыков планирования процесса реализация замысла, умения выражать в отчетливых образах решение творческих задач, художественный и конструктивный замысел.
В средней ступени получают развитие дифференцированные области ИЗО, вводятся курс "Живописи" и ряд специальных предметов:
"Лепка", "Скульптура", "Керамика" (V кл.);
"Графика", "Черчение" (VI кл.);
"Дизайн", "Декоративно-прикладные искусства" (VII кл.);
"Архитектура", "Монументальное искусство" (VIII кл.).
Практическая работа включает изображение на плоскости, изображение в объеме, декоративно-прикладные работы.
Ведущим направлением работы учителя на практических занятиях является организация целенаправленного наблюдения и активного восприятия выразительных особенностей предметов (формы пропорций, пространства и объема, цвета и освещения, композиции) в процессе изображения с натуры. Работа с натуры, по памяти и представлению развивает у учащихся цельность и полноту объемно — пространственного восприятия мира и способность анализировать увиденное. Обучение передаче пространства строится на изучении основных положений наблюдательной (линейной и воздушной) перспективы.
Основной задачей работы по композиции на всех этапах формирования и развития изобразительных навыков и умений является освоение всей поверхности листа бумаги и заполнение ее изображением, а в лепке и декоративной работе — создание цельной формы.
В IX — XI классах учащиеся готовятся к получению дальнейшего художественного образования: здесь обращается внимание на формирование умений применять на практике художественные знания и навыки в процессе изучения других дисциплин и общественной деятельности; сознательное отражение и использование знаний, приобретенных на уроках литературы, природоведения, истории, географии, трудового обучения в изобразительной деятельности; формирование и развитие потребности самостоятельно добывать знания, совершенствовать практические умения в области изобразительной деятельности.
Предмет "История изобразительного искусства", являющийся частью курса "Мировой художественной культуры" знакомит старшеклассников с искусством Древнего Египта, Греции и Рима, эпохой средних веков и Возрождением, культурой на территории Древней Руси.
Практическую направленность учебного процесса представляют такие спецкурсы как "Художественная фотография", "Чеканка", "Резьба по дереву", "Искусство батика" и др.
Методическая концепция отделения ИЗО включает использование положительных идей из систем программ Б.М. Неменского, В. С. Кузина, концепций Е.И. Квятковского, Д.А. Лебедева. Освоение искусства происходит на основе знаний и художественной практической деятельности.
Методики преподавания предметов изобразительного искусства включают гармоническое сочетание следующих элементов, тенденций и позиций:
— обучающей, воспитывающей и развивающей задач школы;
— репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащихся;
— обучение технике, мастерству и формирование эстетического чувства, интуиции;
— древней, средневековой и современной культур;
— национального и общечеловеческого элементов;
— всех видов искусств.
На этих основах разработаны авторские программы по "Изобразительному искусству" М.Д. Солдатенковой, "Лепке и керамике" Н.Н Золотовой, "Искусству батика" Л.С. Романовой.
Кроме того, в программах сделан акцент на тесную взаимосвязь обучения и развития детей с окружающей природой, особенностями региона, климатическими и экологическими факторами среды.
Рекомендуемая литература>
Алехин А.Д. Когда начинается художник. — М., 1993.
Бродский И.А. Репин — педагог. — М., 1965.
Венберг Ю.И. Технология живописи. — М., 1982.
Волков И.П. Цель она — дорог много. — М., 1990.
Волков Ю.Н. Работа над живописными этюдами. — М, 1984.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.
Изобразительное искусство. Программа для школы искусств. — М., 1991.
Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. — М., 1991.
Кузин В.С. Наброски и зарисовки. — М., 1977.
Кузин В.С. Психология. — М., 1982.
Левин С. Ваш ребенок рисует. — М„ 1979.
Маслов Н.Я. Пленэр. - М., 1984.
Методические рекомендации по проведению упражнений на уроках изобра зительного искусства. — М., 1992.
Методические рекомендации по проведению уроков изобразительного искусства. - М., 1992.
Неменский Б.М. Мудрость красоты. — М., 1987.
Неменский Б.М. Ненаучные формы познания// Советская педагогика. — 1991.- № 9.
Никонорова Н. П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. — М., 1975.
Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство. — М., 1990.
Предтеченская Л.И. Мир художественной культуры — пути становления// Искусство в школе. — 1992.- № 1.
Программы общеобразовательной школы:
- Изобразительное искусство. 1-9 кл.- М., 1994.
- Изобразительное искусство и художественный труд. - М., 1994.
- Изобразительное искусство, основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для классов с углубленным изучением предметов художественно — эстетического цикла V-VIII кл. — М., 1994.
- Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ. V-XI кл.- М., 1991.
- Сборник программ интегрированных курсов "Искусство". — М„ 1995.
Рисунок, живопись, композиция (хрестоматия)// Составитель Н. Н. Ростовцев. - М„ 1988.
Петрова Н. Н. Критерии оценки Изо-деятельности школьников.// Советская педагогика, 1991, №12.
Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 1980.
Ростовцев Н. Н. Учебный рисунок. — М., 1985.
Солдатенкова М.Д. Программа по изобразительному искусству. Ярославль, КСПК, 1995.
Тыковский А. А. Цвет в живописи. — М., 1983.
Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения. VI-VIII кл. Мировая художественная культура. 1Х-Х1 кл.- М., 1994.
Школа изобразительного искусства, В 10-ти вып. — М., 1960-1963.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в 1-111 классе. — М., 1985.