Как говорим, так и живем
Цицерон
Задачи отделения языковой культуры представляют широкое образовательное, поле, в которое входят: обучение навыкам и умениям, связанным с изучением родного языка; овладение на коммуникационном уровне родным и иностранным языками; приобщение к одному из основополагающих видов искусства — художественной литературе.
Русский язык. Основная цель образования по родному языку определяется современной концепцией предмета русский язык, ее ведущими идеями, главной из которых является идея практической, коммуникативной направленности обучения. Целью коммуникативно направленного курса является обеспечение речевого компонента общеобразовательной подготовки, достижение такого уровня владения речью, который необходим и достаточен для активного и плодотворного участия в предстоящей им взрослой жизни.
В начальной школе русский язык изучается по программам развивающего обучения. В качестве отправной точки логики развертывания материала взята фонематическая теория русского правописания, которая позволяет раскрыть психологический механизм орфографического действия, усвоить общий способ решения орфографических задач.
В V-IX классах содержание курса русского языка составляет система лингвистических понятий (и опирающихся на них умений), отражающая основные особенности лексики, фонетики, морфологического и синтаксического строя современного русского литературного языка, также некоторые важнейшие свойства речи с целью создания оптимальных условии для речевого и интеллектуального развития учащихся.
В Х-Х1 классах предусмотрен курс современного русского языка с целью погружения в стихию родного языка, формирования умений использовать все языковые средства для выражения своей мысли, творческой переработки полученных знаний и умений по русскому языку через изучение стилистики русского языка и теории текста.
Одной из важнейших задач курса русского языка считается совершенствование у учащихся основных видов речевой деятельности — развитие у них умения выражать в устной и письменной
форме свои мысли, т.е. говорить и писать, а также воспринимать мысли другого человека, т.е. слушать и читать. Обучение речи можно представить в виде двух взаимодополняющих направлений: 1) совершенствование собственно речевой деятельности (говорения, письма, слушания, чтения) и 2) формирование отдельных речевых умений, создающих базу для обогащения речевой деятельности.
Они реализованы в практической школьной жизни в начальных классах программой совершенствование речевой деятельности младших школьников (М.С. Соловейчик), дополнительными предметами — "Детская риторика", "Речь и культура общения" (Т.А. - Ладыженская), в среднем звене - "Риторика" (Т. А. Ладыженская), в 1Х-Х1 классах — "Русская словесность" (Обучение сочинениям разных жанров).
Риторика, или ораторское искусство, помогает не только правильно говорить, но и использовать язык как средство устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми, добиваться успеха в самых разнообразных сферах реальной жизни.
Проблемы речевого развития школьников решаются в неразрывном единстве с предметно-продуктивными видами деятельности (трудовой, исследовательской, художественной, игровой и т.д.).
Литература. Приобщение к важнейшему и богатейшему искусству слова включает в себя знакомство с основными произведениями мировой художественной литературы, освоение выразительных возможностей и средств литературного языка, формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей учащихся с помощью литературы, обучение анализу и оценке литературных произведений.
Учебный предмет "литература" состоит из трех основных технологических компонентов: чтение и изучение литературного произведения, изучение основ теории и истории литературы, овладение литературным языком. Они находятся в сложных диалектических взаимоотношениях: чтение и изучение художественного произведения является главной задачей литературного образования, но ее невозможно решить без соответствующих научных знаний, без усвоения методов литературного анализа, а овладение литературным языком является необходимым условием полноценного восприятия и изучения литературного текста и основой речевого выражения результатов чтения и изучения литературы.
В начальной школе основная задача — пробудить в ребенке читательский интерес через собственную творческую игровую деятельность. Через развитие потребности творить формируется способность воспринимать, постигать произведения литературы и искусства. Это реализуется в программе "Развитие художественной речи" (В. А. Левин).
Самая большая ценность, возникающая в детском художественном творчестве — это читатель-художник, формирующийся в юном авторе. Средством достижения этой цели, в первую очередь являются уроки чтения.
Важнейшим событием литературного развития ребенка в средней ступени является переход от литературного чтения к изучению литературы, художественно-игровой позиции на позицию художественно-коммуникабельную. Открытие автора произведения через осознание собственного "авторского" опыта — важнейшая задача, разрешаемая в процессе становления ученика как читателя.
Осознавая и осваивая коммуникативную функцию художественных средств, ребенок занимает по отношению к ним новую, коммуникативно-рефлексивную позицию. У него возникают коммуникативные мотивы отношения к литературному произведению (чтение ради общения с автором, творчество ради общения с читателем).
В Х-Х1 классах главной задачей становится формирование углубленного, индивидуального понимания и оценки художественных произведений, умение соотносить выражаемые в них идеалы того или иного автора со своими собственными.
Литературное образование представляет собой важнейшую составную часть становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности в непрерывном совершенствовании, реализации своих творческих возможностей. Поэтому в преподавании уделяется большое внимание восприятию нравственной и эстетической стороны литературных произведений, используются методики Е.Н. Ильина, Л.С. Айзермана, Г.Н. Кудиной,В. А. Левина и др.
Для обогащения литературного образования к основному курсу литературы на отделении языковой культуры добавляется изучение предметов: "Литературное краеведение", "Искусство театра", "Древнерусская литература", "Библейские мифы", "Античная литература". Начиная с VIII класса продолжением курса античной литературы становится "Зарубежная литература", изучение которой продолжается до XI класса.
Достойное место на занятиях по литературе занимают межпредметные связи; слуховой канал восприятия дополняется музыкой, широко используется зрительный ряд, проводятся интегрированные уроки, театрализации, образуя "содружество искусств".
Особую задачу представляет взаимосвязь изучения русского языка и литературы. В Х-Х1 классах эту задачу решает курс "Русская словесность", в котором подростки учатся осмысленно использовать различные средства языка, создавая свои литературные произведения (сочинения, доклады, рефераты), определять художественно — эстетические качества литературного текста.
Целям углубления языкового образования на отделении служит изучение иностранного языка: он
— развивает интеллектуальную сферу детей;
— их языковые способности;
— дает дополнительные средства общения в современном многоязычном мире;
— приобщает детей к иностранной культуре.
Изучение иностранного языка начинается с 1 класса, в IX классе к основному языку добавляется второй и факультативно преподается латынь.
На первом этапе (I-III кл.) ведущими являются воспитательно-образовательно -развивающие задачи — это формирование положительной мотивации в изучении нового языка, развитие творческих способностей детей в различных предметных областях (изобразительная, музыкальная, трудовая и др.) с использованием иностранного языка, создание исходной базы для развития речевых способностей учащихся.
На втором этапе (V-IX кл.) расширяется речевой опыт учащихся за счет новых средств общения и совершенствуется их культура говорения на иностранном языке, особое место занимает обучение чтению. Обучение ведется на основе коммуникативного метода Е.И. Пассова.
На третьем (Х-Х1 кл.) этапе осуществляется систематизация приобретенных знаний, умений и навыков. Происходит усложнение устной и письменной речи. Возрастает удельный вес чтения как средства приобщения школьников к культуре иноязычной страны. Учащиеся овладевают приемами поискового чтения.
Программы предусматривают углубление знаний учащихся в области страноведения (нравы, обычаи, семейные традиции,
праздники страны изучаемого языка, экономика, политика, культура, владение речевым этикетом).
Обучение завершают авторские обобщающе-повторительные курсы (М.Д. Мурашова). Весь материал организован в блоки, каждое занятие содержит базовый текст, серию разнообразных лексических упражнений, материалы по практической грамматике, тексты для аудирования.
На отделении языковой культуры в Х-Х1 классах введено изучение второго иностранного языка; это выполнение своеобразного социального заказа. Преподавание ведется на основе интенсивных методик обучения, имеющих речевую направленность.
Проблемы интереса и мотивации на всех предметах языковой культуры помогает решать подбор содержания изучаемых и используемых литературных произведений.
Рекомендуемая литература
Айзерман Л.С. С углубленным изучением литературы. — М., 1990.
Басовская Е.Н. Личность — общество — мироздание в русской словесности. - М., 1994.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
Бершадская Н.Р. и др. Литературное творчество учащихся в школе. — М., 1986.
Вахрушев В.С. Уроки мировой литературы в школе. -М., 1993.
Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. — М., 1990.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М., 1991.
Ильин Е. Н. Искусство общения. — М., 1982.
Ильин Е. Н. Путь к ученику. - М., 1988.
Ильин Е. Н. Рождение урока. — М., 1986.
Ильин Е. Н. Урок продолжается. — М., 1973.
Искусство в жизни детей. — М., 1991.
Искусство и школа. — М., 1981.
Кан-Калик В.А. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. — М., 1988.
Квятковский Е.В. В поисках путей гуманизации литературно-художественного образования// Педагогика. — 1995. — № 6.
Клементьева Е. И. Счастливый английский. Книга для учителя. — М., 1995.
Концепция обучения иностранному языку. Иностранный язык в школе, 1989, №4.
Кудина Г. Н. и др. Литература как предмет эстетического цикла. — Томск, 1994.
Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. — М., 1975.
Ладыженская Т. А. и др. Практическая методика русского языка. — М., 1995.
Львова С. И. Язык в речевом общении. — М., 1991.
Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. - М., 1975.
Мурашова М.Д. Обобщающе повторительный курс иностранного языка. Ярославль. КСПК, 1995.
Новлянская 3.И. Стихи — продолжение мое и начало. — М., 1982.
Обучаем по системе Л.В. Занкова. - М., 1990-1993.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1991.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. — М., 1988.
Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. Литература (V-XI кл.). Русская словесность. — М., 1995.
Программы общеобразовательных учреждений:
Русский язык для.классов гуманитарного профиля. М., 1994.
Русский язык. М., 1992.
Литература. 5-11 классы. М., 1995.
Программа по русской словесности для гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. М., 1995.
Рогова Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 1991.
Родари Д. Грамматика фантазии. — М., 1978.
Старкова 3. С. Содружество искусств на уроках литературы. — М.,1988. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина.. — М., 1993.
Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе. — М., 1982.
Ястребов А. В. Слово — воплощенное бытие. — М., 1994.