2.7. ОТДЕЛЕНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Человек — это звучит гордо!
А. М. Горький

Отделение нравственно-патриотической культуры имеет целью развитие и углубление в содержании общего образования элементов общечеловеческой нравственной культуры, гражданственности и патриотизма, — того в чем так остро в настоящее время нуждается наше общество.

Знание законов нравственности поможет учащимся найти опору в жизни, понять ее смысл и цель своего существования, правильно ориентироваться в жизни, не бояться настоящего, подготовиться к будущему.

Основы нравственной культуры, гражданственность, патриотизм в школьном образовании закладываются в курсах истории, литературы и других гуманитарных дисциплин. Большую роль играют также мировоззренческие курсы физики, химии, биологии.

Кроме того, в учебный план отделения нравственной культуры введены ряд интегративных курсов, обобщающих и систематизирующих знания учащихся и опыт их нравственного развития.

Курс "Этика" является системообразующим для формирования нравственной культуры и состоит из трех этапов.

Начальная школа представляет пропедевтический этап: с доступными нравственными понятиями и в доступной форме дети знакомятся в процессе изучения предмета "Начала этики", который раскрывает значение и сущность основных нравственных понятий, формирует начальные критерии нравственной оценки себя и других, дает примеры и образцы для подражания, обеспечивая необходимые предпосылки и нацеливая детей на управление своим поведением.

В начальной школе закладывается основа самостоятельных действий и поступков, направляющих личность на выполнение необходимых "надо", сдерживание возникающих "хочу" и реализацию личностью своих "могу". Воздействие на поведение с сознательной стороны сочетается с соответствующей организацией всех видов жизнедеятельности школьника: игры, ученья, бытового труда, общественно-полезной работы (по осознаваемым нормам). Условиями успешности усвоения начал этики являются наличие примера родителей и других взрослых, санитарно-гигиенический режим, общий оптимистический фон учебно-воспитательного процесса.

С V класса начинается систематизированный человековедческий, психолого-педагогический курс "Самосовершенствование личности". Он разбит на разделы и соответствующие им учебные предметы по классам и охватывает все основные компоненты нравственной культуры личности: "Самопознание" (Vкл.), "Самовоспитание" (VI), "Самообразование" (VII), "Самоутверждение" (VIII), "Самоопределение" (IX), "Саморегуляцию" (X) и "Самореализацию личности" (XI).

Такая последовательность освоения теории имеет свое обоснование. Процесс самопознания (первый раздел) лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребенок должен осознать, "кто я есть?", "как я себя оцениваю?", "что со мной происходит?". Поэтому курс начинается с достаточно полного обзора психологических качеств личности, как бы приводя в некоторую систему самопознание ребенка, помогая ему создать образ своего "Я".

Основу нравственного самосовершенствования личности представляют процессы самовоспитания и самообразования, которые рассматриваются в VI и VII классах (младшие подростки достаточно восприимчивы к этим вопросам). Переходный, критический период VIII класса отведен рассмотрению проблем самоутверждения подростка в различных сферах жизнедеятельности.

Каждый акт самосовершенствования предполагает какое-то самоопределение личности, но в IX классе проблема самоопределения приобретает чрезвычайно актуальный характер: учащиеся должны сделать свой выбор дальнейшего жизненного пути, выбор направления своего профессионального развития. Поэтому акцент делается на профессиональное самоопределение.

В X и XI классе уровень умственного развития и вся предварительная психолого-педагогическая подготовка учащихся делает возможным переход к постижению высших уровней философской этики: саморегуляции и самореализации. Заключение курса представляет собой разнообразную подготовку юношей и девушек к встрече с самостоятельной жизнью, к началу самореализации.

Курс "Самосовершенствования личности" включает в себя вопросы полового воспитания, этики и психологии семейной жизни, часть курса "Основы безопасности жизнедеятельности".

В воспитании нравственности большое значение имеет изучение краеведческого материала. В начальной школе ведется курс "Я и моя Родина", во второй ступени — "Культура и история Ярославского края". В них предполагается знакомство учащихся с памятниками культуры и истории родного края. Основная задача курса — помочь учащимся понять эстетическое, идейное и функциональное значение выдающихся произведений архитектуры, основных художественных стилей в их связи с конкретной эпохой, социальным строем и господствующим мировоззрением в обществе. В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства у учащихся формируется конкретно-историческое понимание общественного идеала эпохи сознательное отношение ко многим проблемам сегодняшнего дня.

На старшей ступени отделения созданы лицейские классы военно-патриотического воспитания для юношей, собирающихся поступать в военные учебные заведения. Их специфическими целями являются:

— подготовка юношей к поступлению в военные учебные заведения;

— усиление нравственно-патриотического воспитания учащихся: формирование у учащихся высокой политической сознательности, преданности Родине;

— воспитание морально-психологической готовности выпускников школы к службе в Вооруженных Силах, подготовки молодежи к выполнению своего долга по защите Отечества.

В дополнение к общеобразовательной программе в классах военно-патриотического воспитания вводятся курсы: "Военная история", "Светочи России", "Русская душа", воинский этикет, а также общевойсковые дисциплины.

Внеклассную сферу отделения представляет Центр нравственной культуры. В нем работают: девичий клуб "Лик", клуб "Отечество", клуб "Отцы и дети", родительский университет, воскресная школа, школьный музей.

Клуб "Лик" организован для девушек-старшеклассниц. Здесь предполагается научить девушек осознавать связь между чувством и деятельностью человека, управлять своими чувствами, раскрыть перед девушками — будущими женами и матерями — сущность этикета в различных ситуациях общения (при знакомстве, в гостях, за столом).

Клуб "Отечество" функционирует на базе Ярославского Высшего военного финансового училища. Руководителем клуба является опытный кадровый офицер училища. Клуб проводит встречи с ветеранами Вооруженных Сил, ветеранами военных училищ, с участниками боевых действий, экскурсии в историко-художественные музеи Москвы и Ярославля; организует празднование Дней воинской славы России.

Родительский клуб "Отцы и дети" создан на нравственном отделении с целью неформального общения родителей и преподавательского состава школы; обучения родителей основам педагогики; психологического практикума родителей при общении с детьми и согласования усилий всех категорий воспитателей.

Для нравственного просвещения родителей на отделении нравственной культуры открыт "Родительский университет", работающий по следующим этапам:

"Доверие" - привлечение родителей к образовательному процессу;

"Согласие" - помощь в разрешении конфликтных ситуаций в семье;

"Гармония" - обучение родителей воспитанию у детей привычки анализировать и критически оценивать свое поведение, умение сочетать свободу и ответственность.

Для осознания того, что культура народа является единством светской и религиозной традиций на отделении нравственной культуры существует Воскресная школа, предполагающая помочь нравственному самосовершенствованию школьников. Учащиеся приобретают представления об этических принципах и нормах проповедуемых в мировых религиях.

По-новому взглянуть на окружающее, ощутить себя значимой частью этого мира помогает учащимся созданная при школьном музее" секция "Родной край". Участвуя в экскурсиях, походах, экспедициях по памятным местам учащиеся начинают ощущать свою ответственность перед историей нашей Родины.

Рекомендуемая литература

Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. — М., 1990.

Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. — М., 1981.

Богданова О. С. и др. О нравственном воспитании подростков. — М.,1979.

Гараджа В.И.Религиоведение. — М., 1993.

Гончаров И.Ф. Русская школа. — Л., 1994.

Гончарова Т. И. и др. Когда учитель — властитель дум. — М„ 1991.

Гусейнов А. Золотое правило нравственности. — М., 1979.

Гусинский Э.Н. Алиса в стране вопросов. — М., 1993.

Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. — М., 1993.

Ильин Е.Н. Рождение урока. —М., 1986.

Ильин Е.Н. Урок продолжается.— М., 1973.

Каргопольцев С.М. Музыка и нравственное воспитание школьников// Советская педагогика. — 1990.- № 12.

Карпушин И.И. Искусство и религия. — М., 1991.

Кочетов А.И. Самосовершенствование. — М., ...

Крутова О.М. Человек как творец морали. — М., 1985.

Маленкова Л.И. Человековедение. — М., 1993.

Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. — М.,1985.

Мень А. Православное богослужение: таинство, слово и образ. — М.,1961.

Мы живем среди людей. Кодекс поведения. — М., 1989.

Обнорская. Программа курса краеведения. Ярославль, КСПК, 1995.

Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-Х1 классы. М., 1994.

Писаренко В. И. и др. Педагогическая этика. — Минск, 1986.

Пути формирования взглядов и убеждений старшеклассников/ Под ред. Розовой М.И. - М., 1980.

Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. — М., 1989.

Селевко Г. К. Программа курса "самосовершенствования личности". Саморазвивающее обучение. Ярославль, 1996.

Русская школа. - Вып. 1, II, III. - М., 1993.

Толстых В. И. Искусство и мораль. — М., 1973.

Трейвиш М.К. и др. Алгебра познания. — М., 1994.

Управление процессом нравственного воспитания. — М., 1980.

Шемшурина А. Этическая грамматика в 5, 6, 7, 8 классах. — М., 1993.

Шепель В. М. Управленческая этика. — М., 1989.

Юдин А. В. Русская традиционная народная духовность. — М., 1994.

Скаткин М. Н. и др. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М., 1981.