Люди погибнут от неумения пользоваться
силами
природы и от незнания истинного мира.
Надпись на пирамиде Хеопса
Главной целью экологического образования и воспитания на отделении является формирование культурной, духовно обогащенной и экологически грамотной личности — Гражданина Планеты. Реализация этой цели включает:
• развитие ценностных ориентаций на природу как испытание жизни, формирование нравственных качеств личности;
• изучение природных и искусственных экосистем родного края, правовых и экономических аспектов природоохранной деятельности;
• облагораживание природных и искусственных экосистем родного края, сохранение экосистем и поддержание биологического разнообразия.
Программа экологического образования и воспитания в КСПК включает как специальные предметы — интегрированные курсы экологической тематики, так и содержание отдельных базовых учебных предметов, и имеет свою специфику в каждой возрастной ступени.
Первая ступень — начальная школа — вводит ребенка в Мир Живой Природы, пробуждает экологическое чувство и знакомит с первоначальными понятиями экологии: Земля как дом живых существ; солнце как источник жизни; воздух, почва, вода как
среды обитания организмов; взаимосвязь и гармония живых организмов в природе; проблема сохранения жизни на земле.
Спецкурс "Окружающий мир" (1 класс) (авторская программа Г.Л. Заблоцкой) имеет 3 концентра: экология личности, экология общественных отношений, экология природы и позволяет связать воспитание качеств личности через познание общественных отношений к экологии природы.
Во II-м классе в курсе "Природа и человек" особое внимание уделяется человеку как части природы и рассматривается его место в природе. Проводятся занятия по народной экологии, отрабатываются навыки наблюдения, коллекционирования, распознавания природных явлений. В III классе курс "Экологическое природоведение" (программа Т. А. Соловьевой) формируя взгляды на природу Земли в планетарном масштабе.
К концу I ступени предусматривается знание следующих вопросов: значение Природы для человека; .заповедники родного края; охраняемые территории зеленой зоны города, района; значение Красной Книги; лекарственные растения, съедобные грибы, ядовитые растения, грибы и ягоды и правила их сбора; правила ведения календаря природы; правила поведения в природной среде; экологические народные традиции.
Решение практических задач предполагает умение вести наблюдения в природе; сделать кормушку для птиц, собрать корм для птиц и подкармливать; различать ядовитые и съедобные грибы, ягоды, растения; провести беседу на экологическую тему; со ставить композицию, панно из природного материала; участвовать в экологических трудовых делах по сохранению окружающей сре ды; уметь творчески выразить свою позицию как защитники Природы.
II ступень начинается с курса "Экологическое природоведение 5", опирается на экологические знания и умения, полученные в начальной школе. Продолжается расширение и углубление экологических навыков по изучению родного края, определение места человека в конкретном ландшафте.
В VI классе предусматривается изучение физической географии с экологической направленностью, делается акцент на знания абиотических факторов среды, рассматривается биосфера и ее компоненты.
В курсе "Экологическая морфология растений" идет изучение основных понятии — взаимодействие растении с окружающей средой и экологическая адаптация (приспособление) растений. Адаптация рассматривается на клеточном и организменном уровне.
В VII классе в курсе "Экология растений" продолжается изучение адаптаций растений на популяционном и биогеоценотическом уровне. Рассматриваются взаимосвязи кроме абиотических, биотических и антропогенные. В VIII классе в курсе "Экология животных" как второго компонента экосистемы начинается с клеточного уровня. Рассматриваются взаимосвязи и дается экологическая характеристика вида, его уникальность и неповторимость на Земле и роль в экосистеме, принципы устойчивости экосистемы.
Специальные предметы "Фенологические наблюдения в природе", "Лесничество" - способствуют практическому применению полученных знаний по отслеживанию и сохранению экосистем.
В IX классе вводится специальный предмет "Основы экологии" (программа Г.М. Суворовой), целью которого является завершение второго уровня экологического образования, где закладываются базисные экологические понятия, просматриваются экосистемы родного края, проводятся практические работы в селитебных территориях и в естественных экосистемах, выдаются проблемы местного, регионального и глобального значения, изучаются экологические законы. Строится единая картина мира на основе межпредметных связях и акцентируется внимание на человеке как причине возникновения глобальных экологических проблем.
Для завершения экологического образования на III ступени (Х-Х1 класс) проводится цикл спецкурсов: "Экологические основы эволюции", "Биогеоценозы и охрана природы", "Экологическая география", "Экология человека и охрана природы".
Занятия проводятся преподавателями и профессорами Ярославских вузов. На их базе учащиеся осваивают профессию "Лаборант-эколог".
К окончанию экологического образования на III этапе завершается формирование экологически грамотной личности. Рассматриваются вопросы: философское значение экологических культур; среды обитания — внутрипланетарная, космическая; защитные экраны; глобальные экологические проблемы (демографическая, энергетическая, сохранение генофонда Земли, изменение климата на Земле — парниковый эффект, загрязнение окружающей сре
ды, здоровье человека и другие); специальные понятия: "Устойчивое развитие общества"; использование экосистем и пути сохранения ее функционирования; иметь позицию Гражданин Планеты.
Учащиеся овладевают практическими умениями: прогнозирование будущего жизни на Земле и человечества, анализирование полученных экологических данных; проведение научно-исследовательской работы; владение методами экологического мониторинга; проведение выступлений на экологическую тему на конференциях по реферативным работам и собственным исследованиям под руководством научного руководителя.
Экологический центр. В условиях обостряющейся экологической обстановки крайне необходимым является экологическое воспитание школьников через природоохранную деятельность. С этой целью в комплексе создан Экологический центр, который объединяет: школьное лесничество "Сосенка", экологическую тропу, участок молодняка в сосновом бору, кружки орнитологов, аквариумистов, собаководов, комнатных растений, ботанический.
Кружковцы осуществляют очистку леса от захламленности и порубочных остатков, уход за лесокультурами на участке молодняка, сбор сосновых шишек для выращивания саженцев, сбор сосновых почек, лекарственного сырья, плодов рябины, заготовку и вязку метел, изготовление кормушек и гнездований для птиц и белок, патрулирование в школьном лесничестве, зимнюю подкормку птиц и белок, экологические месячники, посадку деревьев, посев лекарственных трав.
Важное значение придается индивидуальной работе учащихся научно-исследовательского характера. Отделение проводит ежегодные, ставшие традиционными общешкольные научно — практические конференции "Экос, участвует в региональной программе "Дети Волги".
Рекомендуемая литература
Ахрамеев Л.Н. Формирование экологического мышления. География в школе -1989, №6.
Дрейк О. К. Развивающийся мир и экологические проблемы. — М., Знание, 1991.
Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", 1992. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. — М., Знание, 1980. Захлебный А.Н. и др. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. — М., 1989.
Кучер Т. В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. М., 1990.
Маркович Д.Ж. Социальная экология. — М., 1991.
Мизун Ю.Г. Экология известная и неизвестная. - М., 1994.
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. — М., 1990.
Марков Ю.Т. Социальная экология. Новосибирск, 1986.
Новые взгляды на географическое образование. — М., 1990.
Ожегов Ю.П. и др. Экологический импульс. — М., 1990.
Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. - М., 1992.
Суворова Г.М. и др. Программа и методические рекомендации по курсу экологической культуры. — Ярославль, КСПК, 1995.
Суравегина Н.Т. Экология и мир. — М., 1994.
Сухорукова С.М. Экономика и экология. — М., 1988.
Техносфера и экология. /Сост. Г.С. Кулинич.
Экологическая альтернатива. /Под ред. Н. Лемешева. — М., 1990.
Экхольм Э. Окружающая среда и здоровье человека. — М., 1980.
Юдасин Л.С. Энергетика: проблемы и надежды. — М., 1990.