Условия школьного обучения требуют от ребенка, кроме желания идти в школу, еще и определенного уровня развития мышления и речи, произвольности действий, умения организовать свою деятельность в соответствии с указаниями взрослого.
Общие умственные способности определяют уровень готовности ребенка к школе и диагностируются с помощью известных методик.
Специфичной для КСПК и весьма нелегкой задачей является определение специальных данных детей — интересов и склонностей, задатков и способностей — с целью организации дифференцированного обучения.
Научной основой ранней дифференциации обучения по интересам служит учение о способностях, разработанное в трудах отечественных ученых И.П. Павлова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова и др. Основные его положения сводятся к следующему:
1. Развитие человека есть развитие его способностей (С. Л. Рубинштейн).
2. Наследуются не способности, а возможности их развития — задатки.
3. Способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности (А. Н. Леонтьев).
4. Основным разделением по способностям является разделение людей на художественный (правополушарный, первосигнальный), мыслительный (левополушарный, второсигнальный) и средний (без преобладания одного или другого) типы (И. П. Павлов).
В КСПК выделено 8 групп интересов и способностей и соответствующих им основных областей — отделений:
отделение музыкальной культуры; | |
отделение изобразительного искусства; | |
отделение языковой культуры; | |
отделение нравственной культуры; | |
отделение экологической культуры; | |
отделении физической культуры; | |
отделение математической культуры; | |
отделение прикладного творчества. |
В практике учебно-воспитательного процесса перед диагностикой возникают три задачи:
1) выявить (отдифференцировать) область интересов (способностей) ребенка;
2) определить уровень интересов — способностей ребенка;
3) разработать диагностический инструментарий для разных возрастных периодов (при поступлении в школу, при переходе в среднюю и старшую ступени.
Для их решения используются различные методы и методики. Прямые методы изучения интересов основаны на анализе высказываний детей, самооценке ими своих данных по различным анкетам и опросникам.
Косвенные методы представляют из себя наблюдения за деятельностью детей, анализе ее результатов, изучение их непосредственных занятий при проведении досуга, предпочтении в чтении и слушании литературной тематики, видео и телепередач.
Проективные методы предполагают применение специалистами-психологами специальных тестов-заданий, по выполнению которых судят о различных качествах личности ребенка.
Методика первоначального выявления области интересов ребенка
Ребенку предлагается серия простых вопросов, которые задаются в непринужденной доверительной беседе, среди других вопросов (имена родителей, возраст, адрес и др.)
Вопросы к ребенку
Удовольствие. Нравится ли тебе, любишь ли ты: петь, танцевать? Ухаживать за животными? Рассказывать стихи? Играть с конструктором? Рисовать? Слушать сказки? Раскрашивать картинки — раскраски? Играть на компьютере? Помогать родителям в саду? Чинить, ремонтировать игрушки? Строить из кубиков, других предметов? Наблюдать за работой машины, мотора? Делать физические упражнения? Ухаживать за комнатными цветами?
Желание. Хотел бы ты научиться: рисовать? Играть на музыкальном инструменте? Говорить на иностранном языке? Ездить верхом на лошади? Играть в спортивные игры? Работать на компьютере? Выжигать? Выпиливать? Чеканить? Шить? Вышивать? Лепить?
Кем быть? Кем бы ты хотел быть, когда станешь взрослым?
Творчество. Пробовал ли ты: сочинять стихи? Писать рассказ? Сделать какую-либо красивую вещь? Построить модель, конструкцию? Оказать помощь человеку, попавшему в беду? Растить домашнее животное? Нарисовать рисунок (картину)? Играть на инструменте? Выжигать, выпиливать, чеканить, шить, вышивать, лепить?
Мультфильмы. Какой из мультфильмов, ты выберешь для просмотра (в первую очередь): про конкурс птиц-музыкантов, про семь цветов радуги, про бродячих актеров, про бедную Дюймовочку, про путешествие в дальние страны, про силача-циркача, про страну компьютеров, про мастера — золотые руки.
Досуговая деятельность. Чем бы ты хотел заняться в свободное время (выходной день): попеть, поиграть на музыкальном инструменте, порисовать, пораскрашивать, пообщаться, поиграть в загадки, в слова с друзьями, поговорить, поиграть в куклы (в солдатики), повозиться с животными, совершить прогулку в лес, побегать, поиграть с ребятами в мяч, покататься на велосипеде, поиграть на компьютере, повозиться с автомобилем, что-то смастерить, построить, собрать, украсить, сшить, вышить.
Выбор друзей. Кого бы ты выбрал в друзья, того, кто: умеет играть на гитаре, хорошо рисует, хорошо читает стихи, умеет рассказывать, очень добрый, честный, содержит собаку, разводит цветы, хорошо бегает, сильный, умеет водить мопед, умеет делать руками: вышивать, вырезать, лепить.
Выбор игры. Какую игру ты выберешь: музыкальное лото, рисунки на панели, придумывание слов, дочки-матери, в воину, пятнашки, считалки, устройство замка из песка, снежной бабы.
Рекомендация. Вопросы нежелательно зачитывать по бумажке. В случае, если ребенок испытывает затруднения, его нужно подбодрить. Нив коем случае не следует торопить ребенка, упрекать его за плохой ответ (или отсутствие ответа), проявлять недовольство.
Беседа с родителями ребенка
Задача беседы с родителями заключается в том, чтобы получить как можно более подробные данные об интересах и склонностях ребенка.
На предварительных сборах, дне открытых дверей, в специальной памятке родителям объясняется, по каким направлениям работает школа, показывается работа учебных отделений. Затем проводятся индивидуальные собеседования с родителями, их анкетирование на предмет выяснения области интересов и способностей ребенка, пожеланий и запросов родителей — чему учить, на какое отделение определить ребенка. В собеседованиях используется содержание вопросника для ребенка.
В результате бесед с ребенком и его родителями, приемная комиссия решает, на какое отделение определить ребенка. В сложных случаях проводится дополнительное тестирование специалистом-психологом.
Методика определения уровня интересов (способностей)
Дети, у которых направленность интересов проявилась достаточно ясно, отбираются для определения уровня этих интересов с помощью специальных методик. Фиксируются три уровня: высокий (5 баллов), средний (4 балла) и низкий (3 балла).
Музыкальные способности:
высотный слух (спеть знакомую песню, повторить ее от другого звука, воспроизвести звук); | |
ритмический слух (воспроизвести предложенный ритмический рисунок); | |
музыкальная память (запоминание и воспроизведение небольшого отрывка мелодии). |
Изобразительные способности:
восприятие (эмоциональная реакция) произведения изобразительного искусства; | |
цветоощущение (по таблицам Басова); | |
образные представления (сложить картину из частей, расставить предметы); | |
владение карандашом (нарисовать человека). |
При оценке рисунка человека учитывается:
— наличие основных частей (головы, глаз, рта, носа, туловища, рук, ног);
— наличие второстепенных деталей (пальцев, шеи, волос или шапки, обуви, одежды);
— способ изображения рук и ног: одной чертой или несколькими.
Языковые способности:
понимание грамматической конструкции (ответить на вопрос по произнесенному предложению); | |
изменение существительных по числу; | |
рассказ по картинкам; оценка уровня: рассказ полными предложениями с привлечением подробностей — высокий, неполный, с ошибками — низкий; | |
овладение чтением (чтение беглое, словами — высокий уровень; медленное словами или слогами — средний; по буквам — низкий). |
Направленность на экологическую культуру (тест):
1. Ты находишься в природе, твое внимание привлекают:
а) бабочки, жуки, стрекозы, ты наблюдаешь за ними;
б) сколько прекрасного кругом, надо зарисовать;
в) а что случилось с соснами, их хвоинки желтые, почему?
2. У тебя есть свободное время, чем ты его займешь:
а) продолжу интересные игры в игрушки;
б) стану ухаживать за растениями и животными;
в) продолжу просмотр телепередач.
3. С кем из взрослых тебе интереснее:
а) кто рассказывает о приключениях и фантазиях;
б) кто любит мастерить руками и научит тебя;
в) кто поведет тебя в лес, поле, луг и покажет удивительный мир.
4. Почему тебе бывает невесело (что больше тебя опечалит):
а) не получается домашнее задание;
б) твой питомец животное или растение приболело;
в) ты поссорился с друзьями.
5. Тебя всегда радует:
а) в природе порядок, чисто, красиво;
б) встреча с любимым героем книги;
в) подарки, которые тебе дарят к дню рождения;
Положительные ответы: 1б, 2б, 3в, 4б, 5а.
Направленность на физическое совершенствование:
— нормальные состояние здоровья и уровень физического развития;
— владение физическими умениями: кататься на велосипеде, лыжах, коньках, плавать, грести, подтягиваться на перекладине, приседать (на одной ноге), сделать кувырок (сальто, кульбит), лазать по канату;
— координация движений (проверяющий дает команды, которые ребенок должен выполнить четко и быстро).
Математические способности:
— счет предметов (по образцу, вперед, обратно);
— устойчивость числового ряда (кто соседи у цифры 7 с одной и другой стороны);
— нахождение количества (сравнение разных количеств предметов на картинках).
Прикладное творчество:
— подражание графическому образу (срисовать группу точек, линий);
— манипуляция с предметами (составить из спичек фигуру, собрать конструкцию);
— владение ручными операциями (вырезание из бумаги, выпиливание, вышивание и др.)