3.1. ДИАГНОСТИКА ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В КСПК

Условия школьного обучения требуют от ребенка, кроме желания идти в школу, еще и определенного уровня развития мышления и речи, произвольности действий, умения организовать свою деятельность в соответствии с указаниями взрослого.

Общие умственные способности определяют уровень готовности ребенка к школе и диагностируются с помощью известных методик.

Специфичной для КСПК и весьма нелегкой задачей является определение специальных данных детей — интересов и склонностей, задатков и способностей — с целью организации дифференцированного обучения.

Научной основой ранней дифференциации обучения по интересам служит учение о способностях, разработанное в трудах отечественных ученых И.П. Павлова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова и др. Основные его положения сводятся к следующему:

1. Развитие человека есть развитие его способностей (С. Л. Рубинштейн).

2. Наследуются не способности, а возможности их развития — задатки.

3. Способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности (А. Н. Леонтьев).

4. Основным разделением по способностям является разделение людей на художественный (правополушарный, первосигнальный), мыслительный (левополушарный, второсигнальный) и средний (без преобладания одного или другого) типы (И. П. Павлов).

В КСПК выделено 8 групп интересов и способностей и соответствующих им основных областей — отделений:

отделение музыкальной культуры;
отделение изобразительного искусства;
отделение языковой культуры;
отделение нравственной культуры;
отделение экологической культуры;
отделении физической культуры;
отделение математической культуры;
отделение прикладного творчества.

В практике учебно-воспитательного процесса перед диагностикой возникают три задачи:

1) выявить (отдифференцировать) область интересов (способностей) ребенка;

2) определить уровень интересов — способностей ребенка;

3) разработать диагностический инструментарий для разных возрастных периодов (при поступлении в школу, при переходе в среднюю и старшую ступени.

Для их решения используются различные методы и методики. Прямые методы изучения интересов основаны на анализе высказываний детей, самооценке ими своих данных по различным анкетам и опросникам.

Косвенные методы представляют из себя наблюдения за деятельностью детей, анализе ее результатов, изучение их непосредственных занятий при проведении досуга, предпочтении в чтении и слушании литературной тематики, видео и телепередач.

Проективные методы предполагают применение специалистами-психологами специальных тестов-заданий, по выполнению которых судят о различных качествах личности ребенка.

Методика первоначального выявления области интересов ребенка

Ребенку предлагается серия простых вопросов, которые задаются в непринужденной доверительной беседе, среди других вопросов (имена родителей, возраст, адрес и др.)

Вопросы к ребенку

Удовольствие. Нравится ли тебе, любишь ли ты: петь, танцевать? Ухаживать за животными? Рассказывать стихи? Играть с конструктором? Рисовать? Слушать сказки? Раскрашивать картинки — раскраски? Играть на компьютере? Помогать родителям в саду? Чинить, ремонтировать игрушки? Строить из кубиков, других предметов? Наблюдать за работой машины, мотора? Делать физические упражнения? Ухаживать за комнатными цветами?

Желание. Хотел бы ты научиться: рисовать? Играть на музыкальном инструменте? Говорить на иностранном языке? Ездить верхом на лошади? Играть в спортивные игры? Работать на компьютере? Выжигать? Выпиливать? Чеканить? Шить? Вышивать? Лепить?

Кем быть? Кем бы ты хотел быть, когда станешь взрослым?

Творчество. Пробовал ли ты: сочинять стихи? Писать рассказ? Сделать какую-либо красивую вещь? Построить модель, конструкцию? Оказать помощь человеку, попавшему в беду? Растить домашнее животное? Нарисовать рисунок (картину)? Играть на инструменте? Выжигать, выпиливать, чеканить, шить, вышивать, лепить?

Мультфильмы. Какой из мультфильмов, ты выберешь для просмотра (в первую очередь): про конкурс птиц-музыкантов, про семь цветов радуги, про бродячих актеров, про бедную Дюймовочку, про путешествие в дальние страны, про силача-циркача, про страну компьютеров, про мастера — золотые руки.

Досуговая деятельность. Чем бы ты хотел заняться в свободное время (выходной день): попеть, поиграть на музыкальном инструменте, порисовать, пораскрашивать, пообщаться, поиграть в загадки, в слова с друзьями, поговорить, поиграть в куклы (в солдатики), повозиться с животными, совершить прогулку в лес, побегать, поиграть с ребятами в мяч, покататься на велосипеде, поиграть на компьютере, повозиться с автомобилем, что-то смастерить, построить, собрать, украсить, сшить, вышить.

Выбор друзей. Кого бы ты выбрал в друзья, того, кто: умеет играть на гитаре, хорошо рисует, хорошо читает стихи, умеет рассказывать, очень добрый, честный, содержит собаку, разводит цветы, хорошо бегает, сильный, умеет водить мопед, умеет делать руками: вышивать, вырезать, лепить.

Выбор игры. Какую игру ты выберешь: музыкальное лото, рисунки на панели, придумывание слов, дочки-матери, в воину, пятнашки, считалки, устройство замка из песка, снежной бабы.

Рекомендация. Вопросы нежелательно зачитывать по бумажке. В случае, если ребенок испытывает затруднения, его нужно подбодрить. Нив коем случае не следует торопить ребенка, упрекать его за плохой ответ (или отсутствие ответа), проявлять недовольство.

Беседа с родителями ребенка

Задача беседы с родителями заключается в том, чтобы получить как можно более подробные данные об интересах и склонностях ребенка.

На предварительных сборах, дне открытых дверей, в специальной памятке родителям объясняется, по каким направлениям работает школа, показывается работа учебных отделений. Затем проводятся индивидуальные собеседования с родителями, их анкетирование на предмет выяснения области интересов и способностей ребенка, пожеланий и запросов родителей — чему учить, на какое отделение определить ребенка. В собеседованиях используется содержание вопросника для ребенка.

В результате бесед с ребенком и его родителями, приемная комиссия решает, на какое отделение определить ребенка. В сложных случаях проводится дополнительное тестирование специалистом-психологом.

Методика определения уровня интересов (способностей)

Дети, у которых направленность интересов проявилась достаточно ясно, отбираются для определения уровня этих интересов с помощью специальных методик. Фиксируются три уровня: высокий (5 баллов), средний (4 балла) и низкий (3 балла).

Музыкальные способности:

высотный слух (спеть знакомую песню, повторить ее от другого звука, воспроизвести звук);
ритмический слух (воспроизвести предложенный ритмический рисунок);
музыкальная память (запоминание и воспроизведение небольшого отрывка мелодии).

Изобразительные способности:

восприятие (эмоциональная реакция) произведения изобразительного искусства;
цветоощущение (по таблицам Басова);
образные представления (сложить картину из частей, расставить предметы);
владение карандашом (нарисовать человека).

При оценке рисунка человека учитывается:

— наличие основных частей (головы, глаз, рта, носа, туловища, рук, ног);

— наличие второстепенных деталей (пальцев, шеи, волос или шапки, обуви, одежды);

— способ изображения рук и ног: одной чертой или несколькими.

Языковые способности:

понимание грамматической конструкции (ответить на вопрос по произнесенному предложению);
изменение существительных по числу;
рассказ по картинкам; оценка уровня: рассказ полными предложениями с привлечением подробностей — высокий, неполный, с ошибками — низкий;
овладение чтением (чтение беглое, словами — высокий уровень; медленное словами или слогами — средний; по буквам — низкий).

Направленность на экологическую культуру (тест):

1. Ты находишься в природе, твое внимание привлекают:

а) бабочки, жуки, стрекозы, ты наблюдаешь за ними;

б) сколько прекрасного кругом, надо зарисовать;

в) а что случилось с соснами, их хвоинки желтые, почему?

2. У тебя есть свободное время, чем ты его займешь:

а) продолжу интересные игры в игрушки;

б) стану ухаживать за растениями и животными;

в) продолжу просмотр телепередач.

3. С кем из взрослых тебе интереснее:

а) кто рассказывает о приключениях и фантазиях;

б) кто любит мастерить руками и научит тебя;

в) кто поведет тебя в лес, поле, луг и покажет удивительный мир.

4. Почему тебе бывает невесело (что больше тебя опечалит):

а) не получается домашнее задание;

б) твой питомец животное или растение приболело;

в) ты поссорился с друзьями.

5. Тебя всегда радует:

а) в природе порядок, чисто, красиво;

б) встреча с любимым героем книги;

в) подарки, которые тебе дарят к дню рождения;

Положительные ответы: 1б, 2б, 3в, 4б, 5а.

Направленность на физическое совершенствование:

— нормальные состояние здоровья и уровень физического развития;

— владение физическими умениями: кататься на велосипеде, лыжах, коньках, плавать, грести, подтягиваться на перекладине, приседать (на одной ноге), сделать кувырок (сальто, кульбит), лазать по канату;

— координация движений (проверяющий дает команды, которые ребенок должен выполнить четко и быстро).

Математические способности:

— счет предметов (по образцу, вперед, обратно);

— устойчивость числового ряда (кто соседи у цифры 7 с одной и другой стороны);

— нахождение количества (сравнение разных количеств предметов на картинках).

Прикладное творчество:

— подражание графическому образу (срисовать группу точек, линий);

— манипуляция с предметами (составить из спичек фигуру, собрать конструкцию);

— владение ручными операциями (вырезание из бумаги, выпиливание, вышивание и др.)