3.2. КРИТЕРИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СРЕДНЮЮ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

Первые результаты дифференциации обучения по интересам показывают, что интересы детей младшего школьного возраста отличаются разносторонностью, динамичностью уровня, изменчивостью направленности. Поэтому около 20% учащихся при переходе в 5 класс на протяжении срока обучения в начальной школе меняет направление обучения (отделение). По окончании начальной школы проводятся разносторонние обследования интересов и способностей детей, на основе которого классы (отделения) частично перегруппировываются. Обследования проводятся учителями, социальными педагогами и психологами с применением различных методик на следующей критериальной основе.

Область музыкальной культуры (критерии отбора на отделение):

ребенок отзывается очень быстро и легко на ритм мелодии, всегда вслушивается в них;
эмоционально восприимчив к музыке, музыка оказывает на ребенка сильное и глубокое воздействие;
в игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств;
любит музыкальные записи; стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
любит петь вместе с другими так, чтобы получилось слаженно и хорошо;
в пении или музыке выражает чувства, свое состояние;
сочиняет оригинальные, собственные мелодии;
хорошо играет на каком-либо инструменте.

Область изобразительного искусства:

ребенок в своих рисунках изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков);
эмоционально восприимчив к произведениям изобразительного искусства; становится вдумчивым и серьезным, когда видит хорошую картину, книжную иллюстрацию, художественную экспозицию;
оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.);
прибегает к рисунку для того, чтобы выразить свои чувства и настроения;
интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми; любит посещать выставки, музеи; может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке;
любит работать с клеем, пластилином, глиной для того, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и пространственно.

Область языковой культуры, литературы, театрального искусства

ребенок любит читать; читает книги, которые обычно читают более старшие дети;
может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;
изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства и настроения, характер героев;
придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное;
рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь (что обычно не умеют делать его сверстники);
пишет рассказы и стихи;
обладает богатым словарным запасом, легко выражает свою мысль, легко пользуется новыми словами;
легко усваивает иностранный язык;
интересуется актерской игрой; легко входит в роль персонажа;
меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека, рассказывает с применением мимики, жестов.

Область нравственной культуры:

ребенок восприимчив к страданию других: сопереживает, сострадает, сочувствует страданиям другим людям;
проявляет человеколюбие, гуманизм, действенную заботу о слабых, нуждающихся в помощи и поддержке;
проявляет обостренную реакцию на добро и зло, справедливость и несправедливость, положительное и отрицательное;
проявляет терпимость к недостаткам окружающих;
стремится к благородным целям, проявляет гражданскую позицию, патриотические чувства; переживает сопричастность к истории своей страны, происходящим явлениям;
умеет владеть собой;
не поддается негативному воздействию окружающих;
умеет отстаивать нравственные позиции, аргументировать
правильность своих действий и обосновывать неправильность нарушителей поведения;
может за свои действия подвергаться опасности, риску;
испытывает потребность в непрерывном совершенствовании.

Область экологической культуры:

ребенок осознает картину мироздания, место в ней планеты Земля и человека на земле;
обладает чувством прекрасного в этом мире;
осознает опасность некоторых действий человека для природы;
проявляет позицию защитника природы;
проявляет интерес к глобальным проблемам биологии,
географии, космоса;
проявляет интерес к медицинским проблемам человечества, здоровью и выживанию;
имеет запас экологических знаний, знаком с идеями экологии;
принимает активное участие в экологических акциях.

Область физической культуры:

ребенок энергичен и нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым;
любит участвовать в спортивных играх и состязаниях; любит смотреть передачи о спорте и спортивных состязаниях;
постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре);
хорошо бегает;
по сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений, двигается легко и грациозно;
любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол, и т.д.);
любит посещать спортивные мероприятия, соревнования.

Область математической культуры:

ребенок имеет хорошую память в области чисел, формул;
умеет пользоваться числовыми характеристиками, символами, отношениями;
любит решать математические, физические задачи, головоломки, используя нестандартные методы решения;
способен к формализированному восприятию условий задачи; каждую конкретную задачу осознает сразу как одну из некоторого класса и решает в общей форме, дает несколько разных решений;
умеет логически рассуждать, быстро перестраиваться с одной умственной операции на другую;
имеет четкое и ясное рациональное мышление, стремится к кратчайшему изящному и экономичному пути к цели;
имеет хорошее пространственное воображение, владеет графическими представлениями;
увлекается компьютерными упражнениями;
интересуется принципами технических устройств, приборов.

Область прикладного творчества:

ребенок охотно и хорошо выполняет всякие задания по ручному труду;
любит мастерить, строить, лепить, украшать, рукодельничать и др.;
обладает чувством красоты;
может изготовить изделие по образцу или готовой инструкции;
может внести частичные изменения в изделия с целью совершенствования образца в соответствии с условиями;
может внести оригинальные усовершенствования и решения в свое изделие, которое модернизируют образец;
ребенку посильна самостоятельная технологическая разработка оригинального изделия;
работает на творческом уровне - создает свои произведения, получающие положительную общественную оценку.

Изучение интересов и отслеживание развития специальных способностей школьников сопровождает весь процесс обучения с V по IX классы и не является лишь заботой специалиста-психолога, это обязательный компонент в работе учителя-предметника.

Учитель определяет предметную направленность интереса, его уровень, сознательность, эмоциональную устойчивость и на этой основе ведет работу по формированию индивидуальности каждого ребенка.

В КСПК применяются следующие методики изучения интересов в среднем звене обучения: методика с конвертами, "Составь расписание уроков", "Рейтинг предметов", "Эмоциональная направленность", "Музыкальный образ", "Эстетическая наклонность".

Пример: методика "Экологическая направленность" (выберите одно из альтернативных предложений).

Вы очутились на необитаемом острове вместе с ребятами; на вас лежит ответственность и задача выбраться с него; что вы выберете из двух альтернативных действий:

1а Будете изучать окружение, природу острова

2а Составите и зарисуете план острова

За  Проверите состояние одежды на себе

4а Упомните растения, которые будут встречаться вам на пути, для успешного поиска выхода с острова

5а Будете наблюдать за предметами, которые будут передвигаться в одном направлении

6а Будете отвлекать спутников от мрачных мыслей забавными историями

7а Организуете соревнование, чтобы легче перенести трудности

 

8а Организуете борьбу с насекомыми-вредителями растений

9а Изучите жизнь животных острова, чтобы быстрей найти дорогу

1б Используете имеющиеся средства на острове

2б Найдете животных, растения и будете их изучать

3б Будете искать способы выхода с острова с помощью животных

4б Объясните другим, что необходимо для того, чтобы найти способ выбраться

5б Окажете помощь потерпевшим животным

 

6б Осуществите свою мечту изучить жизнь летучих мышей

7б Научите спутников различать растения, которые обладают лекарственными свойствами

8б Будете раздавать имеющиеся скудные продукты

9б Разберетесь в ссоре между спутниками, одних поощрите, а других накажете

Положительные ответы: 1а, 2б, Зб, 4а, 5а, 6б, 7б, 8а, 9а.