3.3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕРЕСОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СТАРШУЮ СТУПЕНЬ

К старшему школьному возрасту познавательные интересы детей соединяются с социальными, появляется ориентация на профессию. После окончания основной школы (IX класса) молодому человеку предоставляется множество возможностей выбора дальнейшего пути: окончание полной средней школы, обучение в различных профессиональных учебных заведениях, дальнейшее обучение с ориентацией на путь "средняя школа — ВУЗ", наконец, трудовая деятельность.

Однако широкие социальные возможности выбора не делают этот выбор легче психологически. Подростку необходимо помочь осуществить сознательный, обоснованный выбор профессии.

Для этого проводятся ознакомление учащихся IX классов с различными сферами общественного производства (классные собрания, специальные мероприятия, экскурсии, встречи с профессионалами), консультирование, диагностические профориентаци онные процедуры.

Самой общей диагностической процедурой является дифференциальный диагностический опросник Е. А. Климова.

В нем все многочисленные профессии условно объединены в пять сфер -

"Человек-Природа" (Ч-П): сельское хозяйство, природопользование.

"Человек-Техника" (Ч-Т): промышленность, транспорт, механизация, энергетика.

"Человек - Знаковая система" (Ч-З): обработка информации, наука, документальное обеспечение процессов.

"Человек - Художественный образ (Ч-Х): изобразительное искусство, литература, музыка, театр, хореография.

"Человек-Человек (Ч-Ч): педагогика, медицина, сфера быта, управление.

Культурологические отделения КСПК практически охватывают все эти сферы, но акцент делается на области гуманитарной культуры. Поэтому для целей диагностики в КСПК больше под ходит модифицированная методика А. Е. Голомштока по определению сферы интересов и склонностей подростка.

Таких сфер в данной методике выделяется 24 (по три отделения в каждой методике).

Отделение музыкальной культуры: инструментальная музыка, хоровое пение и вокал, музыкальная педагогика (Ч-Х).

Отделение изобразительного искусства: живопись, скульптура, дизайн (Ч-Х).

Отделение языковой культуры: литература, иностранный язык, сценическое искусство (Ч-Х, Ч-З).

Отделение нравственно-патриотической культуры: история и обществоведение, психология и педагогика, военные специальности (Ч-Ч).

Отделение экологической культуры: биология, география, химия (Ч-П).

Отделение физической культуры: физические соревнования, медицина, валеология (Ч-Ч).

Отделение математической культуры: математика и физика, информатика, экономика (Ч-З, Ч-Т).

Отделение прикладного творчества: художественная обработка дерева, металла, обработка тканей (легкая промышленность), техника (труд на промышленном предприятии); (Ч-Х, Ч-Т).

Для диагностики применяется анкета, содержащая 144 вопроса, по 6 вопросов на каждую специализацию.

Анкетирование проводится групповым методом, со всем классом. Испытуемым предъявляется инструкция:

"У вас есть возможность продолжить учебу. Для того, чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов.

Подумайте перед тем, как ответить на каждый вопрос, дайте хороший ответ.

Поставьте два плюса если очень нравится; если нравится (любите) — один плюс; не знаете, сомневаетесь — ноль; не нравится (не любите) — минус; очень не нравится — два минуса.

Если у вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается.

Содержание анкеты.

Общая часть вопроса: Любите ли вы? Нравится ли вам? Хотели бы вы?

1. Знакомиться с жизнью растений или животных?

2. Уроки географии, чтение книг о путешествиях, географических открытиях?

3. Читать научно-популярную литературу о нетрадиционной медицине?

4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека?

5. Читать об открытиях в химии и о жизни и деятельности выдающихся химиков?

6. Знакомиться с художественной обработкой металла и дерева?

7. Узнавать о различных способах работы с тканями?

8. Знакомиться с историей изобразительного искусства?

9. Знакомиться с военной техникой, встречаться с участниками Великой Отечественной и гражданской войн?

10. Читать книги об исторических событиях и политических деятелях?

11. Читать классиков советской и зарубежной литературы?

12. Знакомиться с творчеством знаменитых скульпторов?

13. Постигать законы музыкальной гармонии?

14. Заниматься сольфеджио, голосовыми упражнениями?

15. Читать книги типа "Занимательная математика", или "Математический досуг"?

16. Изучать экономическую и социальную географию?

17. Заниматься иностранным языком?

18. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, графиков, дизайнеров?

19. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии?

20. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, исполнителей?

21. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменов?

22. Изучать ботанику, зоологию, биологию?

23. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам?

24. Читать книги по информатике и кибернетике?

25. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, врачах и о достижениях в области медицины?

26. Сниматься заготовкой лекарственных трав?

27. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических явлений?

28. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, искать статьи в газетах)?

29. Знакомиться с различными инструментами для художественной обработки металлов и дерева, и работать с ними?

30. Смотреть фильмы о кибернетических, биологических мутантах и роботах?

31. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений и судьбой выдающихся полководцев?

32. Обсуждать текущие политические события у нас и за рубежом?

33. Читать литературно-критические статьи?

34. Заниматься на пленэре?

35. Заниматься лепкой фигур человека, животных?

36. Давать объяснения товарищам, как выполнить учебное задание, если они не могут его сделать?

37. Критически разбирать прослушанные музыкальные произведения?

38. Слушать знаменитых певцов, хоровую музыку?

39. Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков?

40. Интересоваться в печати ходом экологической реформы?

41. Читать художественную литературу на иностранном языке?

42. Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением?

43. Посещать драматический театр или театр юного зрителя?

44. Слушать инструментальную музыку?

45. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть радио- и телепередачи?

46. Посещать биологический кружок?

47. Заниматься в географическом кружке, изучать природу и жизнь родного края?

48. Знакомиться с древними учениями о физических и психических возможностях человека?

49. Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути их лечения?

50. Готовить растворы, взвешивать реактивы?

51. Разбирать и ремонтировать, собирать различные механизмы (часы, утюг, велосипед, швейную машинку и пр.)?

52. Заниматься аппликацией, вышивкой, выжиганием по ткани?

53. Собирать различные образцы древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать, полировать и пр.)?

54. Заниматься в стрелковой секции?

55. Изучать историю возникновения различных народов и государств?

56. Писать классные или домашние сочинения по литературе?

57. Заниматься на компьютере?

58. Наслаждаться в музеях живописными полотнами великих мастеров?

59. Рассматривать архитектурные украшения, монументальные скульптуры?

60. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать им в чем-либо)?

61. Организовывать музыкальные коллективы, руководить?

62. Петь, заниматься вокалом?

63. Заниматься в математическом кружке?

64. Изучать вопросы развитая промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии?

65. Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка?

66. Посещать выставки и конкурсы рекламы, дизайна?

67. Выступать на сцене перед зрителями в спектакле?

68. Играть на одном из музыкальных инструментов?

69. Играть в спортивные игры?

70. Наблюдать за ростом и развитием животных и растений, вести записи наблюдений?

71. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы?

72. Организовывать здоровый образ жизни для себя и для окружающих?

73. Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта?

74. Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи?

75. Заниматься в химическом кружке или посещать факультативные занятия по химии?

76. Заниматься в одном из технических кружков?

77. Уроки труда в школьных мастерских?

78. Уроки труда в кабинете домоводства?

79. Играть с компьютером в шахматы или в другие игры?

80. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта?

81. Участвовать в военизированных играх?

82. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры народа?

83. Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе или языку?

84. Вести личный дневник?

85. Заниматься в изостудии?

86. Заниматься в мастерской скульптуры?

87. Составлять репертуар, программу музыкальных занятий?

88. Заниматься в хоре, петь в ансамбле?

89. Решать сложные задачи по математике?

90. Точно вести подсчеты своих денежных доходов и расходов?

91. Заниматься в иностранном кружке или посещать факультативные занятия?

92. Заниматься дизайном помещений?

93. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности (игра на инструменте)?

94. Заниматься в хоре?

95. Заниматься в какой-либо спортивной секции?

96. Участвовать в биологических олимпиадах?

97. Участвовать в географических экспедициях?

98. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать помощь, облегчать их состояние?

99. Заниматься психологической саморегуляцией?

100. Решать сложные задачи по химии? Участвовать в химических олимпиадах?

101. Разбираться в технических схемах и чертежах, составлять схемы и чертежи самому?

102. Посещать с экскурсией швейные предприятия?

103. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками?

104. Участвовать в олимпиадах по информатике?

105. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте мотоцикла, автомобиля?

106. Выставлять свои рисунки на выставках? 107: Жить по жестко установленному режиму, строго выполняя распорядок дня? 108, Заниматься в историческом кружке (собирать материал, выступать с докладами на исторические темы)?

109. Работать с литературными источниками, библиографическими справочниками, вести дневник впечатлений о прочитанном?

110. Выставлять свои скульптуры, лепку на выставках?

111. Учить играть на инструменте младших товарищей?

112. Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков?

113. Ездить с хором на гастроли?

114. Постоянно общаться со многими разными людьми?

115. Участвовать в математических олимпиадах?

116. Интересоваться стоимостью товаров?

117. Беседовать с товарищем (или иностранцем) на иностранном языке?

118. Составлять дизайнерские проекты?

119. Посещать театральный кружок?

120. Участвовать в смотрах-конкурсах музыкантов-исполнителей?

121. Принимать личное или командное участие в спортивных соревнованиях?

122. Выращивать в саду, на огороде растения или воспитывать животных и ухаживать за ними?

123. Произвести топографическую съемку местности?

124. Работать в больнице, поликлинике, аптеке?

125. Работать на химическом производстве или в хим. лаборатории?

126. Участвовать в выставках технического творчества?

127. Интересоваться литьем, обработкой драгоценных металлов?

128. Моделировать одежду?

129. Писать компьютерные программы?

130. Рисовать портреты разных людей?

131. Работать военным специалистом?

132. Интересоваться каменным искусством древних цивилизаций?

133. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.п.?

134. Играть в оркестре, выступать на соло инструменте?

135. Организовывать игры и праздники для детей?

136. Работать в юридическом учреждении (в суде, прокуратуре)?

137. Выполнять работу, постоянно требующую применения математических

знаний?

138 Работать в области экономики, планирования или финансирования предприятий народного хозяйства?

139. Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке?

140. Украшать интерьеры во время больших праздников, торжеств?

141. Играть на сцене или сниматься в кино?

142. Работать музыкальным режиссером или преподавателем музыки?

143. Читать и слушать пьесы, драматические произведения?

144. Военная служба, дисциплина, порядок, атрибутика?

Обработка результатов

Она заключается в подсчете количества положительных и отрицательных ответов по каждому вопросу (от +2 до -2) и их суммы в баллах (от +12 до -12).

Результаты вводятся в таблицу-ключ, которая и будет представлять своеобразную "карту интересов" подростка.

Строки, получившие максимальное количество баллов, указывают на предпочтение сферы деятельности; при оценке направленности интересов испытуемого их следует учитывать в первую очередь.

Если количество баллов в нескольких столбцах одинаково, то интересам соответствуют те из них, которые содержат меньшее количество минусов (имеют меньший разброс).

Таблица — ключ для составления карты интересов личности

Культуро-логические
отделения

Специализация

Номер вопроса

Сумма
баллов

Количество баллов

Отделение
музыкальной
культуры

инструмент

20

44

68

94

120

134

Вокал

14

38

62

88

94

113

Муз.педагогика

13

37

61

87

111

142

Отделение
изобразительного
искусства

Живопись

8

34

58

85

106

130

Скульптура

12

35

59

86

110

132

Дизайн

18

42

66

92

118

140

Отделение
языковой
культуры

Литература

11

33

56

83

109

133

Иностранный язык

17

41

65

91

117

139

Театр

19

43

67

119

141

143

Отделение
нравственной
культуры

История

10

32

55

82

108

136

Психология, педагогика

36

60

84

112

114

135

Военное дело

9

31

54

81

131

144

Отделение
экологической
культуры

Биология

1

22

46

70

96

122

География

2

23

47

71

97

123

Химия

5

27

50

75

100

125

Отделение
физической
культуры

Спорт

21

45

69

80

95

121

Медицина

4

25

49

73

98

124

Валеология

3

26

48

72.

99

107

Отделение
математической
культуры

Математика, физика

15

39

63

89

115

137

Информатика

24

30

57

79

104

129

Экономика

16

40

64

90

116

138

Отделение
прикладного
творчества

Дерево, металл

6

29

53

77

103

127

Ткани

7

52

74

78

102

128

Техника, производство

28

51

76

101

105

126

Этап самоопределения личности.

Результаты диагностики представляют лишь один из источников мотивации при самоопределении подростка.

Другими, не менее важными источниками является:

— Я-концепция личности — совокупность представлений подростка о себе самом;

— мнения и рекомендации родителей, родственников; - советы и рекомендации друзей, одноклассников;

— окружающий специальный фон (возможности учебы и роста, престиж профессии и др.).

— предшествующий опыт личности.

Выбирая направление, сферу своей будущей деятельности, подросток должен сам определиться во всей мозаике обстоятельств, взвесить все "за" и "против". Главная задача педагога сделать так, чтобы подросток серьезно отнесся к своему выбору.

Рекомендуемая литература

Айзенк Г. Проверьте свои способности. — М., 1972.

Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г. И. Щукиной. - М., 1984.

Анастази А. Психологическое тестирование. — М., 1982.

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., 1977.

Басов А. В., Тихомирова Л.Ф. Определение умственного развития детей. — Ярославль, 1993.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

Богоявленская А. В. Пути к творчеству. — М., 1981.

Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. — М., 1991.

Гильбух Ю.3. Психодиагностика в школе. — М., 1989.

Дусавицкий А.К., Репкин В.Р. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в условиях обучения// Вопросы психологии. -1975.- № 3.

Ингекамп К. Педагогическая диагностика. — М., 1991.

Климов Е. А. Как выбрать профессию. — М., 1984.

Кудина Г.Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М., 1988.

Лейбсон В.И. Уровни эстетического развития// Теория эстетического воспитания. — М., 1977.

Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1984.

Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. — М., 1990.

Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. — М., 1990.

Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. — М.,1981.

Мешалкина К.Н. Профильная дифференциация обучения// Советская педагогика.- 1990.- № 1.

Овчарова P.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1993.

Педагогическая диагностика в школе/ Под ред. А. И. Кочетов. — Минск, 1987.

Платонов К.К. Проблемы способностей. — М., 1972.

Полуянов Ю.В. Воображение и способности. — М., 1982.

Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И. В. Дубровиной. — М.,1991.

Симановский А.Э. Диагностика готовности детей к школе. — Ярославль, 1994.

Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося. — М., 1988.

Фридман Л.М., Кулагина Н. Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1991.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М., 1986.

Чудновский В.Э. и др. Одаренность: дар или испытание. - М., Знание, 1990.

Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР). - М., 1987.

Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интересов в обучении. - М., 1984.

Якиманская И.С., Юдашина Н.И. Особенности познавательных интересов старшеклассников в условиях дифференцированного обучения// Вопросы психологии, 1989, № 3.