Программа для I класса

Главная задача воспитательной деятельности в первом классе - формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, старшими и младшими педагогами. Ведущими интегративными качествами личности в начальной школе выступают: гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, организованность. Эти качества отражены в картах воспитанности, где отмечены преимущественность их воспитания, их признаки. При этом, исходя из конкретного уровня воспитанности школьников того или иного класса, педагог определяет, какие именно качества в данный период он будет формировать. Соответственно намечаются виды деятельности, формы и методы работы.

Раздел I. Знакомство с культурой семейных отношений

1.Беседы.

а) Мой дом. Кто в нем живет; почему важно в семье любить друг друга; как выразить свою любовь по отношению к старшим, младшим; как помочь друг другу; как охранять и защищать младших; как радоваться успехам друг друга; как вести себя, если провинился (провинилась); как научиться не огорчать близких.

б) Тепло отчего дома. Почему говорят: "тепло родного очага", "порог отчего дома", "мир отчему дому"? Что создает тепло и уют в доме, какие правила семейных отношений делают людей культурными, приятными друг для друга?

в) Мои семейные обязанности. Прекрасное слово "надо". Почему надо помогать старшим? Главная обязанность - радовать старших успехами и добрыми делами. Какие обязанности ты выполняешь постоянно? Какие обязанности по дому выполняют другие члены семьи?

г) Что значит любить маму (папу)? Не огорчать плохими поступками, выполнять добросовестно свои обязанности, помогать старшим во всех домашних делах. Как маме (папе) рассказывать о своих делах в школе? Когда можно просить у мамы (папы) помощь и совет? Как расспрашивать маму (папу) о ее работе, как поинтересоваться ее жизнью?

2. Домашние задания - практикумы. Скажи пять ласковых слов маме. Сделай приятное бабушке. Выполни работу по дому вместо папы. Поговори с дедушкой, расспроси его о жизни. Уложи спать сестренку, расскажи ей сказку. Поиграй с младшим братом. Поинтересуйся делами старшего брата.

3. Ролевые игры. "Вечер (утро) в семье". "Семья на отдыхе". "Праздник в семье". "Папины помощники". "Мамины помощники".

4. Проигрывание сюжетов. Как поднять настроение маме. Как утешить плачущего малыша. Как помирить поссорившихся членов семьи и др.

5. Праздники в школе и дома. Праздник вежливости. Праздник шутки. "Сентябринка". "Приходите в гости к нам". Перед этим учащиеся упражняются в том, как встретить гостя, как накрыть на стол, как знакомить гостей, как вести себя за столом.

6. Инсценированное занятие: "Скоро папин день рождения". Дети рассказывают о том, что папа любит, чем увлекается, как сделать ему приятное, что подарить, как провести с ним день.