Конфликт –это константа человеческой жизни
Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов. Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не “ промокнуть” под дождем непонимания и как помочь в этом другим?
Существуют разные конкретные причины конфликтов. Каждую из них можно выявить и, таким образом, предупредить столкновение, ссору. Дело в том, что конфликтная ситуация не всегда переходит в конфликт.
Любой человек в той или иной ситуации может вступить в конфликт. Но люди конфликтны по разным причинам. Бывают ситуативно и перманентно конфликтные личности. Первых вынуждает к конфликту сложившаяся ситуация. У вторых конфликтность — черта характера, проявляющаяся постоянно. К таким конфликтным личностям наиболее часто относится человек с завышенной или заниженной самооценкой. Он или протестует против требований старшего, сложившихся в коллективе норм поведения, или маскирует свое несогласие, создает видимость удовлетворения учебой, работой, коллективом. Очевидно, что во втором случае выявить и нейтрализовать конфликтную личность труднее. И нередко педагог даже не подозревает, кто в коллективе "воду мутит". А такого члена коллектива необходимо выявить и относиться к нему особенно внимательно, не давая повода для интриг.
Конфликтный человек обычно вспыльчив и упрям. Он капризен и любит поломаться перед людьми. Не думает о последствиях собственных поступков. Считает, что окружающие имеют массу недостатков, но умело их скрывают и выходят сухими из воды там, где он становится козлом отпущения. Часто переносит собственные недостатки на других. Испытывая чувство неполноценности по какой-либо причине, например, низкого роста, начинает ненавидеть тех, кто строен и высок. По этой же причине грубиян может невзлюбить вежливого, воспитанного человека, некрасивая девушка — красавицу, не умеющий связанно излагать материал — златоуста.
Конфликт не возникает на пустом месте. Он — следствие объективных трудностей в деятельности группы людей.
Конфликт может разразиться по поводу общей изгороди или общей границы, из-за того, кому мыть посуду или очищать загрязненную природу. Он может связан с нашими самыми интимными взаимоотношениями или с мимолетными связями. Если люди относятся нетерпимо к моральным, культурным, религиозным, политическим или иным различиям между ними, конфликт неизбежен, и его последствия зачастую бывают тяжелыми.
Конфликт может также послужить стимулом к переменам и толчком к прогрессу. Хотя навыки по разрешению конфликтов вовсе не гарантируют полного их разрешения во всех случаях, они могут предоставить новые возможности для расширения знаний о себе самом и других.
Давайте сначала посмотрим, что происходит при возникновении конфликта. Что происходит, если конфликт разрешается неправильно или подавляется? Взглянем на следующий перечень последствий:
|
битая посуда! |
А вот что происходит, если конфликт разрешается правильно:
|
|
Не менее частые причины конфликтов – отсутствие доверия и уважения к подчиненным со стороны администрации при высокой требовательности к ним и невнимание к развитию индивидуальных дарований и способностей педагогов, отсутствие личностно-ориентированного подхода.
В большинстве своем педагоги не любят конфликты. По традиции, сложившейся годами, часто звучат фразы: “избавляться от конфликтов”, “предотвращать конфликты”, хотя есть необходимость задуматься, есть ли положительное в таком явлении, как противоречие между двумя субъектами, вроде бы препятствующее их дальнейшему взаимодействию. Многие педагоги с облегчением и удовольствием говорят “бесконфликтный класс”, “бесконфликтная группа” и т.д. Но конфликт объективен и неизбежен, как объективна сама жизнь.
Конфликт – это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть, по крайней мере, два пути, два варианта поведения; причем, один из них или оба могут оказаться приемлемы (или неприемлемы).
Конфликты неистребимы: они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти. Вот некоторые виды конфликтов:
О каком бы виде конфликта мы ни говорили, для конфликтующих он обычно проявляется в одной из следующих двух форм:
Конфликт любого вида может проявляться прямо (сделанное или сказанное имеет непосредственное отношение к вам) или косвенно (сказанное или сделанное не касается вас лично, но задевает и расстраивает вас). Спор между вами и деловым партнером – пример прямого конфликта. Примером косвенного конфликта может явиться ваше несогласие с решением руководства класса – это решение касается всех учеников и не направлено непосредственно против вас, но задевает вас.
Конфликт может проявляться внешне (какие-то неурядицы с другим человеком или людьми), либо внутренне (размолвка с самим собой).
А еще конфликт может прятаться под разными масками. Как вы потом убедитесь, для разрешения конфликта необходимо сорвать маски.
Будет пока достаточно, если вы ознакомитесь со следующими общими положениями:
Конфликты – это константа человеческой жизни от периода становления личности до его смерти.
Мы, почему-то, не сопоставляем конфликт и диалектическое противоречие. Взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которая вместе с тем находится во внутреннем единстве и взаимопроникновении, является источником самодвижения и развития природы, общества и познания. Разрешение противоречий приводит к качественным изменениям.
Для этого необходимо знать причины, условия возникновения конфликтов, их природу, способы предупреждения и разрешения.