В современных социально-экономических условиях, характеризующихся высоким динамизмом, напряженностью, противоречиями, вся педагогическая, в особенности воспитательная деятельность должна быть организована как исследовательский процесс. Только накопление экспериментальных фактов, их анализ и обобщение могут указать дальнейший верный путь движения и развития образовательного процесса. В сложившейся в воспитании ситуации развитие должно идти шагами: обобщение имеющегося опыта - вывод - проверка его на практике - новое обобщение - новый эксперимент и т.д.
Педагогический эксперимент представляет собой специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, дающий возможность изучения и проверки педагогических воздействий в контролируемых и поддающихся учету условиях. Спектр имеющихся в школе экспериментов обширен: от простого апробирования до масштабных, научно обоснованных инноваций.
Строгий научно-педагогический эксперимент должен удовлетворять следующим требованиям:
предполагать внесение в воспитательный процесс какого-либо нового воздействия с целью получения определенного результата; | |
обеспечивать условия, позволяющие выделить связи между воздействием и его результатом; | |
включать достаточную фиксацию и учет параметров начального и конечного состояний педагогического процесса (различие между которыми определяет результат эксперимента). |
Реальный эксперимент в образовании (испытания, апробации, инновации и т.п.) может и не соответствовать всем критериям, однако имеет огромное значение для решения проблем, стоящих перед школой на этапе перестройки, и для внедрения достижений передовой науки и практики в жизнь.
По словам В.Ф.Шаталова, даже обычная деятельность учителя, воспитателя в современных условиях представляет непрерывно идущий педагогический эксперимент. Она ежедневно, ежечасно, ежеурочно включает исследовательские элементы, микроэксперименты, результаты которых выражаются в изменении личности учащихся, повышении мастерства учителя, улучшении качества воспитательного процесса.
Критериями оценки экспериментальной работы в области воспитания являются:
высокая результативность (достижение большей эффективности воспитательного процесса, повышение уровня воспитания детей, переход воспитания в самовоспитание); | |
актуальность и реализм (соответствие условиям и возможностям массовой школы); | |
дифференциация и интеграция воспитательных воздействий; | |
создание условий, благоприятных для личностного развития всех детей и каждой индивидуальности; | |
упорядочение жизнедеятельности группы, класса, школы, формирование коллективов; | |
связь учебной и клубной деятельности, выход воспитания в окружающую микросреду. |
Эксперимент в области воспитания является творческой деятельностью. Алгоритмов творчества указать невозможно. Тем не менее можно выделить следующие этапы в организации эксперимента:
диагностический, | |
прогностический, | |
организационно-подготовительный, | |
практический, | |
обобщающий, | |
внедренческий. |
Диагностический этап выявляет основные проблемы, которые в данных условиях необходимо решать с помощью эксперимента.
В настоящее время актуальны следующие важнейшие проблемы:
гуманизация и определение объема содержания воспитания в школе; | |
демократизация и определение организационных форм и методов воспитательной работы; | |
закономерности формирования глубинных, общечеловеческих качеств личности; | |
пути воспитания самоопределяющейся и самовоспитывающейся личности; | |
определение соотношения индивидуального, коллективного воспитания и самовоспитания; | |
разработка форм и методов управления, соуправления и самоуправления; | |
определение роли различных типов коллективов в формировании личности ребенка; | |
реализация основных направлений воспитания (нравственного, эстетического, трудового, физического) в комплексных программах; | |
организация досуговой деятельности детей; | |
выход воспитания в окружающую микросреду, социум; | |
решение проблем трудновоспитуемости. |
Тема эксперимента определяет границы поиска в данной проблеме.
Прогностический этап предполагает нахождение путей решения выдвинутых проблем, разработку целей и задач, построение гипотез и конструирование плана-программы эксперимента.
В организационном обеспечении воспитательного эксперимента основную трудность представляет выбор контрольных параметров педагогического процесса и адекватных способов их оценки. Наиболее распространенные показатели воспитанности учащихся: честность, ответственность, доброта, вежливость, трудолюбие, оптимизм, самостоятельность, предприимчивость и др. К их оценке в настоящее время привлекаются школьные психологи.
Весьма большие трудности встают перед экспериментатором в организации условий, обеспечивающих объективность результатов. В воспитательном процессе результаты, как правило, неоднозначны, статистичны по характеру, отделены значительным промежутком времени от своих причин. Поэтому многие воспитательные эксперименты требуют лонгитюда - длительных непрерывных наблюдений и отслеживания отдаленных результатов.
В осуществлении практического этапа эксперимента четко выступают три стадии - констатирующая, формирующая и контролирующая, имеющие свои конкретные цели.
Во время практического этапа развертывается вся система воспитательного влияния на ребенка, постоянно фиксируются все и всякие изменения в его поведении. По ходу формирующего эксперимента ведется дневник, в который записываются фактически осуществленные воздействия на учеников, проведение коллективных, групповых мероприятий и индивидуальных мер, их коррекция. Полезно фиксировать замечания о конкретных условиях эксперимента, об эмоциональных реакциях, отношении учащихся к экспериментальным воздействиям, обнаруженные недостатки и затруднения в организации воспитательного процесса. Это позволит сделать выводы и рекомендации более ценными.
Наконец, обобщающий этап представляет собой процесс извлечения с помощью логических операций выводов общего характера из полученных в эксперименте данных. Чем глубже и разностороннее будут проанализированы данные, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из экспериментальных фактов. Для подробного инструктажа по выполнению всех этапов эксперимента отсылаем читателей к специальной литературе (Селевко Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. - Ярославль, 1991).
Эксперимент по "Программе воспитательной работы в школе" (А.И.Кочетов, Н.Н.Верцинская) связывает в единую систему теоретические положения (модель личности), практическую систему ее формирования и специально приспособленную педагогическую диагностику для отслеживания результатов.
Модель личности, по А.И.Кочетову, включает три структурных компонента: интеллект (сознание), нравственность (поведение), воля и чувства (механизм саморегуляции). Каждый из структурных комплексов содержит в себе интегративные качества. Внутри нравственной структуры выделяются: коллективизм, честность, трудолюбие, гуманность, принципиальность. Для отслеживания интегративных качеств применяются специальные карты воспитанности (по возрастам), в которых выделены составляющие этих качеств и их уровни (см. книгу Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И.Кочетова.- Минск, 1987).