Программа для II класса

Основная воспитательная задача - формирование опыта культурного поведения. Ведущие качества личности - те же, что и в первом классе, но упор делается на их проявление в поведении.

Раздел I. Организация здорового образа жизни

Понятия: здоровье, образ жизни, режим, традиции.

Формы работы:

1.Беседа "Твой режим дня". Расскажите, почему надо в определенное время учить уроки (с 7.00 до 11.30 и с 16.00 до 18.00), читать литературу, отдыхать, заниматься любимым делом и т.п. Каждому делу - свое время. Почему нельзя делать отступления от режима дня?

2.Практические занятия:

а) Составьте вместе с родителями свой режим дня на понедельник - пятницу, а затем - план проведения времени. Организуйте бытовой труд и отдых в субботу и воскресенье.

б) На листе бумаги изобразите "дорогу к победе над собой" (при помощи цифр от 1 до 100). Правила: вечером отмечать свои успехи: каждое доброе дело - одной цифрой, шаг вперед, неудачи, проступки - другой, шаг назад. При достижении в течение четверти 100 баллов семья организует праздничный вечер в честь сына или дочери, "победивших себя"; по возможности выполняется их самое заветное желание.

3. Конкурсы: "Чудо-дерево", "Здравствуй, музыка", "Звуки в природе", "Как проводить свободное время?", рассказы учащихся о любимых занятиях.

4. Вечер дружбы.

5. Занятия-практикумы.

а) Как пользоваться бытовыми электроприборами (проводят родители учащихся).

б) Как уютно оформить свою комнату, свой рабочий уголок.

в) Как разговаривать по телефону с незнакомыми и знакомыми людьми.

г) Как обратиться с вопросом или просьбой к человеку в различных ситуациях.

д) Как сохранить себя самому. Определить стиль поведения в сложных, опасных и трудных ситуациях: незнакомый человек просит тебя что-то сделать, куда-то с ним пойти; твой товарищ тебя обидел; старшие ребята предлагают принять участие в "интересном" деле, повеселиться; старшие зовут на митинг; тебя угощают тем, что ты никогда не пробовал.

В ходе занятий вырабатываются правила: если что-то делаешь впервые, обязательно рядом должен быть взрослый; без совета старших не ешь, не пей, не бери в рот ничего, чего никогда не ел (это могут быть наркотики, алкоголь, яды, вещества усыпляющие, возбуждающие, которые делают людей рабами злых поступков и убивают здоровье); не участвуй в драке взрослых, старших детей; не ходи с ними на митинги, не носи плакатов. Взрослые дела требуют взрослости.

е) Что делать при пожаре. Как вызвать пожарную или скорую помощь.

ж) Не умеешь плавать - научись (проводят учителя физкультуры).

з) Культура жестов, мимики, движений (работа социального педагога: акты милосердия - определяет семья с учетом возможностей).

и) Игры и развлечения с малышами во дворе, организуемые второклассниками.

Раздел II. Воспитание умения видеть прекрасное в человеке

Главное направление работы - красота человека, отраженная в искусстве.

Понятия: эстетическое - прекрасное, эстетическое - доброе, культурный человек. Культурно - значит, эстетично и этично. Связь этического и эстетического: культура человека - это сочетание красивого и доброго в нем. Благо - единство красоты, истины

(правды) и справедливости. Благо для всех, благо для близких и благо для себя - мера великодушия и благородства людей.

Тысячи лиц зла: ложь, клевета, подлость, коварство, зависть, эгоизм, лень. Зло - оружие слабых и плохих людей. Ум, правда, справедливость, любовь - сила хорошего человека.

Понятия: культура, искусство, воспитанный человек.

Формы работы.

1. Беседы и наблюдения.

а) Лицо человека (стихи, песни, пословицы, живопись). Описание, изображение: глаз, губ, волос, шеи и т.д. Беседы о портретах, написанных художниками, в сочетании с рассказами о них.

б) Фигура человека. Скульптуры: "Копьеносец Дорифор" (скульптор Поликлет), "Мыслитель" Родена, "Венера Милосская" и др. Спортивная фигура, походка, бег, движение тела, отображенные в искусстве.

в) Душа человека. Человек-мыслитель. Скульптуры великих мыслителей: Платона, Аристотеля, Сократа. Мать и дитя в живописи, музыке, поэзии.

г) Дела человека. Профессии в искусстве. Мужество, героизм, подвиг в искусстве. Борьба за мир. Радость труда и творчества.

д) Как стать красивым и обаятельным? Внешняя красота и культура человека. Обаяние и красота. Антиподы красоты: слащавость, самолюбование, самовлюбленность, манерничанье, зазнайство. Духовность как высший критерий красоты человека. Чем отличается красота девочки, девушки, женщины, матери, бабушки.

2. Занятия-практикумы:

а) Как помочь товарищу, если он попал в беду (разыгрываются различные ситуации).

б) Что такое "красивый поступок" (разбор примеров из жизни класса).

в) Как опрятно и красиво одеваться (демонстрация одежды).

Раздел III. Формирование культуры отношений между полами

Формы работы.

1. Беседы: Особенности поведения девочек. Особенности поведения мальчиков. Отношения мальчиков и девочек между собой.

2. Занятия-практикумы: Уступи девочке место. Помоги ей в физической работе. Не стесняйся просить у нее помощи. Защити девочку от обидчиков. Говори с мальчиком уважительно, благодари его за помощь.