Программа для III класса

Основная воспитательная задача - формирование культуры чувств, эмоциональной сдержанности.

Понятия: сдержанность, эстетичность, управление собой, настойчивость, упрямство, долг, честь, порядочность.

Раздел I. Формирование культуры поведения

Формы работы.

1. Беседы о культуре поведения:

а) Культура поведения - не только красота, но и права и обязанности. Право - это то, что ты можешь использовать, чтобы стать лучше. Обязанности - это то, что необходимо сделать, чтобы не стать хуже. Правила жизни культурного человека.

б) Права ребенка, утвержденные ЮНЕСКО. Какие права имеет младший школьник. Уважение прав других - основное правило жизни культурного человека.

в) "Можно" и "нельзя" в жизни. Что запрещено школьнику и взрослому? Право поступать хорошо и обязанность не поступать плохо. Сравнение правил поведения для детей и взрослых. Внимание к человеку. Как воспитать в себе это качество.

г) Упрямство и настойчивость. Правила поведения волевого человека: начатое доводить до конца; не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня; переделывать некачественную работу; не уходить от трудностей, а преодолевать их; сдерживать свои капризы и желания; не поддаваться на провокации; не выходить из себя ни при каких обстоятельствах. Воля разумна, а упрямство капризно.

д) Умение управлять собой. Как заставить себя делать то, что надо, но не хочется.

е) Формы вежливого обращения. Как разумно уступить другому. Культура быта, гигиены, культура человека и его здоровье.

ж) Правила дружбы и товарищества. Учащиеся рассказывают о своих друзьях, за что их ценят, как избегать конфликтов с ними, и формулируют следующие правила дружбы: всегда говорить правду друг другу; не сердиться на друга за ошибки и ненамеренно причиненные неприятности; выручать товарища в трудные минуты, вставать на его защиту; делиться последним; не жалеть ничего для друга, не требовать взамен услуги какой-то компенсации.

2. Игра-упражнение "Давайте говорить друг другу комплименты". Учащиеся выбирают себе пару, затем мальчики и девочки идут навстречу друг другу. Шаг вперед может сделать тот, кто похвалил другого за что-то. Та пара выигрывает, которая быстрее всех прошла путь из одного конца класса в другой, от старта до финиша. После этого присваивается звание "вежливый мальчик", "вежливая девочка".

3. Задания самому себе (индивидуальная работа).

а) Изучить состояние своего здоровья. Поговорить с родителями об особенностях своего организма. Мои физические данные: объем легких, рост, вес, сила, выносливость, чем я чаще всего болею и причины болезней.

б) Задания самому себе по укреплению здоровья: закаливание, зарядка, занятия спортом.

в) Определить правила культуры питания.

Раздел II. Формирование культуры чувств

Основные понятия: культурная жизнь, культура чувств культура речи, культура самообладания, эстетические ценности, связь этики и эстетики; какие чувства передают художник, композитор, писатель, драматург, поэт, сатирик, актер, режиссер, дизайнер, модельер в своих произведениях и проектах труда.

Раздел III. Эстетическое восприятие переживаний человека

Формы работы.

Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений: оперы Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане"; Шестая симфония Л.Бетховена; симфоническая поэма Ф.Листа "Прометей"; Полонез Огинского; "Апассионата" Л.Бетховена; балет "Спящая красавица" П.И.Чайковского. Рассказ о творчестве Ф.Шопена.

Раздел IV. Формирование опыта деятельности

Формы работы.

Практические занятия с элементами дизайна (как сделать свою комнату красивой, как оформить столовую, кухню, балкон, прихожую. Сад и огород в городской квартире).

Практические занятия на тему: "Как спланировать свой рабочий день", "Как учить уроки", "Как оформить рабочий уголок".

Рекомендации для социального педагога.

а) Инсценирование ситуаций (правила поведения в общественных местах): встречи на улице, во дворе; я на стадионе, я в театре, я в магазине и др.

б) Задание-практикум: понаблюдать за поведением окружающих, их отношением к детям, взрослым, природе, животным. Рассказать о культурных людях. Запомнить факты некультурного поведения.

в) Неделя вежливости во дворе и дома.

г) Дни женщин, мужчин в семье. Дни здоровья.

д) Праздники: "Новый год - семейный праздник", "Праздник Рождества", День именин кого-либо из родных и др.

Приобщение к русской национальной культуре.

а) Фольклорные экспедиции.

б) Час ученичества у мастеров народного промысла.

в) Работа в кружках.

г) Участие в выставках.

д) Вечер народного умельца.

е) Народная песня. Знакомство с русской народной песней. Рассказы о знаменитых хорах русской песни. Народные танцы. Исполнители народных танцев.

ж) Экскурсия в музей. Тема: произведения русских художников.

Работа по классной параллели: праздники музыки, танца, народного творчества, художественного слова, национальной культуры.