Ведущая воспитательная задача - формирование нравственного самосознания, ответственности и обучение культуре поведения на основе управления собой. Воспитываются следующие интегративные качества, включенные в карты воспитанности и карты самооценки: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить и т.п.
Основные понятия: духовность, культура, самопознание, самооценка, достоинство, авторитет.
Изучаются научно-популярные книги и художественные произведения, отражающие психическую жизнь человека. Каждая беседа по психологии завершается практикумом, в котором подростки учатся различать по внешним признакам, речи, поведению психологические состояния людей, их черты и качества характера.
Темы встреч, бесед, консультаций:
1. Что такое духовное богатство человека. Интерес к человеку определяется тем, как он выглядит, о чем думает, как говорит, что и каким образом делает. Основные черты интересного человека: светлый ум, доброе сердце, чистая совесть, деловитость, нестандартность поведения и высокое качество деятельности. Связь между этими признаками интересного человека и его духовностью. Основные проявления духовности: глубина ума, возвышенность чувств, доброта намерений, полезность желаний, устойчивость положительных настроений, деликатность в отношении к людям, благородство души.
2. Как человек реагирует на события жизни. Психология восприимчивости человека. Психические процессы: ощущение, восприятие, воображение, представления, эмоции, чувства, мышление. Почему люди по-разному реагируют на одни и те же события, хотя у них протекают одни и те же процессы. Основная причина: различие позиций и установок.
3. Мир человеческих чувств: радость, горе, любовь, ненависть, трусость, мужество и т.п. Почему у человека все чувства полярны: любовь может перерасти в ненависть, радость стать горем и т.д.?
Практикум: По портретам, кинофильмам опишите различные состояния человека и попытайтесь определить по внешнему виду (осанка, походка, манера держаться, выражение глаз, мимика), когда человек расстроен, когда добродушен, когда собран, когда сердится и т.д.
4. Как изучить свой характер. Черты характера: направленность, воля. Качества личности: самостоятельность, активность, самокритичность, требовательность к себе, настойчивость, организованность, деловитость и др. Как они проявляются в жизни людей.
Практикум: Заполните карту самооценки качеств личности на основе самопознания своих черт характера.
5. Внешняя культура человека. Желание быть понятым и принятым как главный мотив, определяющий внешность человека. Что входит в понятие внешности: фигура, лицо, осанка, походка, мимика, жестикуляция, голос, манеры, привычки, одежда. Закон гармонии всех этих элементов внешности. Типичные несоответствия.
Усиление естественного обаяния: чувство естественной красоты должно определять, что и как сделать, какие украшения, какую косметику использовать. Закон соответствия: внешность должна соответствовать тому, что делает человек, куда и с какой целью идет.
6. Герои и антигерои. Поляризация добра и зла в жизни. Почему возникают парадоксы личности: и добро, и зло в одном лице? Почему открытия в науке (тротил, ядерная бомба, ракеты и др.) часто приводят к их использованию силами зла? Объясните изречение: "Кто умножает познание - умножает скорбь". Отражение противоречивости жизни в искусстве. Проанализируйте с этих позиций библейский сюжет, изображающий Христа и Понтия Пилата: "Что есть истина?" Почему добро может превратиться во зло благодаря обстоятельствам? Почему нельзя однозначно судить о человеке по его действиям и поступкам?
7. Человек и обстоятельства. Что творит добро: человек или обстоятельства? Объясните слова М.Горького: "Человек создается не столько благодаря, сколько вопреки обстоятельствам". Почему каждая война рождает героев и предателей?
Источники предательства - слабости человека: трусость, непомерное честолюбие, ненависть, жажда обогащения и др. Источники героизма: мужество, самообладание, способность преодолевать трудности, любовь к чему-либо: родине, народу, семье, своему делу.
Главная формула жизни: если плохи обстоятельства, человек должен изменить их к лучшему, тогда он станет сильнее, умнее, возвышеннее, чище и т.п. Жить - это бороться со злом, несправедливостью, трудностями, неблагоприятными обстоятельствами, испытывать наслаждение от добрых дел, от того, что сам становишься лучше и обогащаешь любимых, друзей, товарищей по общему делу.
8. Добродетели человека в религиозном искусстве. Добродетель - показатель нравственности. Вечные добродетели, которые описаны в Библии, Коране, Ведах и других священных писаниях многих религий, гуманизм ("не убий", "возлюби ближнего своего, как себя самого" и др.), трудолюбие ("трудом добывай свой хлеб насущный" и др.). Проанализируйте семь божьих заповедей с позиции морали сегодняшнего дня.
Отличие трактовки нравственности в жизни и искусстве: искусство - средство воспитания нравственности, у морали одна ведущая функция: приобщить человека к жизни в обществе в соответствии с его историей, традициями и существующими законами. У искусства три цели: познавательная, общественно-воспитательная и эстетическая; главный критерий истины: что не принято обществом - безнравственно, а что не принято чувством - не искусство.
Мораль сохраняет "статус кво" в настоящем, искусство зовет в будущее (вспомните слова М.Горького: "Эстетика - это этика будущего"). Мораль присуща искусству в такой мере, в какой она свойственна самому автору, носителю, создателю эстетических ценностей.
Практическое задание. "Лицо истины и лжи". Изображение красоты фигуры, лица, пропорций тела, движений, духовных переживаний женщины - искусство, изображение полового акта, похоти, разврата - порнография.
Нравственные нормы - слепок сегодняшних человеческих отношений. Сформулировать и проанализировать отличие: жадности и экономности; грубости и правды; наглости и смелости; подхалимажа и уважения; критиканства и принципиальности; хвастовства и достоинства.
Подобрать стихи об этих пороках и достоинствах людей. Провести выставку карикатур "Смеяться, право, не грешно".
Беседы
по этике и психологии.1. Красота истинная и искусственная. Истина, добро и красота - три разных способа выражения прекрасного. Каждый человек может быть прекрасен, если не внешностью, то духовностью. Сравните несколько женских портретов разных художников. Критерии духовности: развитость ума, богатство души, сильная воля, чистая совесть, доброе сердце. Как отражены эти качества в живописи, музыке, поэзии? Объясните слова американского поэта Уитмена: "Молодые женщины красивы, пожилые - еще красивей". Сравните портреты женщин в разном возрасте, написанные Рембрандтом, Репиным и другими художниками. Что характеризует красоту девочки, девушки, женщины-матери, пожилой женщины и женщины преклонных лет. Как поэты описывают красоту женщины в разном возрасте?
Практикум: "Девичья красота". Какую девочку можно назвать красивой? Описание признаков: милая внешность и скромность, стройность фигуры и гармония движений. Как проявляется духовность красавицы:
интересный собеседник: знающая, с чувством юмора, доброжелательная; | |
верный друг, подруга: открытая, честная, порядочная, добрая, способная на самопожертвование. |
Какую девушку можно назвать красивой?
красивое лицо и стройная фигура; | |
веселость, естественность, непритязательность, отсутствие всякой напыщенности, позирования, манерности; | |
аккуратность, чистоплотность, собранность, умение следить за собой, всегда быть на высоте своего женского достоинства; | |
элегантность как совокупность со вкусом сделанной прически, одежды, манер поведения, отточенность и экономность движений; | |
развитость ума: эрудированность, собственный взгляд на жизнь и искусство, умение отстаивать свои позиции и принимать другие точки зрения, признание права других иметь свое мнение; | |
культура поведения: уважение к человеку, помощь ближним, вежливость, деликатность, сострадательность, помощь в трудную минуту. |
2. Когда добро творит зло. Почему говорят: "Добрыми намерениями вымощена дорога в ад"? Разрыв слова и дела, намерения и исполнения - причина зла, которое совершается вполне порядочными людьми. Проанализируйте следующие парадоксы жизни: любовь порождает ревность, а затем и жестокость, ненависть. Сложные вопросы жизни решают часто не умом, а силой; не зная, как поступить в сложных жизненных ситуациях, начинают глушить неприятности вином. Лентяй не учит уроки, ему подсказывают, "выручают", а он привык жить за счет чужих мыслей и чужого труда. Так поддержка человека превращается в его развращение. Формируется паразит, бездельник, халтурщик не только в этом, а во многих сферах жизни.
3. Почему правдива пословица "Худа без добра не бывает"? В истории человечества вторая мировая, а затем "холодная" война закончились признанием постулата мира: "Ни одну проблему нельзя решить путем насилия".
В жизни каждого человека периоды неудач обязательно сменяются "звездным часом", взлетом духа, подвигом, открытием и т.д.
Трудности и проблемы жизни как путь наращивания творческого потенциала народа, групп и отдельных людей. Преодоление трудностей - лучший путь воспитания воли и характера.
4. По каким критериям судить о воспитанности людей. Признаки порядочного человека: принципиальность, незлопамятность и др.
5.Ответственность - мера добра и зла. Главные признаки ответственности: добросовестное исполнение порученного или избранного дела, выполнение обещанного, умение держать слово. Ответственность - стержень человека и показатель его благородства.
6.Дружелюбие. Умение согласовывать личные и общественные интересы, товарищеская взаимопомощь, умение учитывать мнение и желание других, противостоять неприятностям и злу, стремление видеть в человеке хорошее, находить с ним общие интересы, позиции, взгляды.
7. Трудолюбие. Какое влияние оказывает труд на здоровье и нравственность личности. Черты трудолюбивого человека: умение работать на совесть, качественно, красиво, творчески, рационально, объективно оценивать результаты труда, учиться при первой возможности практическим умениям и навыкам; стремление к профессионализму, мастерству. Черты ленивого человека: стремление отложить работу на завтра или переложить ее на других, попытки оправдать некачественную работу, нежелание исправить брак, ссылка на обстоятельства, если работа не сделана или выполнена плохо.
8. Честь и достоинство. Понятие чести как достоинства, которое признано и уважается другими. Самоуважение - основа сохранения чести и достоинства. Искренность, объективное отношение к другим, чувство справедливости, правдивость, порядочность - условия, обеспечивающие человеку честное имя.
9. Объективная самооценка. Самопознание и самооценка. Пути самопознания, сравнение себя с другими, оценка себя по результатам деятельности, испытание своих сил и способностей в сложных ситуациях. Самокритичность: умение объективно оценить свои достоинства и недостатки и стремление стать лучше; критерии самокритичности: знаю о себе главное, но не всегда требователен к себе; знаю преимущественно свои достоинства и не признаю или не знаю свои недостатки (завышенная самооценка); знаю свои недостатки, но не могу стать лучше (заниженная самооценка); повышенная критичность к другим, некритичность и нетребовательность к себе; нетребовательность к себе и завышенные требования к другим.
10. Себя преодолеть! Беседа по одноименной книге Ю.Власова и статьям журнала "Физкультура и спорт" за 1989-1991 гг. о самовоспитании спортсмена.
11. Как работать над собой (материал бесед и памятки по самовоспитанию взять из книг А.И.Кочетова "Организация самовоспитания школьников (1990г.), "Как заниматься самовоспитанием" (1991г.), "Воспитай себя" (1982г.).
12. Культура поведения в семье. Это прежде всего отношение к матери и отцу. Материнство и отцовство - святые чувства человека. Почему мама беспокоится? Чем озадачен отец? Типичные проступки подростков, которые доставляют страдания близким: уход из дома, позднее возвращение, непослушание, упрямство, лень, завышенные претензии и др. Забота о родителях - дело совести каждого. Неспособный любить отца и мать не может полюбить никого, он обречен на одиночество, безлюбие на всю свою жизнь. Как предупреждать и помогать разрешать семейные конфликты? Как заботиться о родителях, родственниках? Почему надо знать семейный бюджет и экономить деньги? Что значит "заработать на свой хлеб"?
Практикум: Как узнать, каков человек на самом деле? Судите о человеке сами, а не по слухам и пересудам. Истину о человеке можно узнать по его делам, поступкам и внешним проявлениям. Учащиеся иллюстрируют истину: высокое качество работы говорит о добросовестности, профессионализме и одаренности человека, работоспособность - о его трудолюбии и здоровье, эффективность работы - о развитии ума, красота изделия - о вкусе и терпении, оригинальность продукции - о талантливости и сообразительности, помощь слабому и нуждающемуся - о гуманности и человечности, способность переделывать работу - о самокритичности, требовательности к себе и ответственности за порученное дело, выполнение данного обещания - о честности и совестливости; результативность действий в трудную минуту - признак мужества, слезливость - слабости, малодушия и обидчивости; насмешки, издевательства - проявление гордыни и зазнайства; пренебрежение интересами других говорит о неуемности и эгоизме, замалчивание истины - о слабохарактерности и трусости, ябедничество и доносительство - о трусости и подлости.
Практикум: Продолжить этот список, исходя из поступков учащихся класса. Общий вывод: все положительные поступки требуют ума, трудолюбия, мужества и честности, а все отрицательные поступки - следствие четырех недостатков: лени, трусости, эгоизма и лживости.
Чем привлекателен и чем неприятен Джеймс Бонд из известного сериала?
Чем прекрасна Анжелика?
Практикум: Составьте эталоны поведения для своего возраста: что красиво и что можно делать, что безобразно и чего нельзя делать.
Практикум: Как вести личный дневник. Дневник - зеркало твоего "Я", отражение твоей жизни, он нужен, чтобы приучить себя жить, учиться и трудиться правильно. Заполняя дневник аккуратно, воспитаешь у себя полезные привычки, честность, точность, старательность, дисциплинированность.
Запомни правила жизни, которые помогут тебе стать взрослым, сильным, умным, трудолюбивым. Для каждого правила отведи одну страницу. Записывай, что сделал, где ошибся, какие выводы сформулировал для себя.
1-я страница: Благородство. Правила: жить честно, быть хозяином своему слову: сказал - сделай, обещал - выполни. Говорить правду в глаза, говорить все, что думаешь о товарище, в его присутствии. Не передавать сплетен, не слушать их. Защищать честное имя родителей, товарища, учителя. Прощать ошибки, но не пороки и злой умысел.
2-я страница: Воля и характер. Правила: учиться с интересом, упорно, самостоятельно преодолевая трудности. Презирать списывание и подсказку - они развращают человека, делают его ленивым, лживым. Быть устойчивым к соблазнам. Сначала дело, потом развлечение. Трудиться добросовестно, любую работу выполнять качественно, не лениться переделывать то, что получилось плохо. Умеешь сам - научи товарища, не умеешь - научись у других. Помни: лень - мать всех пороков, трудолюбие - основа всех достоинств.
3-я страница: Общение. Уметь подчинять свои интересы интересам коллектива, школы, семьи. Воспитывать у себя дружелюбие, заботливость о других, помогать товарищу, не ожидая, когда он тебя об этом просит. Не стесняться просить помощи у товарищей, если трудно.
4-я страница: Мои ошибки и недостатки. Быть самокритичным. Предъявлять к себе больше требований, чем к другим. Уметь прощать недостатки другим, но не прощать их себе. Мои слабости, которыми пользуются нечестные люди. Как их преодолеть.
5-я страница: Образ жизни. Выполнять режим дня. Не тратить время по пустякам: из минут складываются часы, из часов - годы. Беречь свое и чужое время. Вести себя так, чтобы другим было приятно. Решительно избавляться от плаксивости, капризности. Быть благородным, приветливым и внимательным к людям, помнить, что тебе ответят тем же.
6-я страница: Узелки на память. Что надо делать для себя на будущее. Высказывания, мысли, идеи, предложения.
7-я страница: Мое здоровье и труд, отдых и здоровье. Выписки из любимых книг по физкультуре, спорту, кулинарии.
8-я страница: Надо заниматься самовоспитанием (по материалам дневников великих людей: Л.Толстого, Б.Франклина и др.).
9-я страница: План работы над собой (по книгам С.Экзюпери, Я.Коломинского, А.И.Кочетова, Л.И.Рувинского).
10-я страница: Как я работаю над собой (по книгам: В.Сухомлинского - "Письма к сыну", В.Леви - "Искусство быть собой", "Искусство быть другим", "Везет же людям..."). Основное направление воспитательной работы в шестых классах - формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту, уровню таланта, одаренности. Подростки соотносят себя с другими, но нередко не видят грани между "можно" и "нельзя", когда речь идет о девочках, девушках, женщинах, старших, младших, более способных своих сверстниках.
В условиях, когда нападки на коллектив как средство нивелирования личности усилились, когда во многих школах реорганизуются и распускаются пионерские организации, под сомнение ставится сама идея воспитания личности в коллективе.
Вместе с тем общечеловеческой практикой и наукой в целом доказано, что коллектив необходим личности для ее развития.
Объединения трех типов жизненно важны для человека: семья, где создается новая жизнь и обитает человеческое счастье - любовь и супружество; классный и школьный коллективы, где организуется главная деятельность формирующейся личности; профессиональные объединения - трудовые и производственные коллективы; неформальные группы, политические партии - для защиты социальных интересов; политические клубы, фракции, группы - для отстаивания личных интересов отдельных групп людей. К этой деятельности надо готовить в школе. Поэтому предлагаются два варианта детских объединений: по основной деятельности - класс, кружок, исследовательская группа при учителе, специалисте, ученом и по интересам - клуб любознательных, юных туристов, отряд пионеров, скаутов, "зеленых", будущих космонавтов, краеведов и т.п.
Классные объединения работают под руководством актива учащихся и родителей, пользующихся консультациями классного руководителя. На совместном собрании учителей и учащихся практикуется выдвижение кандидатур в совет класса (неделя отводится на агитацию - своеобразную избирательную кампанию). Затем тайным голосованием в актив избираются 4-5 родителей и 5-6 учащихся. Распределение функций актива (классное самоуправление):
Совет класса. Составляет план жизни класса на полугодие исходя из пожеланий родителей и учащихся, результатов проведения в классе смотра инициатив. Организует с другими классными коллективами соревнование по параллели, участие в смотрах, конкурсах, олимпиадах, во внутригородских соревнованиях.
Социальные педагоги. Обеспечивают преемственность работы школы, семьи, разновозрастного отряда по месту жительства, школьных кружков, секций, собирают информацию в отношении всего, что происходит в школе, микрорайоне, городе (селе).
Пресс-центр (по классной параллели). Выполняет следующую работу: выпуск стенгазет, оформление классных уголков, организация встреч с интересными людьми, проведение спортклубовских диспутов, конференций, экспресс-информации, реклама для школьников, переписка со школьниками других стран, проведение поэтических вечеров, встреч с работниками местной печати и др. В него входят руководитель пресс-группы, собственный корреспондент школьной стенгазеты, редактор классной газеты, руководитель центра информации, организаторы встреч с гостями и диспутов.
Служба удовольствия (по параллелям). Работает в содружестве с социальными педагогами - организует отдых учащихся: проводит вечера отдыха, песни, танца, смотры поделок, выставки коллекций, веселые старты, конкурсы юмора, сатиры на тему школьной жизни, карикатур и др. В службе работают главный затейник, юморист - сатирик, руководители классных ансамблей, капитан КВН и др.
Комитет по этике (по классам). Рассматривает факты, позорящие честь школьника, разбирает, анализирует конфликты, принимает и выносит по ним решение, организует психологические и юридические консультации. Комитет по этике состоит из трех наиболее авторитетных школьников и принципиального, пользующегося уважением родителя, знающего закон, право.
Союз увлеченных (по параллелям). Включает в себя знатоков различных сфер жизни: кулинаров, модельеров, мастеров и мастериц на все руки, способных научить других различным практическим умениям. "Спартак" (или другое общество типа "Урожай", "Трактор" и т.п.) - группа здоровья, в которую входят физорг, сантройка, представитель школьного "Олимпийского комитета", судьи по соревнованиям, руководители спортивных команд.
Руководители групп создают актив класса. Каждая группа в начале четверти подготавливает и выносит на "смотр интересных инициатив свои предложения, защищает их. В план работы включаются те предложения, которые получили большинство голосов. Каждая группа, которая получила право готовить мероприятие, связывается с советом классной параллели и там выступает со своим предложением. Если инициатива заинтересовала другие классы, создается объединенный комитет, который проводит подготовку к смотру, конкурсу, олимпиаде и т.п.
Система воспитательной работы в классе дополняется работой социального педагога по месту жительства. Он выполняет три функции: формирование единых педагогических позиций школы и семьи, устойчивые контакты и активное участие родителей в воспитании детей по месту жительства, педагогическая коррекция воспитания в семье и школе за счет индивидуальной работы с подростками.
Социальный педагог прежде всего использует педагогический потенциал социального окружения и интересы, способности родителей в том жилом доме, который он курирует. Поэтому его работа специфична: в основном это организация свободного времени подростков и проведение силами родителей и детей различных конкурсов, смотров, олимпиад, соревнований и т.п.
Другая важная задача данного педагога - формирование культуры безопасного поведения школьника. Дети должны знать, какой вред наносят здоровью человека курение, алкоголь, наркотики, к чему приводит вовлечение в преступную деятельность. В этом плане рекомендуются индивидуальные беседы с детьми, имеющими опасные отклонения в поведении, и их родителями. В аспекте культуры безопасного поведения предлагается провести следующие мероприятия:
Знай закон и исполняй его. Встреча с работниками юриспруденции и милиции. По каким причинам чаще всего совершаются преступления? Как дети вовлекаются в преступную деятельность? Приемы, которые преступники используют, чтобы запугать граждан и особенно детей. Как входят преступники в квартиры? Как обманывают людей? Как неразумным поведением дети помогают преступникам?
Не преступай дозволенного совестью! Встреча с судьями, которые рассказывают об уголовных делах, показывают, с чего начинается грехопадение человека. Как начинают воровать? Как развивается жестокость и садизм? К чему приводит вседозволенность и жизнь с установкой "Я этого хочу, и будет по-моему!" Что можно и нельзя делать - определяют законы и совесть человека. Законы запрещают делать все, что во вред людям, получать блага за чужой счет. Совесть запрещает делать все, что противоречит собственным убеждениям и честности.
Суд божий и суд человеческий. Встреча с местным священником. Божьи заповеди. Почему Библия прежде всего указывает на запреты? Соблазны - причина всех грехов. Как бороться с соблазнами. Религия о раскаянии, покаянии, воздержании как средствах борьбы с сатанинскими соблазнами.
Конкурс "Добро и красота побеждают все". Правила конкурса: соревнуются группы, в группе - пары, победитель пар состязается с другими победителями и т.д. Каждый тур проводится на основе повышенной сложности заданий, меняющихся по содержанию и способу самовыражения: состязание на лучшие остроты, на элегантные комплименты, на методы извинения при неловкости, случайном прикосновении и т.п.
Конкурс-смотр. Проводятся конкурс красоты, мастерства, элегантности, моды и т.д. При этом сразу выступает несколько кандидатов в игровых турах. Во второй тур выходит не один, а два - три победителя, ибо это вызывает желание подготовиться к следующему туру более основательно.
Конкурс "Сделай лучше других". Из подсобного материала, сырья участники соревнования создают красивую композицию, изделия и выставляют их под девизами. Конкурсная комиссия определяет, чья вещь лучше, чье блюдо вкуснее, чей костюм моднее, чья задумка оригинальнее, чей вариант оптимальнее и т.д.
Конкурс "Исправь ошибку". Дается текст стихотворения, неполный, искаженный, оборванный, нет эпиграфа, ясной мысли. Надо исправить текст так, чтобы он при сохранении 70% слов звучал как афоризм, как умная мысль, четкий деловой совет и т.д.
Деловая игра "Восстанови справедливость". Дается ситуация, конфликт, где выступают обиженные, обидчики, референты. Надо восстановить справедливость с наименьшими обидами для всех. При этом руководствоваться правилами:
"Ищу истину" - игра-расследование, где есть судья, прокурор, заседатели, адвокаты, виновный, свидетели. Темы судебных заседаний:
Суд над пороками людей (проводится раз в месяц по таким темам: "Почему распалась семья", "Кто отвечает за трудного, испорченного ребенка", "Суд над алкоголизмом", "Суд над наркоманией", "Суд над воровством", "Ложь на скамье подсудимых", "Зависть-преступница" и т.д.). Типичные пороки в нашей жизни преследуются с позиций закона, права, морали, совести. Используется процедура суда, чтобы выявить истоки и характер тех или иных вредных ассоциативных явлений.
Узнай преступника в лицо. Дается портретная галерея истинных носителей преступного мира. Читаются стихи, отрывки из литературных произведений о носителях порока, разыгрываются сцены из них, а затем сообща определяются признаки, по которым можно считать человека носителем того или иного порока. Четко формулируются приемы демагогии и самооправдания, которые в реальной жизни используются преступником:
а) закон трактуется так, как это выгодно преступнику;
б) корыстные цели и мотивы заменяются благородными;
в) неправое дело преподносится как благо для других;
г) своя вина преуменьшается, чужая - преувеличивается ("с больной головы на здоровую");
д) возводится клевета на честного человека, обвиняющего зло, или носителя зла.
Организация игр по месту жительства. Важное место принадлежит таким традиционным русским играм, как лапта, городки.
Развитию способности управлять телом способствуют спортивные занятия, особенно фигурное катание, прыжки с трамплина, плавание.
Уже начатое самовоспитание активизирует различные подвижные игры: "Доставь донесение", "Через преграды к победе", "По следам Буратино", "Взятие снежного городка", "Лабиринт Снежной королевы" и др. (Шитик С.М. "Подвижные игры". - М.: Физкультура и спорт, 1955; Изов З.В. "Игры на площадке и на местности". - Л.: Учпедгиз, 1959, и др.).
У подростков особенно популярны игры, развивающие смекалку. Широко практикуются в школах конкурсы-смекалки, соревнования ("Школьное многоборье", КВН). Наиболее эффективные результаты дают конкурсные задания отряду по интересам: "Как сделать, чтобы улица стала самой красивой?", "Как уничтожить личинки гусениц, которые вредят посадкам капусты?", "Как лучше оформить школу к новогоднему празднику?", "Какие местные породы деревьев и кустарников лучше всего использовать при озеленении города?" и др.
Отличные результаты приносят такие игры, как "Путешествие в сказку", игры-концерты на лучшую шутку о неряхах, на карикатуру о зазнайках, соревнование Мюнхаузенов, многоборье "Дорисуй", "Доделай", "Замени".
Полезны игры на развитие слуха, зрения, ощущения, обоняния: "Сколько оттенков цвета ты в состоянии различить?", "Сколько граммов весят твои учебники?", "Что ты слышишь в темноте?", "Кто поет?", "Узнай песню по маленькому отрывку", "Узнай товарища по голосу".
Состязательные конкурсы для мальчиков:
"Орфей" - конкурс песен, стихов, миниатюр и т.д. по 12 программам (12 подвигов Геракла в искусстве).
"Богатырские игры" - конкурс на испытание выдержки, смелости, сообразительности, ловкости (также по 12 параметрам).
Конкурс хитрецов "Ярославские Насреддины". Шарады, загадки, кроссворды, смотр инициатив, находок, происшествий и т.п.