Воспитательная работа со старшими подростками имеет свою специфику. В это время завершается половое созревание, интерес к себе и противоположному полу эмоционально и сексуально окрашен. Старшие подростки разделяются по направленности, мировоззрению, эрудиции, культуре, уровню воспитанности и сформированности интегративных качеств. Максимализм в оценках других зачастую соседствует с низкой самокритичностью и слабой требовательностью к себе. На первый план выдвигается задача быть оригинальным, отличаться от других. Ориентация на собственные ценности и способности приводит к активному самовоспитанию. У старшего подростка не воспитать ничего, если он сам этого не захочет. Позиция педагога-воспитателя теперь совсем иная: он старший товарищ, интересный собеседник. С подростками в это время надо разговаривать как со взрослыми, не забывая, что это все-таки дети.
Все это определяет основные воспитательные задачи с подростками седьмых-восьмых классов.
Основные понятия: адаптация, вдохновение, влечение, возбуждение и торможение, самообладание, воспитание и самовоспитание, индивидуальность, личность.
Подростковый возраст характерен особой восприимчивостью к красоте, что связано с половым созреванием, чувством взрослости, осознанием себя как человека, гражданина, представителя своего народа, члена семьи, с развитием самосознания.
Эстетическое осмысление истории и современности предполагает работу в следующих направлениях:
А. Первобытный человек и его искусство. Подросткам предлагаются книги по первобытному искусству, книги Рони Старшего "Борьба за огонь", "Пещерный лев", "Вамирэх", роман Д.Ангелова "Когда человека не было", повесть С.Каратова "Земля мамонтов", фантастические романы В.А.Обручева "Плутония", "Земля Санникова" и др.
Б. Древние славяне. История наших предков. Подростки читают литературу о жизни древних славян: В.Т.Нарежный "Славенские вечера", С.Д.Скляренко "Святослав", А.Югов "Ратоборцы", А.П.Ладинский "В дни Караколы" и др. На встречах с историками, литераторами, художниками подростки знакомятся с произведениями живописи и древней русской архитектурой. Затем формируются основные черты русского характера:
стойкость духа, беспредельное мужество и самопожертвование в борьбе за свободу и независимость родины; | |
выносливость в борьбе с неблагоприятными условиями; | |
интернационализм; - широта души. |
В. Человеческая трагедия. Подростки знакомятся с произведениями искусства, в которых раскрывается трагедия жизни людей:
смерть (картины, изображающие распятие Христа); | |
убийство (картина Н.Ге "Иван Грозный убивает своего сына"); | |
землетрясение (картина П.Брюлова "Последний день Помпеи"); | |
кораблекрушение (картина И.К.Айвазовского "Девятый вал"); | |
война (картины Н.К.Рериха, И.Е.Репина, В.И.Сурикова и др.). |
Читается первая заповедь Библии: "Не убий!" Объясняется, почему величайшие преступники - те, которые лишают человека жизни, какими бы при этом мотивами они ни руководствовались. Гуманизм - главная и всеобщая черта каждого современного человека. Далее формулируются правила гуманного отношения к людям и нормы общения.
Г. Человеческая драма. На основе картин русских и зарубежных художников раскрываются типичные драматические ситуации в жизни человека: брак по принуждению (картина Ф.С.Журавлевой "Перед венцом"), потеря мужа, жены (вдовство) (картина П.А.Федотова "Вдовушка"), проводы на войну (картины К.А.Савицкого "На войну", И.Е.Репина "Проводы новобранца"), подневольный труд (картины И.Е.Репина, А.Е.Архипова и др.).
Читается золотое правило морали из Библии, которое встречается также в древнеиндийской Махабхарате, в "Одиссее" Гомера, в учении Конфуция и др.: "Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие подобным образом поступали в отношении тебя", "Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе" и т.п.
Д. Человеческая радость. По картинам художников подростки судят о проявлениях радости и счастья: это взаимная любовь, счастливое супружество, материнство и отцовство, труд по призванию, творчество, общение с природой, народные празднества, добрые традиции и т.п.
Формулируется правило: "Люби ближнего своего, как себя самого". В Библии слово "радуйся" встречается свыше 400 раз, "любовь" - более 1000. Что значит любить человека? Формулируется ряд заповедей и правил жизни: любить - значит делать добро тому, кого любим, оберегать от зла, помогать в трудные времена, жертвовать своими благами и т.д.
Е. Человеческие сомнения. Используя картины русских художников "Три богатыря", "Богатырь на распутье", драму А.С.Пушкина "Борис Годунов", скульптуру О.Родена "Мыслитель", другие произведения искусства, а также современную прессу, отражающие смутное время, определяют его черты:
потеря авторитета теми, кто управляет страной; | |
нежелание большинства жить так, как до сих пор жили; | |
обострение борьбы за власть, политиканство, беспринципность, амбиции тех, кто стремится завоевать лидерство; | |
противоречивость целей, желаний и настроений различных социальных групп, наций, народов; | |
неопределенность будущего, неуверенность в завтрашнем дне; | |
развал экономики, снижение уровня жизни, голод, разруха. |
Так было в русской истории в эпоху феодального раздробления, в начале XVI, XVII, XVIII веков, во время гражданской войны в начале XX века. Так происходит и сейчас.
Чем вызываются сомнения человека, когда он стоит на перекрестке жизненных дорог:
неопределившейся жизненной целью: хочется многое, выбрать надо что-то одно, главное ("За семью зайцами погонишься, ни одного не поймаешь"); | |
неуверенностью в своих силах и способностях (незнание себя - первый грех человека перед собой, знание себя - первый признак мудрости человека); - многовариантностью выбора (например, возможность поступить в несколько вузов, выбрать из нескольких мужа или жену); | |
необходимостью определить место жительства и т.п.; | |
неспособностью предвидеть развитие событий на своем жизненном пути. |
Отсюда правило: "Найди себя, прежде чем искать что-либо другое".
1.С чего начинается взрослость. Как происходит половое созревание, как изменяется обмен веществ в организме. Как влияют гормоны на эмоциональную сферу жизни. Основные особенности подросткового возраста: чувство взрослости, потребность в самосознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации. Особенности внимания, памяти и мышления подростка.
2. Как создается характер. Неповторимое сочетание черт и качеств личности - сущность характера. Характер как "отпечаток" воспитания и результат самовоспитания. Направленность - стержень характера. Виды направленности: общественная - умение сочетать личное и общественное, групповая (как все - так и я), деловая (делаю то, что интересно), эгоистическая (что это мне даст), неопределившаяся (жизнь по настроению "что захочется", ориентация на удовольствие сию же минуту).
Нравственные качества характера: отношение к труду - трудолюбие, добросовестность, аккуратность, инициативность; отношение к результатам труда - бережливость, хозяйственность, деловитость; к человеку труда - гуманизм, скромность, вежливость, солидарность; отношение к обществу - коллективизм, гражданственность, национальное достоинство; отношение к другим народам - интернационализм, нетерпимость к шовинизму.
Характер создается в деятельности и отношениях, которые в ней возникают.
3. Мужской и женский характеры. Отличительные особенности мужского характера: широкий кругозор, диапазонное мышление, логическое восприятие окружающей среды, деловитость, мужественность, точность, твердость, решительность, хозяйственность, заботливость по отношению к женщине и детям, деликатность.
Отличительные черты женского характера: глубинный ум, хотя и узконаправленный, хорошая память, тонкая моторика, большая по сравнению с мужчиной выносливость, длительная работоспособность, высокая эмоциональная восприимчивость, женственность, нежность, мягкость, уступчивость, хозяйственность, верность, взаимопонимание. Нежелательная ориентация на психологию другого пола: девичья развязность, грубость, резкость, распущенность (девушка не должна быть "своим парнем"), у юношей - женская болтливость, несерьезность, капризность, несамостоятельность (феминизация не украшает будущего мужчину).
4.Как готовить себя к семейной жизни. Для чего создается семья. Функции семьи: устойчивость половой любви, продолжение пола, совместное ведение хозяйства, воспитание детей и друг друга, духовное взаимообогащение, восстановление сил для труда и творчества; взаимная любовь - основа супружества. Какие качества нужны девушке для семейной жизни, и как их воспитывать у себя? Какие качества для семейной жизни обязан формировать у себя мальчик, юноша? Как помочь родителям в создании дружной семьи?
5.Культура семейной жизни (отдельно для мальчиков и девочек). Женщина в семье, ее права и обязанности. Каким должно быть отношение к мужу, к детям. Мужчина в семье. Его права и обязанности. Забота мужа о благополучии семьи. Постоянное обогащение и развитие чувства любви - основа счастливого супружества.
6. Первая любовь (отдельно с мальчиками и девочками). Народная мудрость о первой любви. Различие первой любви у мальчиков и девочек. Гиперсексуальность мальчиков и их активность в поисках партнера. Методы преодоления гиперсексуальности - занятия спортом, туризмом, трудом до усталости. Психология изнасилования. Как создаются группы насильников и как избегать вхождения в них. Законы, карающие за изнасилование. Беспечность и любопытство - две причины потери девственности девочками. Правила поведения девочки в период полового созревания. Ранняя беременность и ее последствия. Искалеченная жизнь как цена за нездоровое любопытство. Почему девочка не может ощущать полноту сексуальных наслаждений в возрасте до 19-20 лет?
7. Как стать обаятельной девушкой? Женская красота в искусстве. Поэзия и живопись о сущности женского обаяния. Как научиться ходить красиво ("Физкультура и спорт", 1989-1990 гг.). Как создавать фигуру физическими упражнениями, трудом, спортом, питанием. Почему говорят: глаза - зеркало души. Выразительность взгляда - отражение духовности женщины. Какая улыбка идет к вашему лицу. Как научиться улыбаться и говорить красиво. Уход за телом. Чистота - женская красота. Почему неряшливость, нечистоплотность отвращают мужчину?
Развитие души, ума и тела в подростковом возрасте - фундамент женского обаяния на всю жизнь.
Косметика в жизни женщины. Почему вредна косметика в подростковом возрасте. Какие кремы и когда можно использовать девочке, девушке. Женские манеры. Почему мужчины относятся негативно к женскому кокетству, косметике и экстравагантности в одежде. Мужской девиз: водиться с разбитной, жениться на скромной и домовитой.
8. Как стать обаятельным юношей. Красота мужчины в его уме, ум женщины в ее красоте. Основные черты мужской привлекательности для женщины: интеллигентность, развитость ума и памяти, организованность, точность, мужественность, уверенность в себе (не самоуверенность), деловитость, ласковость, чуткость, внимание к женщине. Как можно увеличить рост ("Физкультура и спорт", 1989-1990 гг.), заняться атлетизмом, обрести душевное спокойствие (аутогенные тренировки). Мужские ценности истинные и ложные. Раннее курение и алкоголизм - причина полового бессилия. Почему говорят: здоровье - первое богатство, а второе - счастливое супружество.
9. Культура самопознания и самовоспитания. Заповедь самопознания: изучая себя, изменяй себя; изучая себя, изучай и других людей; школа самопознания - испытание своих сил и способностей в различных видах деятельности; каковы результаты труда, таков и человек.
Для воспитания себя необходимо вести такой образ жизни, чтобы проявлялись только положительные свойства характера. Способы самосовершенствования: задания самому себе, самообязательства, создание для себя правил жизни, план работы над собой на полугодие, год. Самоконтроль, самоанализ, самодисциплина в процессе самовоспитания.
Данные беседы органически связываются с различными воспитательными мероприятиями: вечерами, конкурсами, практикумами и др.
Могут организовываться клубы девочек "Хозяюшка", "Фея", "Джульетта", "Хорошка", "Журавушка" и т.д. В этом случае создается устав, намечается план работы, в котором по собственному желанию девочки-подростки приглашают интересных для себя специалистов, молодых людей, молодоженов, врачей и т.д.
Юношеские объединения могут быть спортивного, военизированного типа, клубы по интересам, увлечениям.
Практикумы:
Практикум 1. "Правила счастливого человека". Формулируется правило, а потом учащиеся разъясняют его сущность, способы и условия применения.
Практикум 2. "Женщина в доме".
Мамы и дочери собираются на чаепитие и делятся друг с другом кулинарными рецептами. Потом девочки сами готовят кулинарные изделия и угощают ими мам. Конкурсы: "А ну-ка, девушки!", "Дочки-матери".
Практикум 3. "Мужчина в доме".
Отцы и сыновья встречаются вместе (5-6 семейных пар), проводят "техосмотр" дома, где проходит встреча, тут же отцы устраняют недостатки в электрооборудовании, водо- и газообеспечении, оказывают техническую помощь. Потом встреча повторяется, и уже мальчики занимаются всеми хозяйственными делами по дому. Одновременно идет подготовка к конкурсу "А ну-ка, парни!".
Практикум 4. Как изучить свои способности (самопознание и самовоспитание одаренности). "Гениями не рождаются" - беседа, построенная на анализе процесса самовоспитания великих людей.
Учащиеся разбирают прочитанные книги из серии "Жизнь великих людей" и приходят к выводам: все великие люди работали над собой в ранней юности; задатки превращаются в способности только при постоянных самоупражнениях, самотренировках; талант - результат своего, особого образа жизни, насыщенного до предела делами, и непрерывного самовоспитания. Смотры: "Дерзайте, вы можете!", "Алло, мы ищем таланты".
Пути самопознания:
Основная задача воспитания в восьмых классах - формирование социального, полноценного жизненного опыта, который строится на единстве сознания и поведения, приобретение таких качеств личности, как демократичность, свободолюбие, солидарность, сотрудничество, взаимопомощь. Социализация личности подростка завершает данный возрастной период. Поэтому общение и общественно полезная деятельность в микрорайоне школы естественно выступают как сфера социального самопознания и самоутверждения школьников.
Беседы.
1.Портрет нашего современника. Учащиеся пишут очерки и дают словесные характеристики людям, которые живут в данном городе, селе, чем-то им симпатичны. Затем сообща делают анализ тех ценных качеств, какими должен обладать наш современник. Как представитель человечества он должен быть гуманистом, интеллигентом, демократом, тружеником, творческой личностью, борцом за социальную справедливость. Как представителю своего народа ему должны быть присущи гражданственность, патриотизм, интернационализм, гражданское достоинство, честь и мужество. Для современного специалиста характерны профессионализм, способность реализовать в работе свой творческий потенциал, высокую работоспособность, культуру труда, бережливость, самодисциплину, потребность в профессиональном совершенствовании.
2. Идеалы и антиидеалы. Сильный человек стремится стать лучше, слабый не может этого, он нередко становится хуже, отрицательно влияя на других. Учащиеся на конкретных примерах характеризуют "сильную личность" в положительном смысле, а далее противопоставляют ей антиидеал в таком соотношении:
Черты социально зрелой личности | Черты асоциальной личности |
Патриотизм | Национализм |
Интернационализм | Шовинизм |
Жизненная позиция | Позерство |
Деловитость | Фразерство |
Творческий подход | Догматизм |
Достоинство | Самовлюбленность |
Последовательность | Ситуативность |
Самообладание | Истеричность |
Далее учащиеся на основе сопоставления реально оценивают литературных героев, типы персонажей художественных фильмов. Им предлагается на основе такой системы характеризовать свою социальную зрелость, друзей и знакомых, местных неформалов.
3. Человек и культура. Что такое культура (по справочникам и энциклопедиям). Черты мировой культуры. Национальная культура и ее составные части: образ жизни народа, традиции, национальный характер, язык, искусство. Понятие "массовая культура". Пути приобретения высокой культуры личности: приобщение к народному искусству, творчеству, занятия классическими видами искусства, чтение, общение и культура свободного времени.
4.Человек в мире техники. Основные черты научно-технической революции: всеобщая информатизация, электронизация, компьютеризация, автоматизация, новые технологии, гибкие технологии, экологическая безопасность, малая энергоемкость и экономичность материалов. Сообщения по журналам "Юный техник", "Знание" и др.
5.Как совершаются открытия. Беседы об Эдисоне, Эйнштейне, Курчатове, Королеве; формулируются основные правила эвристики, взятые из книги Альтшуллера "Алгоритм изобретения".
6. Как определить свои способности. Признаки способностей: длительное увлечение определенным делом, высокая работоспособность, более качественные результаты от тренировок по сравнению с другими, быстрое продвижение вперед при минимуме затраченных усилий. Признаки умственной одаренности - эрудированность и сообразительность во всех науках, математической способности - логическое мышление и точное восприятие, конструкторских способностей - системное мышление; для деятелей искусства свойственно образное, поэтическое восприятие мира и т.п. После беседы по книгам "Психология" (учебник для вузов) и "Практикум по психологии" и по имеющимся методикам проводятся испытания на выявление способностей.
Психологический практикум - ведет школьный психолог именно в седьмом классе. За основу берется книга Я..Л. Коломинского "Человек: психология". Особое внимание уделяется темпераменту и его проявлениям в поведении и общении.
Аутотренинг - система занятий для желающих с анализом различных течений в этом аспекте (журналы "Здоровье", "Физкультура и спорт" за 1989-1990 гг.).
Критерии социализации подростка:
уверенность в себе, приобретенная в результате разнообразного опыта, участия в различных видах деятельности; | |
увлеченность - чувство здорового фанатизма, несовместимое с распространенным понятием "фанаты": его характеризуют терпеливая настойчивость в любимом деле и личные высокие показатели в труде, спорте, музыке и др.; | |
целеустремленность - подчинение всей своей жизни благородной цели, умение не отвлекаться на мелочи, развлечения, не метаться между желаниями и настроениями; | |
доброта как следствие любви к людям, родителям, товарищам, противоположному полу; | |
красота - потребность к совершенству в любой области; | |
культура - состояние души человека, неотделимое от всей его жизни: это интеллигентность, благородство, незлопамятность, уступчивость и принципиальность; | |
доверие, открытость души - основа дружбы и любви, верности и чести; | |
разумный оптимизм - способность никогда не унывать, не падать духом. |