Программа для IХ-ХI классов

Воспитательная работа в старших классах планируется в основном с учетом трех факторов: возрастных особенностей учащихся, их жизненного самоопределения и экономической, политической ситуации в обществе. Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:

интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры, необходимыми для сознательного и активного участия в общественном прогрессе;
быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в избираемой профессии (общая и профессиональная обучаемость);
умением владеть собой в сложных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;
воспитанностью, благожелательным восприятием всех целесообразных внешних воздействий (социальных требований, техники безопасности, требований трудового коллектива и др.);
диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;
высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).

Основная воспитательная цель: нравственно-психологическое и культурологическое обеспечение жизненного самоопределения выпускника школы.

Задачи воспитательной работы в старших классах:

    1. Расширение культурного кругозора.
    2. Воспитание ответственного отношения к жизни, выбору профессии, труду.
    3. Формирование культуры межличностного и межполового общения.
    4. Организация самопознания и самовоспитания.
    5. Формирование культуры деловых отношений, приобщение к современному стилю жизни.
    6. Формирование культуры самореализации.

Данные задачи реализуются через комплексные целевые программы, осуществляемые совместно педагогами, родителями и учащимися.

Раздел I. Первая целевая программа: "Твое призвание"

Программа реализуется главным образом социальным педагогом и родителями при участии классного руководителя.

Комплекс трудовых дел старшеклассников призван развивать работоспособность, формировать мотивы труда, воспитывать предприимчивость, развивать культуру труда, вводить в отношения с трудовыми коллективами.

Трудовой опыт, формируемый у старшеклассников в этом процессе, является основой для многообразной профориентационной работы.

Практикум: Как определить свое призвание

Раздел II. Вторая целевая программа: "Культура и личность"

Осуществляется классным руководителем в содружестве с воспитательными центрами. Темы и проблемы, подлежащие обсуждению в различных формах общения старшеклассников со взрослыми:

  1. Культура как синтез духовности предшествующих поколений. История первобытной культуры. Этнокультура. Мировая и национальная культуры. Обсуждение книги Р.Итса "Века и поколения" (Л., 1988).
  2. Этика как наука. Наука на своем историческом пути. Анализ книги И.И.Дерневской "Чаша пятого ангела" (Л., 1985).
  3. Нравственная культура. Этические учения Востока. Этика Греции и Рима. Русская средневековая этика. Этика эпохи Просвещения. Этические учения социалистов-утопистов. Современные этические учения. Возможна серия докладов учащихся по этике Аристотеля, Платона, Конфуция и др.
  4. Культура труда. Отношение к труду как источнику нравственности. Изменение культуры труда с развитием общества. НТР и культура труда. Профессионализм и ответственность как источники нравственности в современном производстве. Деловые отношения и деловая этика, ее принципы и нормы. (Возможны по этой теме интервью с деловыми людьми города и выступления корреспондентов-старшеклассников или издание рукописного журнала "Деловые люди Ярославля".)
  5. Политическая культура. Политика и политиканство. Демократия, перестройка и политическая культура. Плюрализм мнений: что это значит? Интервью с избирателями: "Чем вы недовольны в работе депутатского корпуса города, области, России?"
  6. Религия и культура. Первобытные религии. Влияние мифотворчества на философию. Виды религий: христианство, исламизм, буддизм и др. Общие этические нормы морали во всех религиях. Единое понятие всемогущества бога при различии названий: Будда, Христос, Шива, Аллах, Иегова и т.д. Выставка книг по истории религии и церковных. Религия как система нравственного воспитания. Встречи с представителями различных вероучений (отдельно с каждым священнослужителем) как итоговая работа по циклу.

Основные убеждения, формируемые данной целевой программой:

Вселенная и Земля - части одного целого - макрокосмоса, где действуют единые законы природы, а при разумной жизни должны быть и единые законы развития культуры, науки, техники и морали.

Законы природы и законы духовной жизни человечества связаны между собой. Безнравственное отношение к природе - это разрушение и человеческой цивилизации, ибо нельзя нарушать никакие законы.

Человеческая цивилизация выросла из всей предшествующей истории, она развивается сегодня как единое целое, вне зависимости от нации, народа, общественной системы, языка и т.п. Ориентация на мировой культурный прогресс - главное условие выживания цивилизации в целом и культуры, языка каждой отдельной страны.

Национальная культура тогда развивается гармонично, когда ориентирована на духовные ценности всего человечества. Противостояние национальных культур и народов - разрушение ценностей цивилизации.

Человечество стоит на перекрестке разных путей развития: пройден этап технической цивилизации, начинается этап биопсихологической цивилизации.

Труд - главный источник богатства и культуры общества, основной путь развития сил и способностей человека, базовое условие человеческого счастья. Мера счастья человека - соответствие труда и призвания, получаемых благ и удовлетворяемых потребностей.

В основе мировой культуры - духовные качества человека, его многообразный мир, его внешняя и духовная красота.

Духовная культура возникла в результате развития отношений между людьми, народами, нациями, странами, общественными системами. Преемственность культуры - ее бессмертие - это преемственность поколений. Необходимость общения трех поколений - детей, отцов, дедов.

Противостояние поколений неестественно, преемственность означает использование всего ценного в культуре предков и отрицание уже отжившего, косного. Преемственность поколений прогрессивна. В ней сочетаются традиционное и новаторское в жизни молодежи.

Устойчивые, малоизменяемые прогрессивные элементы культуры включают в себя язык, народное творчество, традиции и обычаи народа, здоровый образ жизни, передачу накопленного трудового опыта от старших к младшим. Роль религии прогрессивна, если она поддерживает духовные традиции народа, воплощает в себе культурные ценности цивилизации.

Раздел III. Третья целевая программа: "Мир человека"

Осуществляется совместными усилиями педагогов по параллелям.

Темы и проблемы, подлежащие обсуждению:

  1. Эволюция человека. Современное человекознание о происхождении человека. Предки человека. Три основные зоны проживания предков человека: Африка, Азия, Европа. Как изменился человек в процессе эволюции. Роль труда и общения в развитии человека. Речь, прямохождение и взаимодействие людей для разных целей - первоисточник любой культуры.
  2. Как появились расы, народы, нации. Обсуждение книги Л.И.Тогалько и И.И.Саливона "Основы современной антропологии" (Минск, 1989) или книги И.Л.Андреевой "Происхождение человека и общества" (М., 1982).
  3. Славяне и народы, образовавшиеся на их основе. Обсуждение книги "Откуда есть пошла Русская земля" (М., 1986). Русский национальный характер и его черты: мужество, стойкость в борьбе с трудностями, творческий склад ума, потребность в новом, в обновлении всего существующего. Отрицательные черты русского характера: неравномерная работоспособность, самобичевание, терпимость к отрицательному, небрежность, неточность в выполнении дела и др.
  4. Мир человеческого сознания. Как человек мыслит? Основные логические операции. Сознание и самосознание. Единство представлений о мире и о себе. Отражательная природа сознания. Единство сознания и поведения, мысли и действия. Дисгармония сознания и поведения - источник отрицательного в людях.
  5. Жизненный опыт человека. Как он складывается. Опыт как система знаний, умений и навыков. Чувственный опыт и сознание. Практический опыт и его осмысление как источник убеждений. Передача опыта от поколения к поколению, от человека к человеку.
  6. Святыни человеческой души: идейная убежденность, национальное достоинство, религиозное чувство, супружеская и родительская любовь, братство по крови и духу (родственники, единомышленники), товарищество и дружба, человеколюбие, деликатность и благородство.
  7. Права и свободы человека (по Парижской хартии 1990г.) и Декларация прав человека ООН. Права детства и права молодежи.
  8. Единство прав и обязанностей. Основные обязанности человека: соблюдение законов, добросовестный труд, ответственность за семью, детей, родителей, уважение прав других людей, ненасильственное правовое или компромиссное разрешение споров и конфликтов, гуманное отношение к больным, детям, старикам, ответственность за выполнение соглашения, договора, обещания.
  9. Человек - мера всех вещей. Цель общества - благополучие его граждан. Развитие личности и счастье человека как цель любого государства. Источники прав и свобод человека - его природные возможности и духовные ценности. Право на творчество - как высшее воплощение свобод и способностей людей.
  10. Ценности жизни, принадлежащие всем: мир, содружество, природные богатства, культура, наука, образование, здравоохранение. Как их совершенствовать в наше время (беседы со специалистами по экологии, с деятелями искусства, учеными и т.д.).
  11. Самоценность "Я". Понятие о себе, своих достоинствах, недостатках, способностях. Саморегуляция поведения на основе долга, чести, совести, достоинства. Гордость и гордыня. Честь и честолюбие. Свобода и анархизм. Диалектика разумности в проявлении "Я" человека.
  12. Творчество и самотворчество.
Раздел IV. Четвертая целевая программа: "Творчество и самотворчество"

Обсуждаются в различных формах следующие проблемы:

  1. Что такое "творческая личность"? Качества творческой личности: а) нестандартное, гибкое, а то и парадоксальное мышление; б) богатое воображение, созданное на основе развития у себя наблюдательности; в) интуиция, прогностичность, способность предвидеть результаты своей деятельности, трудности и опасности, которые возникают на пути к цели; г) решительность, смелость, а то и дерзость в ломке устоявшихся стереотипов и подходов в сфере проявления творчества.
  2. Каким образом узнать свои творческие возможности и способности? Девиз творческой личности: "Нет ничего, что бы нельзя было изменить к лучшему". Самопознание своих возможностей путем испытания себя в сложных ситуациях. Самоанализ неудач и достижений. Включение в любую новую деятельность, которая позволяет испробовать свои силы.
  3. Как создать из себя творческого человека? Пути самотворчества: самопознание, самовыражение в деятельности своих индивидуальных начал, выявление и развитие одаренности, способностей, самовоспитание деловых качеств. Как научиться творчеству? Встреча с рационализаторами и изобретателями, участие в их творческих поисках.
  4. Как образуется духовный мир человека? (Беседа с психологом.) Освещаются следующие вопросы:
  5. Духовный мир человека проявляется в духовных качествах личности, которые формируются как проявление ведущих потребностей человека в ведущих видах деятельности. Отсюда личность не случайно определяется разными специалистами как единство сознания и поведения, проявляющихся в деятельности.

    Две основные подструктуры - сознание и поведение связаны между собой через механизм саморегуляции, самоуправления деятельностью, т.е. через волю и чувства. Так создаются четыре структурных комплекса, которые в психологии называются интеллект (сознание), нравственность (поведение), воля и чувства (механизм саморегуляции). Каждый из структурных комплексов содержит в себе интегративные качества (обозначающие основные компоненты структуры личности, отражающие основные отношения человека к миру и себе).

    В структуре сознания выделяются четыре ведущих качества: отражение реальной действительности в сознании и отношение к ней человека называют объективностью, отношение к информации - эрудированностью, отношение к учению (науке) - любознательностью. А создание и применение информации зависит от сообразительности - качества интеллекта, придающего всем ценность.

    В сфере поведения (нравственность) ведущими качествами являются гражданственность, патриотизм, коллективизм, который в мировой этике считается основной нравственной чертой людей и главным принципом их нравственного поведения. Нравственные отношения определяют другие качества: отношение к людям - гуманизм, отношение к деятельности - трудолюбие, отношение к себе и реакция на отношение к себе - честность.

    Сознание и поведение связаны между собой комплексом воли и чувств. Ведущим качеством воли является самостоятельность, на основе которой, по различным исследованиям, происходит формирование целеустремленности, умения управлять собой, преодолевать трудности и бороться со злом.

  6. Эталоны красоты в жизни и искусстве.
  7. А. Сравните следующие высказывания, определите, какое из них справедливо с вашей точки зрения:

    "Когда величье поражает нас, уж красоту не видит глаз "(Дж. Байрон);

    "То, что сегодня вызывает восхищение, завтра может вызвать зевоту" (Д.Дидро);

    "Красота целомудренна по своей сущности" (Н.А.Васютинский);

    "Он красавец, она красавица, почему друг другу не нравятся?" (народная поговорка).

    Б. Прочтите книгу Н.А.Васютинского "Золотая пропорция" (М.: Мол. Гвардия, 1990). Выпишите эталоны красоты человеческого тела, проведите возможные сравнения.

  8. Измерьте свой интеллект. Коэффициент интеллектуальности и способы его измерения. Основные критерии интеллектуальности: прочность и объем запоминаемой информации (память), скорость овладения материалом (высокая обучаемость), способность создать и применить информацию (творческое мышление), устойчивость и разнообразие познавательных интересов (эрудиция), творческий склад ума (креативность).
  9. Воля и характер людей. Основные черты характера, главные волевые качества: самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, самообладание. Природная и сознательная саморегуляция. Аутогенные тренировки и их значение в управлении собой, саморегуляции поведения.
  10. Мир высоких чувств: любовь к жизни, к родине, к природе, чувственная любовь, родительская любовь. Оптимизм, гуманность, нетерпимость к злу.
  11. Деловая жизнь человека. Отношение к человеку определяется его отношением к делу, пользой и вредом для дела. Обсуждение книги В.Л.Леви "Искусство быть другим", заповедей делового человека на основании книг Д.Карнеги "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей" и др.
Раздел V. Пятая целевая программа: "Безопасное поведение"

Программа полностью реализуется в работе социального педагога. Актуальность этой работы особенно важна в наше время социальных драм и национальных трагедий, всеобщего недовольства, роста преступности.

Безопасное поведение предполагает:

  1. здоровый образ жизни, который укрепляет организм: закаливание, нормальное питание, личная гигиена, хорошие бытовые условия и чередование труда с разумным отдыхом;
  2. коррекцию поведения, нормализацию жизни в периоды болезней, физических перегрузок, умственного переутомления, то есть разумное использование своих сил в явных экстремальных ситуациях;
  3. саморегуляцию чувств, эмоций, переживаний в стрессовых, конфликтных, драматических или трагических ситуациях;
  4. прогнозирование своей жизни и деятельности с учетом меняющихся обстоятельств, предвидение возможных трудностей, проблем: любые неожиданные травмы, события всегда сильнее разрушают нашу психику и здоровье, чем предвидимые;
  5. осмотрительность в знакомствах, связях и делах: свыше 90% убийств, насилий являются следствием неразборчивости в выборе друзей, знакомых, неразборчивости способов и средств достижения цели;
  6. уход от вовлечения в различные политические кампании: демонстрации, митинги, голодовки и т.п. Что допустимо для взрослых с устойчивыми политическими взглядами и целями, едва ли целесообразно для молодых людей, только что вступающих в жизнь. Жертвами конфликтов почти на все 100% бывают именно молодые люди, действующие интуитивно, бурно, неуправляемо.

Социальный педагог обязан разъяснять причины опасного поведения, предупреждать о возможных негативных последствиях.