Воспитательная работа в старших классах планируется в основном с учетом трех факторов: возрастных особенностей учащихся, их жизненного самоопределения и экономической, политической ситуации в обществе. Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры, необходимыми для сознательного и активного участия в общественном прогрессе; | |
быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям; | |
потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в избираемой профессии (общая и профессиональная обучаемость); | |
умением владеть собой в сложных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем; | |
воспитанностью, благожелательным восприятием всех целесообразных внешних воздействий (социальных требований, техники безопасности, требований трудового коллектива и др.); | |
диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе; | |
высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.). |
Основная воспитательная цель: нравственно-психологическое и культурологическое обеспечение жизненного самоопределения выпускника школы.
Задачи воспитательной работы в старших классах:
Данные задачи реализуются через комплексные целевые программы, осуществляемые совместно педагогами, родителями и учащимися.
Программа реализуется главным образом социальным педагогом и родителями при участии классного руководителя.
Комплекс трудовых дел старшеклассников призван развивать работоспособность, формировать мотивы труда, воспитывать предприимчивость, развивать культуру труда, вводить в отношения с трудовыми коллективами.
Трудовой опыт, формируемый у старшеклассников в этом процессе, является основой для многообразной профориентационной работы.
Практикум: Как определить свое призвание
Осуществляется классным руководителем в содружестве с воспитательными центрами. Темы и проблемы, подлежащие обсуждению в различных формах общения старшеклассников со взрослыми:
Основные убеждения, формируемые данной целевой программой:
Вселенная и Земля - части одного целого - макрокосмоса, где действуют единые законы природы, а при разумной жизни должны быть и единые законы развития культуры, науки, техники и морали.
Законы природы и законы духовной жизни человечества связаны между собой. Безнравственное отношение к природе - это разрушение и человеческой цивилизации, ибо нельзя нарушать никакие законы.
Человеческая цивилизация выросла из всей предшествующей истории, она развивается сегодня как единое целое, вне зависимости от нации, народа, общественной системы, языка и т.п. Ориентация на мировой культурный прогресс - главное условие выживания цивилизации в целом и культуры, языка каждой отдельной страны.
Национальная культура тогда развивается гармонично, когда ориентирована на духовные ценности всего человечества. Противостояние национальных культур и народов - разрушение ценностей цивилизации.
Человечество стоит на перекрестке разных путей развития: пройден этап технической цивилизации, начинается этап биопсихологической цивилизации.
Труд - главный источник богатства и культуры общества, основной путь развития сил и способностей человека, базовое условие человеческого счастья. Мера счастья человека - соответствие труда и призвания, получаемых благ и удовлетворяемых потребностей.
В основе мировой культуры - духовные качества человека, его многообразный мир, его внешняя и духовная красота.
Духовная культура возникла в результате развития отношений между людьми, народами, нациями, странами, общественными системами. Преемственность культуры - ее бессмертие - это преемственность поколений. Необходимость общения трех поколений - детей, отцов, дедов.
Противостояние поколений неестественно, преемственность означает использование всего ценного в культуре предков и отрицание уже отжившего, косного. Преемственность поколений прогрессивна. В ней сочетаются традиционное и новаторское в жизни молодежи.
Устойчивые, малоизменяемые прогрессивные элементы культуры включают в себя язык, народное творчество, традиции и обычаи народа, здоровый образ жизни, передачу накопленного трудового опыта от старших к младшим. Роль религии прогрессивна, если она поддерживает духовные традиции народа, воплощает в себе культурные ценности цивилизации.
Осуществляется совместными усилиями педагогов по параллелям.
Темы и проблемы, подлежащие обсуждению:
Обсуждаются в различных формах следующие проблемы:
Духовный мир человека проявляется в духовных качествах личности, которые формируются как проявление ведущих потребностей человека в ведущих видах деятельности. Отсюда личность не случайно определяется разными специалистами как единство сознания и поведения, проявляющихся в деятельности.
Две основные подструктуры - сознание и поведение связаны между собой через механизм саморегуляции, самоуправления деятельностью, т.е. через волю и чувства. Так создаются четыре структурных комплекса, которые в психологии называются интеллект (сознание), нравственность (поведение), воля и чувства (механизм саморегуляции). Каждый из структурных комплексов содержит в себе интегративные качества (обозначающие основные компоненты структуры личности, отражающие основные отношения человека к миру и себе).
В структуре сознания выделяются четыре ведущих качества: отражение реальной действительности в сознании и отношение к ней человека называют объективностью, отношение к информации - эрудированностью, отношение к учению (науке) - любознательностью. А создание и применение информации зависит от сообразительности - качества интеллекта, придающего всем ценность.
В сфере поведения (нравственность) ведущими качествами являются гражданственность, патриотизм, коллективизм, который в мировой этике считается основной нравственной чертой людей и главным принципом их нравственного поведения. Нравственные отношения определяют другие качества: отношение к людям - гуманизм, отношение к деятельности - трудолюбие, отношение к себе и реакция на отношение к себе - честность.
Сознание и поведение связаны между собой комплексом воли и чувств. Ведущим качеством воли является самостоятельность, на основе которой, по различным исследованиям, происходит формирование целеустремленности, умения управлять собой, преодолевать трудности и бороться со злом.
А. Сравните следующие высказывания, определите, какое из них справедливо с вашей точки зрения:
"Когда величье поражает нас, уж красоту не видит глаз "(Дж. Байрон);
"То, что сегодня вызывает восхищение, завтра может вызвать зевоту" (Д.Дидро);
"Красота целомудренна по своей сущности" (Н.А.Васютинский);
"Он красавец, она красавица, почему друг другу не нравятся?" (народная поговорка).
Б. Прочтите книгу Н.А.Васютинского "Золотая пропорция" (М.: Мол. Гвардия, 1990). Выпишите эталоны красоты человеческого тела, проведите возможные сравнения.
Программа полностью реализуется в работе социального педагога. Актуальность этой работы особенно важна в наше время социальных драм и национальных трагедий, всеобщего недовольства, роста преступности.
Безопасное поведение предполагает:
Социальный педагог обязан разъяснять причины опасного поведения, предупреждать о возможных негативных последствиях.