Модели реализации "Программы

воспитательной работы в школе"

Основная гипотеза задуманного эксперимента предполагает, что главным фактором эффективного воспитательного процесса является его системность (системность целей, содержания, методов и форм).

В качестве системообразующего фактора была взята "Программа воспитательной работы в школе" , составленная известными белорусскими учеными А.И.Кочетовым и Н.Н.Верцинской. Программа создана авторами на основе разработанной ими теории формирования личности и индивидуальности и охватывает все стороны воспитательной работы классных руководителей и школьных воспитателей. Авторы представляют личность как совокупность связанных между собой качеств, объединяемых в 16 интегративных групп:

    1. гуманность;
    2. коллективистичность;
    3. трудолюбие;
    4. честность;
    5. сообразительность;
    6. любознательность;
    7. эрудированность;
    8. объективность;
    9. самостоятельность;
    10. самообладание;
    11. решительность;
    12. требовательность;
    13. оптимистичность;
    14. восприимчивость;
    15. эстетичность;
    16. совестливость.

Этот перечень ведущих качеств личности определяет генеральные задачи воспитания, а их формирование лежит в основе Программы воспитательной работы.

Программа реализует концепцию содержания воспитания, изложенную выше. Содержание Программы учитывает также законы развития личности и индивидуальности, в соответствии с которыми в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования определенных качеств, совокупность которых обуславливает духовный мир растущего человека. Поэтому для каждой группы классов - начальных, средних, подростковых и старших - предложена система просвещения и деятельности, выделены ведущие воспитательные задачи, гарантирующие формирование у школьников основ гуманитарной культуры.

Для эксперимента по отработке данного в Программе содержания воспитательной работы выбраны три, достаточно различные по своей целевой направленности экспериментальные площадки:

средняя школа № 59 г. Ярославля - культурологический социально-педагогический комплекс;
средняя школа № 18 г. Рыбинска - гуманитарно-музыкальный комплекс "гимназия - детский сад";
средняя школа № 70 г. Ярославля - авторская школа адаптирующей педагогики.

Общая модель реализации Программы включает:

целеполагание как систему формирования ведущих интегративных качеств, определяющую и диагностику, и содержание воспитательной деятельности, и систему педагогических отношений, и характер деятельности воспитанников;
непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание (качества, которые надо формировать у школьников, систематически отслеживаются и отражаются в картах воспитанности);
содержание практической деятельности педагогов и воспитанников (представляет собой систему разнообразных дел, поручений, заданий, традиций, определяющих социально ценный жизненный опыт детей и духовную атмосферу школы);
содержание просвещения в области культуры, педагогики и психологии, обеспечивающее развитие духовности школьника и его сознательное участие в воспитательном процессе;
взаимосвязь индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
педагогизацию воспитательной среды в микрорайоне;
обеспечение необходимых педагогических условий для достижения достаточной результативности педагогического труда, развития педагогической культуры учителей и воспитателей.

Содержание Программы в школе № 59 г. Ярославля реализуется тремя внутренними воспитательными институтами:

институтом классных руководителей, которые формируют классные воспитательные коллективы, реализуют на уровне класса содержание Программы, выполняют координирующие функции по отношению ко всем воспитывающим факторам;
институтом социальных педагогов, организующих культурный досуг детей (вторая половина дня), физкультурно-оздоровительную работу, осуществляющих посреднические функции между школой и семьей;
системой воспитательных центров, включающих 52 детских клубных разновозрастных объединения.

Воспитательный центр - это объединение родственных форм и методов клубной работы с целью их координации и упорядочения. Во главе центра стоит руководитель, который осуществляет планирование и координацию всей работы и связь с администрацией школы. В частности, в школе № 59 действуют семь воспитательных центров:

музыкально-эстетический центр - студии эстрадного вокала, танцевальная, вокальная, детский оркестр "Радуга", ансамбль скрипачей, вокально-инструментальный ансамбль;
центр театрального искусства - драматический кружок, клуб юного актера, фольклорный клуб, клуб любителей кино и видео;
центр изобразительного искусства и прикладного творчества - изостудия, кружки "Мастерица", художественной вышивки, декоративно-прикладного творчества, резьбы по дереву, вязания, филейной вышивки, работ по стеклу. В течение учебного года проводятся выставки творческих работ центра;
центр нравственной культуры - родительский университет, воскресная школа, центр милосердия, девичий клуб ЛИК;
читательский центр - библиотека, клуб библиофилов, клуб сказки, литературная гостиная;
центр физической культуры - секции баскетбола, культуризма, настольного тенниса, восточных единоборств, кружок нетрадиционной медицины;
экологический центр - школьное лесничество "Сосенка", лекторские группы среднего и старшего звена, лекторская группа Яковлевского лесничества, кружок орнитологов, аквариумистов, кружок любителей комнатных растений, клуб "Экология и культура".

Содержание деятельности социальных педагогов и центров отражает в целом всю тематику Программы, но работа ведется в основном с разновозрастными группами учащихся.

Система работы классных руководителей по реализации содержания Программы основана на принципе комплексности воспитательных воздействий.

Организационно структура воспитательных мероприятий в классах и в целом в школе составляет годовой цикл четырех комплексных воспитательных периодов (коллективных творческих дел - КТД по Иванову - Караковскому): "Истина", "Красота", "Интеллект", "Добро".

КТД "Истина" представляет собой систему мероприятий педагогической и психологической диагностики и самодиагностики качеств личности, индивидуальных интересов и способностей, профессиональной ориентации, выходов на самоопределение и самовоспитание.

КТД "Красота" объединяет во взаимосвязанный комплекс все мероприятия по эстетическому воспитанию, формированию культа прекрасного в жизни, искусстве, природе и заканчивается итоговыми праздниками, фестивалями, смотрами.

В КТД "Интеллект" учебные задачи школы трансформируются в совокупность интересных познавательных, творческих и соревновательных мероприятий, выливаются в интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады. Одновременно подводятся итоги учебного года по интеллектуальному развитию школьников.

КТД "Добро" направлено на восстановление в нашем обществе общечеловеческих ценностей: добра, совести, милосердия - того, что составляет основу духовности нашего народа.

Еще одна структура больших форм воспитательной работы - это проведение общенародных и общекультурных праздников, направленных на восстановление русских национальных культурных традиций ("Святки", "Масленица", "Троица"), позволяющих подвести итоги, украсить жизнь ("Праздник урожая", "Живи, Земля", День знаний, День здоровья и др.).

Через эти "большие формы" осуществляется целостное комплексное воздействие на коллектив и отдельную личность, на ее интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы. В комплексных делах участвуют все учащиеся с первого по одиннадцатый класс, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, разнообразные друзья школы. Благодаря такому разновозрастному составу удовлетворяются естественные потребности ребят в творческом самовыражении, в общении, в коллективе.

Первые шаги по реализации Программы свидетельствуют об эффективности ее использования. Повысились некоторые показатели уровня воспитанности школьников, вовлечено в разнообразную деятельность большинство "трудных" ребят, выходят на уровень осознания проблем социальной заботы о детях классные руководители и воспитатели.

Ниже приводится краткое содержание Программы воспитательной работы по классам.