СТИМУЛИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ УСИЛИИ ТРУДНОГО ПОДРОСТКА

Приемы индивидуального воздействия

        1.Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:

раскрыть его возможности, умения;
убедить в необходимости предстоящей работы;
раскрыть перспективы его усилий;
определить содержание конкретных видов труда.

        2.Активизация волевой установки:

глубокая мотивировка целей;
разработка правил повседневного эффективного труда.

        3.Одобрение первых успехов в деятельности:

некоторое завышение оценки положительных результатов деятельности подростка;
ситуация успеха.

        4.Щажение самолюбия:

подготовка специальных заданий;
отдельное опрашивание;
сообщение классу только положительных результатов его работы.

        5.Подчеркивание неизбежности выполнения задания:

точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе;
сочетание требовательности и доверия.

        6.Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля:

помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их ("Подумай, прочитай это правило, ошибка здесь").

        7.Стимулирование усилий на 'немедленное выполнение задания:

перестройка мотива;
побуждение выполнить задание тотчас же (доброжелательная индивидуальная беседа, похвала - побуждение к выполнению принятого решения, конкретная помощь в преодолении трудностей в учении, труде, привлечение внимания школьника к общественному мнению коллектива и педагогов, ориентация на положительный опыт, подчеркивание доверия к подростку, побуждение к самоконтролю, положительная оценка волевых усилий в присутствии коллектива, побуждение коллектива к похвале товарища).

Условия действенности приемов (по Верцинской)

 
Приемы

Условие, обеспечивающее действенность приема

Волевое качество, которе развивается в результате соответствия приема педагогическому условию

1.Мобилизация внутренних сил на выполнение задания Сплоченность коллектива и высокий уровень организации его деятельности Самодисциплина
2.Активизация волевой установки Единство перспективных линий развития коллектива и личности Целеустремленность
3.Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания Сознательная дисциплина в коллективе, четкая последовательность учебных заданий и общественных поручений. Самодисциплина
4.Одобрение первых успехов деятельности Обеспечение успеха в деятельности на основе применения положительных качеств, сил и способностей подростка Уверенность в себе
5. Щажение самолюбия Атмосфера эмоционального комфорта в коллективе Требовательность к себе
6.Подчеркивание неизбежности выполнепия задания Строгая система контроля и отчетности Добросовестность
7. Предупрегкдение ошибок путем стимулирования самоконтроля Педагогический образец, положительный пример правильного выполнения задания, поручения Самоконтроль

Дифференцированно - групповой подход в процессе обучения

В процессе контроля за подготовкой учащихся рекомендуется

создание атмосферы доброжелательности при опросе ученика;
снижение темпа опроса, разрешение больше времени готовиться у доски, делать предварительные записи;
дать ученику примерный план ответа, наводящие контрольные вопросы, помогающие последовательно излагать знания;
дать наглядные пособия, схемы, планы, помогающие изложить суть вопроса и явления, понятия, закона и т. д.;
стимулировать оценкой, подбадриванием, записью в дневнике.

При изложении нового материала рекомендуется:

возбудить интерес к усвоению темы (приведение аналогии, показ применения изученного материала в жизни);
более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение сильных учащихся для разъяснения в случае затруднений;
привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий (плакатов, схем, демонстрация), помогающих уяснить суть объясняемого материала, облегчающих переход от наглядно-образного мышления к понятийно-абстрактному;
привлечение слабоуспевающих к высказыванию предположений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказываниям сильных учеников.

В ходе самостоятельной работы на уроке рекомендуется:

дать на начальной стадии ряд заданий, более простых, менее вариантных, аналогичных ранее выполненным;
разбивка задания на разные этапы, выделение в сложных заданиях более простых и т. д.;
указание на аналогичное задание, выполненное ранее;
указание на необходимость актуализировать то или иное действие, формулу, закон, правило, определение;
указание приема или способа выполнения задания;
ссылка на правило, свойство и пример, которое необходимо для решения задачи, выполнения упражнений;
инструктирование о более рациональных путях выполнения заданий, о требованиях к выполнению работы;
стимулирование самостоятельных действий, указание на успехи деятельности;
более тщательный контроль за деятельностью слабоуспевающих, указание на ошибки, проверка их исправления.

При организации самостоятельной работы вне класса рекомендуется:

выбор более рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
более подробное объяснение порядка выполнения задания;
предположение о возможных затруднениях;
дать карточки-консультации, помогающие восполнить пробелы в знаниях, карточки с направляющим планом действий;
дать задание по повторению материала, который потребуется для лучшего усвоения новой темы;
в необходимых случаях составление индивидуального плана ликвидации пробелов в знаниях и умениях: (задание, срок выполнения, контрольный вопрос).