1.Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:
раскрыть его возможности, умения; | |
убедить в необходимости предстоящей работы; | |
раскрыть перспективы его усилий; | |
определить содержание конкретных видов труда. |
2.Активизация волевой установки:
глубокая мотивировка целей; |
разработка правил повседневного эффективного труда. |
3.Одобрение первых успехов в деятельности:
некоторое завышение оценки положительных результатов деятельности подростка; | |
ситуация успеха. |
4.Щажение самолюбия:
подготовка специальных заданий; | |
отдельное опрашивание; | |
сообщение классу только положительных результатов его работы. |
5.Подчеркивание неизбежности выполнения задания:
точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе; | |
сочетание требовательности и доверия. |
6.Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля:
помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их ("Подумай, прочитай это правило, ошибка здесь"). |
7.Стимулирование усилий на 'немедленное выполнение задания:
перестройка мотива; | |
побуждение выполнить задание тотчас же (доброжелательная индивидуальная беседа, похвала - побуждение к выполнению принятого решения, конкретная помощь в преодолении трудностей в учении, труде, привлечение внимания школьника к общественному мнению коллектива и педагогов, ориентация на положительный опыт, подчеркивание доверия к подростку, побуждение к самоконтролю, положительная оценка волевых усилий в присутствии коллектива, побуждение коллектива к похвале товарища). |
Приемы |
Условие, обеспечивающее действенность приема |
Волевое качество, которе развивается в результате соответствия приема педагогическому условию |
1.Мобилизация внутренних сил на выполнение задания | Сплоченность коллектива и высокий уровень организации его деятельности | Самодисциплина |
2.Активизация волевой установки | Единство перспективных линий развития коллектива и личности | Целеустремленность |
3.Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания | Сознательная дисциплина в коллективе, четкая последовательность учебных заданий и общественных поручений. | Самодисциплина |
4.Одобрение первых успехов деятельности | Обеспечение успеха в деятельности на основе применения положительных качеств, сил и способностей подростка | Уверенность в себе |
5. Щажение самолюбия | Атмосфера эмоционального комфорта в коллективе | Требовательность к себе |
6.Подчеркивание неизбежности выполнепия задания | Строгая система контроля и отчетности | Добросовестность |
7. Предупрегкдение ошибок путем стимулирования самоконтроля | Педагогический образец, положительный пример правильного выполнения задания, поручения | Самоконтроль |
Дифференцированно
- групповой подход в процессе обученияВ процессе контроля за подготовкой учащихся рекомендуется
создание атмосферы доброжелательности при опросе ученика; | |
снижение темпа опроса, разрешение больше времени готовиться у доски, делать предварительные записи; | |
дать ученику примерный план ответа, наводящие контрольные вопросы, помогающие последовательно излагать знания; | |
дать наглядные пособия, схемы, планы, помогающие изложить суть вопроса и явления, понятия, закона и т. д.; | |
стимулировать оценкой, подбадриванием, записью в дневнике. |
При изложении нового материала рекомендуется:
возбудить интерес к усвоению темы (приведение аналогии, показ применения изученного материала в жизни); | |
более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение сильных учащихся для разъяснения в случае затруднений; | |
привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий (плакатов, схем, демонстрация), помогающих уяснить суть объясняемого материала, облегчающих переход от наглядно-образного мышления к понятийно-абстрактному; | |
привлечение слабоуспевающих к высказыванию предположений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказываниям сильных учеников. |
В ходе самостоятельной работы на уроке рекомендуется:
дать на начальной стадии ряд заданий, более простых, менее вариантных, аналогичных ранее выполненным; | |
разбивка задания на разные этапы, выделение в сложных заданиях более простых и т. д.; | |
указание на аналогичное задание, выполненное ранее; | |
указание на необходимость актуализировать то или иное действие, формулу, закон, правило, определение; | |
указание приема или способа выполнения задания; | |
ссылка на правило, свойство и пример, которое необходимо для решения задачи, выполнения упражнений; | |
инструктирование о более рациональных путях выполнения заданий, о требованиях к выполнению работы; | |
стимулирование самостоятельных действий, указание на успехи деятельности; | |
более тщательный контроль за деятельностью слабоуспевающих, указание на ошибки, проверка их исправления. |
При организации самостоятельной работы вне класса рекомендуется:
выбор более рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; | |
более подробное объяснение порядка выполнения задания; | |
предположение о возможных затруднениях; | |
дать карточки-консультации, помогающие восполнить пробелы в знаниях, карточки с направляющим планом действий; | |
дать задание по повторению материала, который потребуется для лучшего усвоения новой темы; | |
в необходимых случаях составление индивидуального плана ликвидации пробелов в знаниях и умениях: (задание, срок выполнения, контрольный вопрос). |