1.Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:
![]() | раскрыть его возможности, умения; |
![]() | убедить в необходимости предстоящей работы; |
![]() | раскрыть перспективы его усилий; |
![]() | определить содержание конкретных видов труда. |
2.Активизация волевой установки:
![]() | глубокая мотивировка целей; |
![]() | разработка правил повседневного эффективного труда. |
3.Одобрение первых успехов в деятельности:
![]() | некоторое завышение оценки положительных результатов деятельности подростка; |
![]() | ситуация успеха. |
4.Щажение самолюбия:
![]() | подготовка специальных заданий; |
![]() | отдельное опрашивание; |
![]() | сообщение классу только положительных результатов его работы. |
5.Подчеркивание неизбежности выполнения задания:
![]() | точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе; |
![]() | сочетание требовательности и доверия. |
6.Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля:
![]() | помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их ("Подумай, прочитай это правило, ошибка здесь"). |
7.Стимулирование усилий на 'немедленное выполнение задания:
![]() | перестройка мотива; |
![]() | побуждение выполнить задание тотчас же (доброжелательная индивидуальная беседа, похвала - побуждение к выполнению принятого решения, конкретная помощь в преодолении трудностей в учении, труде, привлечение внимания школьника к общественному мнению коллектива и педагогов, ориентация на положительный опыт, подчеркивание доверия к подростку, побуждение к самоконтролю, положительная оценка волевых усилий в присутствии коллектива, побуждение коллектива к похвале товарища). |
Приемы |
Условие, обеспечивающее действенность приема |
Волевое качество, которе развивается в результате соответствия приема педагогическому условию |
1.Мобилизация внутренних сил на выполнение задания | Сплоченность коллектива и высокий уровень организации его деятельности | Самодисциплина |
2.Активизация волевой установки | Единство перспективных линий развития коллектива и личности | Целеустремленность |
3.Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания | Сознательная дисциплина в коллективе, четкая последовательность учебных заданий и общественных поручений. | Самодисциплина |
4.Одобрение первых успехов деятельности | Обеспечение успеха в деятельности на основе применения положительных качеств, сил и способностей подростка | Уверенность в себе |
5. Щажение самолюбия | Атмосфера эмоционального комфорта в коллективе | Требовательность к себе |
6.Подчеркивание неизбежности выполнепия задания | Строгая система контроля и отчетности | Добросовестность |
7. Предупрегкдение ошибок путем стимулирования самоконтроля | Педагогический образец, положительный пример правильного выполнения задания, поручения | Самоконтроль |
Дифференцированно
- групповой подход в процессе обученияВ процессе контроля за подготовкой учащихся рекомендуется
![]() | создание атмосферы доброжелательности при опросе ученика; |
![]() | снижение темпа опроса, разрешение больше времени готовиться у доски, делать предварительные записи; |
![]() | дать ученику примерный план ответа, наводящие контрольные вопросы, помогающие последовательно излагать знания; |
![]() | дать наглядные пособия, схемы, планы, помогающие изложить суть вопроса и явления, понятия, закона и т. д.; |
![]() | стимулировать оценкой, подбадриванием, записью в дневнике. |
При изложении нового материала рекомендуется:
![]() | возбудить интерес к усвоению темы (приведение аналогии, показ применения изученного материала в жизни); |
![]() | более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение сильных учащихся для разъяснения в случае затруднений; |
![]() | привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий (плакатов, схем, демонстрация), помогающих уяснить суть объясняемого материала, облегчающих переход от наглядно-образного мышления к понятийно-абстрактному; |
![]() | привлечение слабоуспевающих к высказыванию предположений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказываниям сильных учеников. |
В ходе самостоятельной работы на уроке рекомендуется:
![]() | дать на начальной стадии ряд заданий, более простых, менее вариантных, аналогичных ранее выполненным; |
![]() | разбивка задания на разные этапы, выделение в сложных заданиях более простых и т. д.; |
![]() | указание на аналогичное задание, выполненное ранее; |
![]() | указание на необходимость актуализировать то или иное действие, формулу, закон, правило, определение; |
![]() | указание приема или способа выполнения задания; |
![]() | ссылка на правило, свойство и пример, которое необходимо для решения задачи, выполнения упражнений; |
![]() | инструктирование о более рациональных путях выполнения заданий, о требованиях к выполнению работы; |
![]() | стимулирование самостоятельных действий, указание на успехи деятельности; |
![]() | более тщательный контроль за деятельностью слабоуспевающих, указание на ошибки, проверка их исправления. |
При организации самостоятельной работы вне класса рекомендуется:
![]() | выбор более рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; |
![]() | более подробное объяснение порядка выполнения задания; |
![]() | предположение о возможных затруднениях; |
![]() | дать карточки-консультации, помогающие восполнить пробелы в знаниях, карточки с направляющим планом действий; |
![]() | дать задание по повторению материала, который потребуется для лучшего усвоения новой темы; |
![]() | в необходимых случаях составление индивидуального плана ликвидации пробелов в знаниях и умениях: (задание, срок выполнения, контрольный вопрос). |