В настоящее время школа как никогда нуждается в рекомендациях и методических материалах для выполнения своей важнейшей функции - воспитания молодого поколения для новых политических, экономических и социальных условий.
Демократические преобразования, происходящие в нашем обществе, позволяют определить концептуальные положения перестройки воспитания в школе:
превращение школы Знаний в школу Воспитания; | |
постановка личности школьника в центр всей образовательной системы школы, целостность ее формирования; | |
гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; | |
развитие индивидуальности, творческих способностей ребенка; | |
возрождение русских национальных и культурных традиций. |
В традиционной, массовой школе, как известно, имеет место технократическое содержание образования, для которого характерен приоритет информации над духовностью, обучения над воспитанием. Преодоление этого перекоса общего среднего образования остается и для новой школы первой и основной задачей, которую предстоит решать в ближайшем будущем. Необходимо школу Знаний преобразовать в школу Воспитания. Большую роль в этом призвана сыграть экспериментальные и инновационные школы.
Решение данной проблемы начинается с осознания современных целей воспитания. В период перестройки цели воспитания, существовавшие в дореформенный период, подверглись пересмотру. Во-первых, были сняты идеологические лозунги типа "коммунистическая убежденность", "социалистическая дисциплина" и другие, т.е. проведена деидеологизация воспитания. Во-вторых, была переосмыслена идея всестороннего развития личности. Эта идея признана для современных условий как неосуществимая. Место всестороннего воспитания заняло более скромное - разностороннее.
Декларировавшаяся ранее цель гармонического воспитания осуществляется ныне в виде более конкретной и соответствующей современному моменту цели гуманизации и гуманитаризации образования.
В системе целей воспитания важное место занимает образ выпускника современной школы. В ряде работ ученых и практиков (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, О.С.Газман, Е.Н.Ильин, А.И.Кочетов, В.А.Караковский, С.Л.Соловейчик, А.Н.Тубельский, В.Д.Шадриков и др.) уже вырисовывается обобщенная модель выпускника школы, отвечающая новым условиям. Она включает следующие интегративные качества личности:
гуманизм, сориентированность на общечеловеческие, нравственные ценности: свободу, достоинство, честь, совесть, | |
трудолюбие, доброту, милосердие; | |
развитый интеллект; | |
высокий уровень самосознания, способность к самоопределению; | |
способность к самостоятельности, творчеству; | |
высокий уровень общей культуры, интеллигентность; | |
социальную ответственность; | |
гармонию индивидуального и социального, личного и общественного. |
Второй важнейший комплекс проблем касается содержания воспитания: оно должно быть деидеологизировано, деполитизировано, развернуто на личность ребенка, удовлетворение его интересов, сохранение здоровья, обеспечивать нравственное и эстетическое развитие ребенка. Вместе с тем оно не должно терять и общественную направленность. Следовательно, необходим отбор содержания воспитания, оптимальным образом удовлетворяющий всем противоречивым требованиям к процессу и решающий задачу наибольшей эффективности формирования разносторонне развитой личности. Принципиальными идеями для такого отбора могут служить следующие.
Гармоничность содержания: все стороны человеческой культуры должны быть представлены в программе воспитания.
Шедеврализм: личность ребенка должна познать все высшие достижения культуры, воспитываться на шедеврах мирового искусства.
Достаточность: содержание должно быть достаточно, чтобы гарантировать воспитание порядочного человека, не способного к аморальному образу жизни, достойно и счастливо живущего на Земле.
Адекватность: программа воспитания должна соответствовать возможностям, интересам и потребностям возрастного и индивидуального развития ребенка.
Скоординированность: четкое распределение содержания по основньм источникам воспитательных воздействий (родители, учителя, классные руководители, детский коллектив, сам ребенок).
Современность: содержание должно быть сориентировано на региональные особенности и современную социальную обстановку.
В содержании образования необходимо углублять и расширять деятельностный подход, создавать условия для разнообразной и полноценной деятельности учащихся. Предоставление ребенку максимума возможностей для выбора и инициативы, последовательное включение во все этапы деятельности (целеполагание, планирование, реализацию целей и анализ) будет способствовать формированию таких фундаментальных качеств личности, как свобода, инициативность, достоинство, трудолюбие, честность.
Наконец, третья группа проблем воспитания связана с перестройкой методов воспитательной работы. Такие крайности подходов и отношений, как авторитаризм и либерализм ("педагогика чрезмерной опеки"), "жесткий коллектив" и "свободное воспитание" должны быть вытеснены личностным подходом, дифференциацией и индивидуализацией воспитательных взаимодействий. Особое значение приобретает организация оптимального учета и использование группового (коллективного) воспитания. В условиях приоритета личности ребенка в учебно-воспитательном процессе коллективное воспитание должно в максимальной степени способствовать расцвету личности, органически соединять интересы личности и общества. Это должно быть коллективное, но личностно-ориентированное, гуманистическое воспитание, в котором иерархия принуждения в триаде "школа-учитель-ученик" заменяется сотрудничеством, сотворчеством, соуправлением. Хорошим ориентиром на этом пути может служить "Конвенция о правах ребенка", принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.
В заключение отметим, что высшим уровнем и результатом обновления воспитания в школе будет его переход в самовоспитание - сознательное управление ребенком своим развитием.