I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В КСПК

    Главная тенденция современной школы - превращение ее в Школу Воспитывающую - реализуется в создаваемой системе воспитания в КСПК.
   Компоненты системы. Воспитательная система КСПК предполагает единство воспитания в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной деятельности и в социуме; она включает:

целеполагание как систему формирования ведущих интегративных качеств, определяющую и диагностику, и содержание воспитательной деятельности, и систему педагогических отношений, и характер деятельности воспитанников;
содержание практической деятельности педагогов и воспитанников (представляет собой систему разнообразных дел, поручений, заданий, традиций, определяющих социально ценный жизненный опыт детей и духовную атмосферу школы);
содержание просвещения в области культуры, педагогики и психологии, обеспечивающее развитие духовности школьника и его сознательное участие в воспитательном процессе;
совокупность методов и форм, адекватных современным условиям (взаимосвязь индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания);
педагогизацию воспитательной среды в микрорайоне;
непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание (качества, которые надо формировать у школьников, систематически отслеживаются и отражаются в картах воспитанности);
обеспечение необходимых педагогических условий для достижения достаточной результативности педагогического труда, развития педагогической культуры учителей и воспитателей.

    Концептуальные особенности. Воспитательная система школы №59 - система открытая. Школа находится в городском спальном районе-новостройке со слабо развитой социально-культурной сферой. Эти показатели ориентируют школу стать учреждением, компенсирующим недостаток культурной сферы микрорайона. Среда выступает и как компонент самой системы. Взаимодействуя с институтами семьи, правопорядка, социальной защиты, лесничеством, детскими садами и другими, школа включается в преобразование среды (охрана природы, забота о лесе, детском саде, помощь престарелым и др.), органически включается в национально-региональный уклад жизни.
    Воспитательная система школы является гуманистической. Она ориентирована на личность ребенка, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности; на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними; на самопознание и самовоспитание ребенка; на создание в школе обстановки социальной защищенности, взаимодействия и взаимопонимания, творческого содружества.
    Воспитательная система школы — развивающаяся система. В процессе работы постоянно конкретизируются цели воспитания на основе ориентировочных моделей выпускников начальной, средней (V-VI, VII-VIII классов) и старшей школы; расширяются ведущие виды деятельности (дифференциация обучения на основе интересов, клубная деятельность и работа по месту жительства также с учетом и на основе детских интересов); действует внутришкольная и территориальная социальные службы, координирующие и совершенствующие отношения и взаимодействие школы с окружающей средой.

   Цели воспитания. Педагогический коллектив осуществляет решительный поворот в личности ребенка. Личность школьника становится целью всей педагогической системы, а не средством, с помощью которого прежде педагоги реализовывали отчужденные от ребенка абстрактные планы. Человекоориентированная школа обеспечивает не только подготовку школьника к будущей жизни, но и полноценное проживание им каждого возрастного периода.
    Приоритетной целью воспитания в КСПК является формирование базовой гуманитарной культуры личности, основывающейся на общечеловеческих этических и эстетических ценностях Истины, Добра и Красоты. Это означает воспитание гуманизма, честности и чести, достоинства, совести, трудолюбия, развития эстетических взглядов, вкусов, формирования творческой гуманной, интеллектуальной личности. Система целей воспитания воплощена в разработанных и принятых коллективом моделях личности учащихся по возрастным ступеням.

    Содержание воспитания. Системообразующую основу воспитания представляет "Программа воспитательной работы", разработанная авторским коллективом ученых и педагогов комплекса под руководством профессора А.И. Кочетова. Программа исходит из целевых установок модели личности и опирается на то, что в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования требуемых качеств. Для каждой группы классов введены основные воспитательные задачи:
        I-III классы: опора на ведущие виды деятельности (познавательную, игровую, общественно-полезную); создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни групп, правилам поведения;
        V-VI классы: переориентация с детских норм поведения на взрослые; опоры на виды деятельности, способствующие самоутверждению (общественные, спортивные, художественно-эстетические и др.); развитие деятельности общения;
        VII-VIII классы: создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом ее возможностей, развитие уважительных отношении мальчиков и девочек; приобщение подростков к материально вознаграждаемому труду;
        IX-XI классы: создание условий для социального самоопределения подростков на будущее; развитие диалектического взгляда на сущность вещей и явлений, преодоление нравственного максимализма, воспитание культа знаний, труда, здоровья, семьи.
        Для выполнения этих задач "Программа воспитания в КСПК" предлагает систему просвещения и деятельности, обеспечивающую преемственность содержания воспитания и его связь с учебными предметами, в которой предусмотрены:

система формирования ведущих качеств личности;
просвещение в области этической и эстетической культуры;
практическая деятельность учащихся в системе дел, традиций, заданий;
оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
непрерывная педагогическая диагностика, постепенно переходящая в самодиагностику, самопознание, самовоспитание.

Содержание внеклассной, внеурочной деятельности учащихся имеет в КСПК особый смысл, оно призвано:

сделать досуговую деятельность второй половины дня учащихся управляемой и подчиненной целям воспитания;
продолжить и дополнить теоретическое усвоение культурологических направлений в практических применениях;
удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности;
предоставить детям дополнительные возможности для самоопределения в учебной работе.

    Методы и формы деятельности. Применение разнообразных методов и форм является одним из путей активизации и интенсификации воспитания. Но, не будучи подчинено единой системе, разнообразие переходит в эклектическую смесь, не дающую эффекта.

    Система деятельности воспитателей и воспитуемых в КСПК основана на четырех составляющих подсистемах, вплетающихся одна в другую, но имеющих свои отличительные системные линии.
    Первой из этих подсистем является логика возрастного развития методов и форм воспитательной работы, заложенная в "Программе воспитания" классного руководителя. В начальной школе это организация коллективных игровых действий детей, мероприятия с родителями, включение детей в наглядно-практическую деятельность. В среднем эвене в полной мере используются методы убеждения и положительной стимуляции хороших поступков, помощь в самоопределении. Наконец, в старшей ступени преобладают самодеятельность и творчество учащихся, опора на активную жизненную позицию молодых людей.

    Вторая подсистема является циклической, замкнутой в промежутке учебного года. Основной циклической структурой воспитательных мероприятий КСПК является годовой цикл из четырех тематических периодов, обобщенная проблематика которых выражена в понятиях: "Истина", "Красота", "Интеллект", "Добро".
    Воспитательный период "Истина" представляет собой систему мероприятий педагогической и психологической диагностики и самодиагностики качеств личности, индивидуальных интересов и способностей, профессиональной ориентации, выходов на самоопределение и самовоспитание.
    Тематический период "Красота" объединяет во взаимосвязанный комплекс все мероприятия по эстетическому воспитанию, формированию культа прекрасного в жизни, искусстве, и заканчивается итоговыми праздниками, фестивалями, смотрами.
    В периоде "Интеллект" учебные задачи школы трансформируются в совокупность интересных познавательных, творческих и соревновательных мероприятий, выливаются в интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады. Одновременно подводятся итоги учебного года по интеллектуальному развитию школьников.
    Период "Добро" направлен на восстановление в нашем обществе общечеловеческих ценностей: добра, совести, милосердия - того, что составляет основу духовности нашего народа.

    Третью подсистему больших форм воспитательной работы представляет проведение общенародных и общекультурных праздников. Они направлены на восстановление русских национальных культурных традиций ("Святки", "Масленица", "Троица"), позволяют подвести итоги, украсить жизнь ("Праздник урожая", "Живи, Земля", День Знаний, День Здоровья и др.).

    Четвертой составляющей системы воспитания в КСПК деятельности служит самоуправленческая общественная деятельность учащихся (в сотрудничестве со взрослыми). Ее составляют выполнение общественных поручений, участие в самоуправленческих органах, собрания, заседания, выборы, отчеты, конференции на различных уровнях: кружковом, классном по параллелям, ступеням, общешкольном и микрорайоном.

    Через эти большие подсистемы осуществляется целостное воздействие на коллектив и отдельную личность, на ее интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы. В комплексных делах, праздниках, самоуправленческих акциях участвуют все учащиеся с первых по одиннадцатые классы, учителя, родители, выпускники прошлых лет, разнообразные друзья школы. В таком разновозрастном общении укрепляются естественные потребности ребят в творческом самовыражении, в общении, в коллективе.

Литература

    Актуальные проблемы социального воспитания.- Москва-Запорожье, 1990.
    Арутюнян М.Ю, Здравомыслова О.М., Шурыгина И.И. Учителя и ученики: два мира? Книга для учителя. - М.,
1992.
    Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М., 1982.
    Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя.- М., 1984.
    Бочарова В.Г. Подросток и взрослый: зона доверия /Народное образование.- 1990.- № 9.
    Воспитание учащихся по месту жительства
/ Под ред. В.Г. Бочаровой, М.М. Плоткина.- М., 1987.
    Воспитательная система школы. Проблемы и поиски.- М.: Знание, 1989. Вопросы воспитания: системный подход / Под ред. Л.И. Новиковой.- М., 1981.
    Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя.- М., 1992.
    Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса.- М., 1993.
    Конвенция о правах ребенка // Советская педагогика.- 1991.-№ 10.
    Концепция воспитания учащейся молодежи / А.А. Бодалев, Л.И. Новикова и др.// Педагогика.- 1992.- № 3.
    Легенький Г.И. Цель и способы воспитания.- М.,
1990.
    Новикова Л. И. Школа и среда.- М.: Знание, 1985.
    Новое педагогические мышление / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Педагогика, 1989.
    Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей).- 1995.
    Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды.- М., 1986.
    Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников.- М., 1986.
    Шварцман К. А. Философия и воспитание.- М., 1989.
    Яковлев Ю. А. Ваши права, дети.- М., 1992.