Главная тенденция современной школы
- превращение ее в Школу Воспитывающую - реализуется в создаваемой системе воспитания в КСПК.целеполагание как систему формирования ведущих интегративных качеств, определяющую и диагностику, и содержание воспитательной деятельности, и систему педагогических отношений, и характер деятельности воспитанников; | |
содержание практической деятельности педагогов и воспитанников (представляет собой систему разнообразных дел, поручений, заданий, традиций, определяющих социально ценный жизненный опыт детей и духовную атмосферу школы); | |
содержание просвещения в области культуры, педагогики и психологии, обеспечивающее развитие духовности школьника и его сознательное участие в воспитательном процессе; | |
совокупность методов и форм, адекватных современным условиям (взаимосвязь индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания); | |
педагогизацию воспитательной среды в микрорайоне; | |
непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание (качества, которые надо формировать у школьников, систематически отслеживаются и отражаются в картах воспитанности); | |
обеспечение необходимых педагогических условий для достижения достаточной результативности педагогического труда, развития педагогической культуры учителей и воспитателей. |
Концептуальные особенности. Воспитательная система школы №
59 - система открытая. Школа находится в городском спальном районе-новостройке со слабо развитой социально-культурной сферой. Эти показатели ориентируют школу стать учреждением, компенсирующим недостаток культурной сферы микрорайона. Среда выступает и как компонент самой системы. Взаимодействуя с институтами семьи, правопорядка, социальной защиты, лесничеством, детскими садами и другими, школа включается в преобразование среды (охрана природы, забота о лесе, детском саде, помощь престарелым и др.), органически включается в национально-региональный уклад жизни. Цели воспитания. Педагогический
коллектив осуществляет решительный поворот в
личности ребенка. Личность школьника становится
целью всей педагогической системы, а не
средством, с помощью которого прежде педагоги
реализовывали отчужденные от ребенка
абстрактные планы. Человекоориентированная
школа обеспечивает не только подготовку
школьника к будущей жизни, но и полноценное
проживание им каждого возрастного периода.
Приоритетной целью воспитания в КСПК
является формирование базовой гуманитарной
культуры личности, основывающейся на
общечеловеческих этических и эстетических
ценностях Истины, Добра и Красоты. Это означает
воспитание гуманизма, честности и чести,
достоинства, совести, трудолюбия, развития
эстетических взглядов, вкусов, формирования
творческой гуманной, интеллектуальной личности.
Система целей воспитания воплощена в
разработанных и принятых коллективом моделях
личности учащихся по возрастным ступеням.
Содержание воспитания.
Системообразующую основу воспитания
представляет "Программа воспитательной
работы", разработанная авторским коллективом
ученых и педагогов комплекса под руководством
профессора А.И. Кочетова. Программа исходит из
целевых установок модели личности и опирается на
то, что в каждом возрасте создаются особо
благоприятные предпосылки для формирования
требуемых качеств. Для каждой группы классов
введены основные воспитательные задачи:
I-III классы: опора
на ведущие виды деятельности (познавательную,
игровую, общественно-полезную); создание условий
для успеха, формирование ценностного отношения к
нормам жизни групп, правилам поведения;
V-VI классы:
переориентация с детских норм поведения на
взрослые; опоры на виды деятельности,
способствующие самоутверждению (общественные,
спортивные, художественно-эстетические и др.);
развитие деятельности общения;
VII-VIII классы:
создание необходимых условий для
самоутверждения личности в коллективе с учетом
ее возможностей, развитие уважительных
отношении мальчиков и девочек; приобщение
подростков к материально вознаграждаемому
труду;
IX-XI классы: создание
условий для социального самоопределения
подростков на будущее; развитие диалектического
взгляда на сущность вещей и явлений, преодоление
нравственного максимализма, воспитание культа
знаний, труда, здоровья, семьи.
Для выполнения этих задач
"Программа воспитания в КСПК" предлагает
систему просвещения и деятельности,
обеспечивающую преемственность содержания
воспитания и его связь с учебными предметами, в
которой предусмотрены:
система формирования ведущих качеств личности; | |
просвещение в области этической и эстетической культуры; | |
практическая деятельность учащихся в системе дел, традиций, заданий; | |
оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания; | |
непрерывная педагогическая диагностика, постепенно переходящая в самодиагностику, самопознание, самовоспитание. |
Содержание внеклассной, внеурочной деятельности учащихся имеет в КСПК особый смысл, оно призвано:
сделать досуговую деятельность второй половины дня учащихся управляемой и подчиненной целям воспитания; | |
продолжить и дополнить теоретическое усвоение культурологических направлений в практических применениях; | |
удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности; | |
предоставить детям дополнительные возможности для самоопределения в учебной работе. |
Методы и формы деятельности. Применение разнообразных методов и форм является одним из путей активизации и интенсификации воспитания. Но, не будучи подчинено единой системе, разнообразие переходит в эклектическую смесь, не дающую эффекта.
Система деятельности воспитателей и
воспитуемых в КСПК основана на четырех
составляющих подсистемах, вплетающихся одна в
другую, но имеющих свои отличительные системные
линии.
Первой из этих подсистем является
логика возрастного развития методов и форм
воспитательной работы, заложенная в
"Программе воспитания" классного
руководителя. В начальной школе это организация
коллективных игровых действий детей,
мероприятия с родителями, включение детей в
наглядно-практическую деятельность. В среднем
эвене в полной мере используются методы
убеждения и положительной стимуляции хороших
поступков, помощь в самоопределении. Наконец, в
старшей ступени преобладают самодеятельность и
творчество учащихся, опора на активную жизненную
позицию молодых людей.
Вторая подсистема является
циклической, замкнутой в промежутке учебного
года. Основной циклической структурой
воспитательных мероприятий КСПК является
годовой цикл из четырех тематических периодов,
обобщенная проблематика которых выражена в
понятиях: "Истина", "Красота",
"Интеллект", "Добро".
Воспитательный период "Истина"
представляет собой систему мероприятий
педагогической и психологической диагностики и
самодиагностики качеств личности,
индивидуальных интересов и способностей,
профессиональной ориентации, выходов на
самоопределение и самовоспитание.
Тематический период "Красота"
объединяет во взаимосвязанный комплекс все
мероприятия по эстетическому воспитанию,
формированию культа прекрасного в жизни,
искусстве, и заканчивается итоговыми
праздниками, фестивалями, смотрами.
В периоде "Интеллект" учебные
задачи школы трансформируются в совокупность
интересных познавательных, творческих и
соревновательных мероприятий, выливаются в
интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады.
Одновременно подводятся итоги учебного года по
интеллектуальному развитию школьников.
Период "Добро" направлен на
восстановление в нашем обществе
общечеловеческих ценностей: добра, совести,
милосердия - того, что составляет основу
духовности нашего народа.
Третью подсистему больших форм воспитательной работы представляет проведение общенародных и общекультурных праздников. Они направлены на восстановление русских национальных культурных традиций ("Святки", "Масленица", "Троица"), позволяют подвести итоги, украсить жизнь ("Праздник урожая", "Живи, Земля", День Знаний, День Здоровья и др.).
Четвертой составляющей системы воспитания в КСПК деятельности служит самоуправленческая общественная деятельность учащихся (в сотрудничестве со взрослыми). Ее составляют выполнение общественных поручений, участие в самоуправленческих органах, собрания, заседания, выборы, отчеты, конференции на различных уровнях: кружковом, классном по параллелям, ступеням, общешкольном и микрорайоном.
Через эти большие подсистемы осуществляется целостное воздействие на коллектив и отдельную личность, на ее интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы. В комплексных делах, праздниках, самоуправленческих акциях участвуют все учащиеся с первых по одиннадцатые классы, учителя, родители,
выпускники прошлых лет, разнообразные друзья школы. В таком разновозрастном общении укрепляются естественные потребности ребят в творческом самовыражении, в общении, в коллективе.Актуальные проблемы социального воспитания
.- Москва-Запорожье, 1990.