Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых во внеурочной и внешкольной воспитательной работе. По существу, воспитательная работа классного руководителя строится как система организуемых им мероприятий. Это и классные собрания, классные часы, встречи, вечера, КВН, КТД, экскурсии, походы и т.д. Значение этого способа организации деятельности учащихся состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Поэтому каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.
Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий: анализ обстановки, определение цели, планирование, подготовку, непосредственное воспитательное воздействие на детей и так называемое "последействие", т.е. анализ состоятельности данного мероприятия по реализации поставленных педагогом задач. Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого дела. Исключение одного звена этой цепочки разрушает систему, снижает эффективность мероприятия. К тому же каждый из этапов уже есть процесс воспитания, позволяющий включить учащихся в аналитическую, коммуникативную, организаторскую деятельность.
Последовательно продвигаясь от идеи-цели и педагогического осмысления мероприятия через обсуждение содержания и возможностей каждого и класса, через планирование, выбор лидеров и совета дела, распределение поручений в микрогруппах к осуществлению его, т.е. от замысла — к реализации и анализу сделанного, мы уводим детей от слепого послушания и приспособленчества, иждивенчества и пассивности, лености и несвободы, утверждаем положительные проявления личности, способствуем успеху ее, учим самоутверждению и защищенности.
Главными моментами в анализе воспитательного мероприятия должны выступать:
анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников; | |
оптимальность применяемых форм и методов; | |
реализация поставленных целей; | |
отношения воспитателя и воспитанников; | |
профессионализм педагога-воспитателя. |
В качестве примера анализа для практического использования приводится одна из возможных его схем.
1. Общие сведения
а) Название мероприятия.
б) Дата проведения, школа, класс, кто
проводит.
в) Состав группы учащихся: мальчики,
девочки, по интересам, класс, РВГ.
г) Вид деятельности; входит ли она в
систему или является эпизодическим
мероприятием.
д) Цель мероприятия; на решение каких
задач классного коллектива и формирование каких
качеств личности учащихся рассчитано данное
мероприятие.
е) Психологическое обоснование выбора
данного вида и содержания деятельности:
соответствия занятия общим воспитательным
задачам, уровню развития классного коллектива,
возрастным особенностям учащихся.
2. Анализ подготовки мероприятия
а) Кто был инициатором данного
мероприятия, и как оно готовилось. В чем и как
проявлялась активность, самостоятельность и
инициатива учащихся при подготовке к занятию.
б) Методика подготовки мероприятия:
планирование, разработка, участие в них детей.
в) Удалось ли в подготовительный
период вызвать понимание необходимости и
значимости предстоящей деятельности.
3. Ход мероприятия
а) Насколько убедительно, четко,
эмоционально были раскрыты перед учащимися цели
и задачи предстоящей деятельности.
б) Насколько содержательно, интересно
и организованно проходила работа?
в) Какие знания приобрели учащиеся и
ходе мероприятия, какие социальные установки,
чувства и убеждения формировались у учащихся, к
какой общественно полезной деятельности
побуждало их занятие.
г) Какие выводы сделали учащиеся по
ходу работы и в заключение? Каких результатов
достигли?
д) Как сказалось проведенное
мероприятие на формировании общественного
мнения коллектива и отдельных учащихся, на их
взаимоотношения? Каким может быть последствие
этого занятия для развития коллектива, для
формирования его общественной направленности.
е) Каково его воздействие на отдельных
учащихся?
эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве; | |
этика труда, художественной деятельности; | |
эстетика поведения. |
ж) Роль и место старших (классный
руководитель, вожатый, социальный педагог,
кружковод) на данном занятии.
з) Методика работы, характер отношений,
их соответствие воспитательным задачам,
возрастным и индивидуальным особенностям,
уровню развития коллектива.
4. Общая оценка воспитательного мероприятия
а) Насколько удалось достигнуть
поставленных целей и задач. Причины успехов,
неудач и ошибок.
б) Общая оценка воспитательной
ценности проведенной работы.
в) Психолого-педагогические выводы и
предложения в адрес воспитателей и учащихся.
5. Анализ деятельности воспитателя
а) Какие черты характера воспитателя
способствовали проведению воспитательной
работы с учащимися, какие, наоборот, мешали?
б) Какие педагогические способности
проявились при проведении воспитательной работы
с учащимися?
в) Проявился ли педагогический такт
воспитателя и в чем именно? Случаи нетактичности
воспитателя.
г) Способствовало ли или мешало
психическое состояние воспитателя проведению
воспитательной работы и почему?
Бабанский Ю.К. Оптимизация
учебно-воспитательного процесса.- М., 1982.
Богданова О.С.,
Черенкова С.В. Нравственное воспитание
старшеклассников. – М., 1988.
Березняк
Е.К. Руководство современной школой.- М., 1988,
Величкина
В.М. Классный руководитель сельской школы.- М.,
1986.
Голубев
Н.Н., Битинас Б.П. Введение в диагностику
воспитания.- М., 1989.
Иванов
И.П. Методика коммунарского воспитания.- М.,
1990.
Иванов
И.П. Энциклопедия коллективных творческих
дел.- М., 1989.
Конаржевский
Ю.А. Педагогический анализ
учебно-воспитательного процесса и управление
школой.- М., 1986.
Лутошкин
А.Н. Как вести за собой.- М., 1986.
Методика
воспитательной работы / Под
ред. Тувинского Л.И.- М., 1989.
Педагогическая
диагностика в школе / А.И.
Кочетов, Я.Л. Коломинский, И.И. Прокопьев и др.-
Минск, 1987.
Поташник
М.М. Управление современной школой.- М., 1992.
Прасолова
Е.В. В союзе с красотой.- М., 1987.
Сокольников
Ю.П. Системный анализ воспитания школьников.-
М., 1986.
Формы
воспитательной работы классного руководителя /
Научные редакторы Шнекендорф 3.К., Елизаров А.А.-
М., 1987.
Шамардин
В.Н. и др. Школа: от конечного результата к
творческому поиску.- М., 1991.
Шилова
М.И. Учителю о воспитанности школьников.- М.,
1990.
Щуркова
Н.Е. Вы стали классным руководителем.- М.,
1986.