4.2. Воспитательные центры

    Многообразие видов внеклассной работы в школе привело к необходимости объединения кружков и секций в воспитательные центры.
   Воспитательный центр - это объединение родственных форм и видов внеурочной работы с целью их координации и упорядочения. Во главе центра стоит руководитель, который осуществляет планирование и координацию всей работы с классными руководителями, социальными педагогами, родителями, администрацией школы, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта (по профилю объединения). Руководители кружков и объединений — высоко профессиональные специалисты своей области знаний. В настоящее время действуют 8 центров:

Музыкальный центр.
Центр театрального искусства.
Центр прикладного творчества.
Центр нравственной культуры.
Читательский центр.
Центр здорового образа жизни.
Экологический центр.
Центр науки и техники.

Общие цели воспитательных центров

сделать досуговую деятельность второй половины дня для учащихся управляемой и подчиненной целям воспитания;
продолжить и дополнить теоретическое усвоение культурологических направлении в практических применениях;
удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности;
предоставить детям дополнительные возможности для самоопределения в учебной работе.

Принципы деятельности воспитательных центров

доставлять радость и удовольствие;
развивать социальные отношения (друзья, семья, взрослые, сообщества и т.д.);
предлагать возможности для коммуникации, развлечения, общения;
создавать условия для реализации общественной заинтересованности, участие в общественной жизни;
способствовать развитию детской активности;
организовать общение и обучение общению между детьми, между детьми и взрослыми в процессе совместной деятельности;
формировать установки на творчество в любом деле;
оказывать помощь в самоопределении подростка.

Специфические особенности воспитательных центров

центр это место, куда ребята приходят добровольно, охотно, с радостью;
центр это место, где есть возможность заняться интересным делом;
центр это место, где серьезное, настоящее дело можно самим придумать, организовать и каждый день идти вперед;
центр это место доступного общения и взаимодействия с партнерами, единомышленниками, независимо от возраста, опыта, уровня мастерства;
центр это место, где можно еще раз начать все сначала, с нуля формировать мнение окружающих о себе;
центр это место, где каждый ребенок чувствует себя личностью, может компенсировать свои неудачи в школе. Здесь есть дополнительный шанс реализовать себя;
центр это место встречи и работы с влюбленным в свое дело руководителем старшим другом;
центр это место инициативы, самоопределения, а также место стихийных действий.

    Музыкальный центр. Музыка это искусство, отражающее действительность в звуках, в звуковых художественных образах. А музыкальное воспитание не есть воспитание музыканта, а прежде всего человека (В.А. Сухомлинский). Педагоги центра убеждают детей в том, что музыка не только ноты, это эмоции, чувства, настроение, переживания, возникающие у музыканта в процессе исполнения произведения.
    Музыка органически связана с танцем. Танец
это искусство молодости. Учить танцевать это вырабатывать хорошую осанку, легкость и свободу походки, грации, изящество, эторитм, пластика, музыка, это здоровье. В центре осуществляется воспитание эстетического восприятия предметов и явлений действительности, интереса к творчеству, стремление вносить красоту в жизнь.
    В центре действуют: концертный хор, студия эстрадного вокала (цыганский и русский фольклор, еврейская, итальянская народная песня, английская популярная музыка), фольклорный коллектив, клуб авторской песни, ансамбль скрипачей, кружок гитары, студия пластической импровизации, студия эстрадного танца, студия народного танца, эстрадно-цирковая студия.
    Формы деятельности разнообразны. Это вечер любимой песни, вечер музыки, дискотеки, вечера авторской песни, лекции-концерты, музыкальные викторины, музыкальный класс, час оперы, фестиваль песни, концерты художественной самодеятельности, концерты (благотворительные, для родителей, в детских садах, кинотеатре, доме для престарелых), участие в русских народных праздниках, фестивалях искусств, встречи с профессиональными музыкантами.

    Центр театрального искусства. Театр особый психологический феномен, смысл которого в очищении психики ребенка. Посещение театра закладывает театральные привязанности и вкусы, формирует эстетическую культуру школьников, раскрывает особенности природы театра, его языка. Роль школьного самодеятельного театра бесценна это культура речи, творческое самовыражение, "экзамены" на публичность, понимание духовного мира людей. Это радость перевоплощения. Принимая на себя роли героев пьесы, дети принимают в итоге положительные качества последних.
    Центр театрального искусства объединяет: детский театральный коллектив "Тролль", музыкальный театр, клуб любителей кино, клуб любителей современной музыки, клуб любителей детской литературы, клуб юного актера, творческую мастерскую по изготовлению сценических костюмов.

    Клуб любителей детской литературы. Содержанием работы является фольклор разных народов. Сказки, предания, легенды нетрадиционный литературный материал приобщает детей к культуре, эпосу других народов, способствует постижению другой национальной особенности. Форма преподнесения материала целостная. Так дети легче воспринимают целостную картину текста, чувствуют его красоту, выразительность языка народной сказки, его мелодичность, непредвиденность поворотов сюжетов.
    Радостно встречают дети элементы театрализации, импровизации, додумывания сюжетов, пересказ. Им нравится быть сотворцами сказок. Дети сами сочиняют сказки, с удовольствием приносят свои любимые книжки. Настроение на занятиях у ребят эмоционально живое, приподнятое. Они импровизируют, сочиняют и радуются. Растет интерес к книге как к духовной ценности, да и само творчество выступает как самоценность.

    Театральный коллектив "Тролль". Целью театра стало создание детям условий для проявления своих нереализованных, нераскрытых способностей, оказание помощи в избавлении их от закомплексованности, в овладении основными элементами театрального творчества, в приобщении их к миру детского театра.
    В "Тролле" ребята учатся речевой и пластической культуре (движение, речь, мимика), способам оформления спектакля, учатся чувствовать музыку, композицию. Устраивается смотр карнавальных мод, вечера театральных жанров, литературные карнавалы, вечер поэтов-масок, кукольный театр, настольный театр и т.п. С удовольствием выступают дети на школьных праздниках, вечерах, представлениях.

    Клуб любителей современной музыки. В клубе дети знакомятся с различными направлениями современной музыки (авторской песней, рок-музыкой, электронной) и популярными эстрадными исполнителями. Им помогают ориентировать вкусы, музыкальные пристрастия, дают представление о наиболее интересных личностях в современной музыке, знакомят с их творческой и человеческой судьбой, пробуждают интерес к русским неординарным исполнителям. Новогоднее представление "Страна Лимония", праздники русской Масленицы и Святок, Последнего звонка, спектакли по Мольеру "Мосье Журден и все... все... все...", сказки "Буратино", "Проделки домового Кузи", "Сцены из русской жизни", выступления перед жителями микрорайона все это выбирается, коллективно продумывается и проводится. Рождается общая радость творчества и успеха.

    Центр прикладного творчества. От приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству, художественным ремеслам, в решающей степени зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремление жить и трудиться по законам красоты. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащению ее духовно, формируют мировоззрение. Народное искусство наиболее эффективное и действенное средство для пробуждения в детях уважения к культурному наследию своей страны. Поэтому руководители центра развивают интересы, творческие способности детей, эстетическое отношение к труду, готовят учащихся к профессиональному самоопределению.
    Центр прикладного творчества объединяет кружки: художественной вышивки, художественного вязания крючком, вязания, мастерскую скульптора (керамика), художественного выжигания по ткани, "Рукодельница", "Мастерица", макраме, резьбы по дереву, "Умелые руки", семейный клуб "Полюшка", микрокружки "Радуга". Центром руководит Совет из руководителей кружков и активных кружковцев. Он определяет планы, решает вопросы подготовки к ярмаркам, выставкам, конкурсам, праздникам.
    С удовольствием занимаются дети в театре моды, готовят праздники "Святки", "Масленица", "Троица", "Праздник Урожая", "Живи, Земля", День Знаний и другие, ходят в музеи города, посещают творческие мастерские.

    Читательский центр. Роль книги, журналов, газет как средство массовой коммуникации чрезвычайно значима в детском возрасте. Они передают нормы поведения и ценностные ориентации в образной художественной форме на основе сопереживаний героям, погружения в мир художественного произведения.
    В читательский центр входит библиотека, клуб библиофилов, клуб любителей сказок, литературная гостиная. В центре обсуждается прочитанное, делаются обзоры книг и журналов, проводятся литературные викторины, поэтические вечера, встречи с поэтами, писателями, артистами, читательские конференции.

    Центр здорового образа жизни. Понятие "Здоровый образ жизни" включает в себя рационально построенный режим учебы, отдыха, физические упражнения, объединенные в оптимальном двигательном режиме, правильное питание, закаливание, отсутствие вредных привычек, комплекс гигиенических навыков, психофизические мероприятия.
    Целью центра является реализация возможностей оптимального физического развития учеников, всестороннего совершенствования физических качеств, укрепления и сохранения здоровья и обеспечение на этой основе подготовленности детей к плодотворной общественно-полезной деятельности. Дети приходят в спортивные секции центра, чтобы совершенствовать телосложение, подвигаться, побороться, поиграть. Аэробика, волейбол, баскетбол, настольный теннис, легкая атлетика, кикбоксинг, шахматы, тренажерный зал привлекают многих ребят и взрослых. Проводятся соревнования по лыжам, футболу, веселые старты, дни здоровья, эстафеты, праздники, спортивные аукционы, викторины, дни бегуна, прыгуна, метателя, спартакиады народных игр, спортивные КВН, турниры и т.д.

    Экологический центр. В условиях обостряющейся экологической обстановки в городе крайне необходимым является экологическое воспитание школьников, воспитание правильных взаимоотношений природы и человека. Экологический центр создан для осуществления системы экологического образования и воспитания школьников, воспитания экологической культуры детей и взрослых, организации практической деятельности по охране природы, удовлетворения потребности детей в общении с ней. Центр объединяет школьное лесничество "Сосенка" (350 га), бригады детей, работающих на участке молодняка в Тверицком бору (16 га), лекторские группы, кружки орнитологов, аквариумистов, собаководов, плетения из лозы, флористики и соломки, комнатных растений, изостудию "Мир глазами художника", группу "Экологическая тропа".
  
Школьники очищают лес от захламленности и порубочных остатков, ухаживают за лесокультурами на участке молодняка, собирают сосновые шишки для выращивания саженцев, сосновые почки, лекарственное сырье, плоды рябины, заготавливают и вяжут метлы, изготавливают кормушки и гнездования для птиц и белок, патрулируют в школьном лесничестве, подкармливают зимой птиц и белок, проводят экологические месячники, сажают деревья, закладывают сосновые аллеи, сеют лекарственные травы, работают на экологической тропе, организуют общешкольные выставки "Мы и наши питомцы", ярмарки "Урожай".
    Работой школьного лесничества руководит Совет, во главе с главным лесничим. Туда входят: помощники лесничего, старшие мастера, начальник штаба "Зеленый патруль" и его помощники. Каждый класс-бригада во главе с лесничим и мастером работают по плану. Они проводят начисление заработной платы, руководят работой лекторской группы. Создан экологический кабинет, ставший центром экологической работы в школе.
   Один четверг месяца считается в школе экологическим днем. Реализуется программа бесед по экологии для учащихся 1-8 кл.

Положение о воспитательных центрах

А. Принципы работы в центрах

принцип природосообразности (соответствие возрасту, силам);
принцип выявления ребенка таким, какой он есть на самом деле (метод "очищения коры");
принцип физической работы (соответствующей возрасту: игра мускулов, движение, укрепление руки наслаждение процессом подражание другим участие в общей работе поделка для себя, дома, семьи для кружка, центра, школы);
принцип приспособления к материалу (от нахождения материала и кончая его обработкой) и метод приспособления к инструменту (от приглядывания к подготовке его и к заботливому, бережному отношению к нему);
принципы игры и игрового тренинга, театрализации, состязательности, равноправного духовного контакта, воспитывающих ситуаций, импровизации, коллективной деятельности.

Б. "Нельзя" в работе центров

НЕЛЬЗЯ превращаться в замкнутое элитарное объединение;
НЕЛЬЗЯ отчаиваться от неудач и падений;
НЕЛЬЗЯ допускать межвозрастной отчужденности;
НЕЛЬЗЯ чрезмерно увлекаться любимым делом, забывая об уроках и домашних делах;
НЕЛЬЗЯ допускать жесткой установки на хорошую успеваемость при зачислении в центр новых членов (куда же деться слабым и "трудным").

В. Самоуправление в центрах

    Самоуправление в центрах адекватно самой природе этих свободных творческих объединений. Оно является основой развития самодеятельности в коллективе. А основой самоуправления в центрах является добровольность, интерес, ответственность. В каждом конкретном центре самоуправление имеет свою структуру. Это может быть совет, президиум, решающий все вопросы коллективной жизни. Выполнение решения самоуправления центра обязательно для каждого. Забота органов самоуправления в объединении коллективов, создании общих ценностей, традиций, проведении общих мероприятий, где каждый кружок, секция, чувствовали бы себя частью общего целого. Каждый первичный коллектив (кружок) воспитательного центра имеет свой актив, инициативную группу. Лидеры групп входят в состав общего совета центра, где планируются коллективные дела.

    В кружках и центрах могут возникать и временные органы самоуправления "советы дела", когда для решения конкретной задачи объединяются ребята, способные и организовать, и выполнить, и проконтролировать со знанием дела. Рождается новая идея возникает творческая группа. Самоуправление - это реальная возможность для делового сотрудничества подростков и взрослых, лидеров и коллектива. Основой этого сотрудничества является совместное участие в практических делах. От сотрудничества в деле к взаимодействию в управлении коллективом. Самодеятельность в центре это и возможность исполнения каждым различных социальных ролей. Это избрание дежурных на определенный срок, которые отвечают за состояние дел и психологический климат в коллективе, что позволяет реализовать демократические начала в жизнедеятельности коллектива и формировать опыт лидера у каждого подростка. В центре имеются большие возможности для такой организации деятельности и отношений, при которой каждый участник может быть поставлен в активную позицию. Эта позиция характеризуется прежде всего осознанностью, установкой на коллективные ценности как основные, определенным уровнем творческих замыслов. Она стимулирует самообразование, самосовершенствование, формирует желание преодолевать трудности.