Многообразие видов внеклассной работы
в школе привело к необходимости объединения
кружков и секций в воспитательные центры.
Воспитательный центр - это
объединение родственных форм и видов внеурочной
работы с целью их координации и упорядочения. Во
главе центра стоит руководитель, который
осуществляет планирование и координацию всей
работы с классными руководителями, социальными
педагогами, родителями, администрацией школы,
учреждениями дополнительного образования,
культуры, спорта (по профилю объединения).
Руководители кружков и объединений — высоко
профессиональные специалисты своей области
знаний. В настоящее время действуют 8 центров:
Музыкальный центр. | |
Центр театрального искусства. | |
Центр прикладного творчества. | |
Центр нравственной культуры. | |
Читательский центр. | |
Центр здорового образа жизни. | |
Экологический центр. | |
Центр науки и техники. |
Общие цели воспитательных центров
сделать досуговую деятельность второй половины дня для учащихся управляемой и подчиненной целям воспитания; | |
продолжить и дополнить теоретическое усвоение культурологических направлении в практических применениях; | |
удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности; | |
предоставить детям дополнительные возможности для самоопределения в учебной работе. |
Принципы деятельности воспитательных центров
доставлять радость и удовольствие; | |
развивать социальные отношения (друзья, семья, взрослые, сообщества и т.д.); | |
предлагать возможности для коммуникации, развлечения, общения; | |
создавать условия для реализации общественной заинтересованности, участие в общественной жизни; | |
способствовать развитию детской активности; | |
организовать общение и обучение общению между детьми, между детьми и взрослыми в процессе совместной деятельности; | |
формировать установки на творчество в любом деле; | |
оказывать помощь в самоопределении подростка. |
Специфические особенности воспитательных центров
центр — это место, куда ребята приходят добровольно, охотно, с радостью; | |
центр — это место, где есть возможность заняться интересным делом; | |
центр — это место, где серьезное, настоящее дело можно самим придумать, организовать и каждый день идти вперед; | |
центр — это место доступного общения и взаимодействия с партнерами, единомышленниками, независимо от возраста, опыта, уровня мастерства; | |
центр — это место, где можно еще раз начать все сначала, с нуля формировать мнение окружающих о себе; | |
центр — это место, где каждый ребенок чувствует себя личностью, может компенсировать свои неудачи в школе. Здесь есть дополнительный шанс реализовать себя; | |
центр — это место встречи и работы с влюбленным в свое дело руководителем — старшим другом; | |
центр — это место инициативы, самоопределения, а также место стихийных действий. |
Театральный коллектив
"Тролль". Целью театра стало создание
детям условий для проявления своих
нереализованных, нераскрытых способностей,
оказание помощи в избавлении их от
закомплексованности, в овладении основными
элементами театрального творчества, в
приобщении их к миру детского театра.
В "Тролле" ребята учатся речевой и
пластической культуре (движение, речь, мимика),
способам оформления спектакля, учатся
чувствовать музыку, композицию. Устраивается
смотр карнавальных мод, вечера театральных
жанров, литературные карнавалы, вечер
поэтов-масок, кукольный театр, настольный театр и
т.п. С удовольствием выступают дети на школьных
праздниках, вечерах, представлениях.
Читательский центр.
Роль книги, журналов, газет как средство массовой
коммуникации чрезвычайно значима в детском
возрасте. Они передают нормы поведения и
ценностные ориентации в образной художественной
форме на основе сопереживаний героям, погружения
в мир художественного произведения.
В читательский центр входит
библиотека, клуб библиофилов, клуб любителей
сказок, литературная гостиная. В центре
обсуждается прочитанное, делаются обзоры книг и
журналов, проводятся литературные викторины,
поэтические вечера, встречи с поэтами,
писателями, артистами, читательские конференции.
Центр здорового образа
жизни. Понятие "Здоровый образ жизни"
включает в себя рационально построенный режим
учебы, отдыха, физические упражнения,
объединенные в оптимальном двигательном режиме,
правильное питание, закаливание, отсутствие
вредных привычек, комплекс гигиенических
навыков, психофизические мероприятия.
Целью центра является реализация
возможностей оптимального физического развития
учеников, всестороннего совершенствования
физических качеств, укрепления и сохранения
здоровья и обеспечение на этой основе
подготовленности детей к плодотворной
общественно-полезной деятельности. Дети
приходят в спортивные секции центра, чтобы
совершенствовать телосложение, подвигаться,
побороться, поиграть. Аэробика, волейбол,
баскетбол, настольный теннис, легкая атлетика,
кикбоксинг, шахматы, тренажерный зал привлекают
многих ребят и взрослых. Проводятся соревнования
по лыжам, футболу, веселые старты, дни здоровья,
эстафеты, праздники, спортивные аукционы,
викторины, дни бегуна, прыгуна, метателя,
спартакиады народных игр, спортивные КВН,
турниры и т.д.
Положение о воспитательных центрах
А. Принципы работы в центрах
принцип природосообразности (соответствие возрасту, силам); | |
принцип выявления ребенка таким, какой он есть на самом деле (метод "очищения коры"); | |
принцип физической работы (соответствующей возрасту: игра мускулов, движение, укрепление руки наслаждение процессом подражание другим участие в общей работе поделка для себя, дома, семьи для кружка, центра, школы); | |
принцип приспособления к материалу (от нахождения материала и кончая его обработкой) и метод приспособления к инструменту (от приглядывания к подготовке его и к заботливому, бережному отношению к нему); | |
принципы игры и игрового тренинга, театрализации, состязательности, равноправного духовного контакта, воспитывающих ситуаций, импровизации, коллективной деятельности. |
Б. "Нельзя" в работе центров
НЕЛЬЗЯ превращаться в замкнутое элитарное объединение; | |
НЕЛЬЗЯ отчаиваться от неудач и падений; | |
НЕЛЬЗЯ допускать межвозрастной отчужденности; | |
НЕЛЬЗЯ чрезмерно увлекаться любимым делом, забывая об уроках и домашних делах; | |
НЕЛЬЗЯ допускать жесткой установки на хорошую успеваемость при зачислении в центр новых членов (куда же деться слабым и "трудным"). |
В. Самоуправление в центрах
Самоуправление в центрах адекватно самой природе этих свободных творческих объединений. Оно является основой развития самодеятельности в коллективе. А основой самоуправления в центрах является добровольность, интерес, ответственность. В каждом конкретном центре самоуправление имеет свою структуру. Это может быть совет, президиум, решающий все вопросы коллективной жизни. Выполнение решения самоуправления центра обязательно для каждого. Забота органов самоуправления — в объединении коллективов, создании общих ценностей, традиций, проведении общих мероприятий, где каждый кружок, секция, чувствовали бы себя частью общего целого. Каждый первичный коллектив (кружок) воспитательного центра имеет свой актив, инициативную группу. Лидеры групп входят в состав общего совета центра, где планируются коллективные дела. В кружках и центрах могут возникать и временные органы самоуправления — "советы дела", когда для решения конкретной задачи объединяются ребята, способные и организовать, и выполнить, и проконтролировать со знанием дела. Рождается новая идея — возникает творческая группа. Самоуправление - это реальная возможность для делового сотрудничества подростков и взрослых, лидеров и коллектива. Основой этого сотрудничества является совместное участие в практических делах. От сотрудничества в деле — к взаимодействию в управлении коллективом. Самодеятельность в центре — это и возможность исполнения каждым различных социальных ролей. Это избрание дежурных на определенный срок, которые отвечают за состояние дел и психологический климат в коллективе, что позволяет реализовать демократические начала в жизнедеятельности коллектива и формировать опыт лидера у каждого подростка. В центре имеются большие возможности для такой организации деятельности и отношений, при которой каждый участник может быть поставлен в активную позицию. Эта позиция характеризуется прежде всего осознанностью, установкой на коллективные ценности как основные, определенным уровнем творческих замыслов. Она стимулирует самообразование, самосовершенствование, формирует желание преодолевать трудности.