5.1. Критерии эффективности воспитания

    Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.

    Это - целеполагание как процесс постановки педагогических целей и задач развития личности с учетом конкретных социальных требований на основе анализа планов учебно-воспитательного процесса в школе, реализации программы обучения и воспитания учеников в конкретных условиях школы при данном уровне сформированности учащихся и возможностей педагогического коллектива.

    Это - организация учебно-воспитательного процесса на основе планирования в школе. Это и единство педагогических позиций и требований в учебной работе, и внедрение в практику достижений педагогической науки.

    По изменениям в уровнях воспитанности и обученности детей можно судить о качествах учебно-воспитательной работы школы.
    Так, высокий уровень общественной направленности говорит об эффективности деятельности педколлектива по достижению целей и задач воспитания. Сформированность мировоззрения подтверждает качество усвоения детьми ведущих идей науки и их практического применения. Обученность школьников во многом зависит от качества учебного процесса и его индивидуализации и дифференциации и т.д.
    Таким образом, связь всех параметров учебно-воспитательного процесса с показателями воспитанности детей есть первое основное требование к результатам учебно-воспитательной работы.
    Качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми, родителями, педагогами, общественностью в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия, затрата времени и силы педагогов, время и активность учащихся.
    Основное назначение критериев эффективности работы школы — определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии служат для решения внутренних задач руководства школой, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.

    Перечень основных критериев сводится к следующим:

    I.     Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений).
    II.   Уровень воспитанности (критерий факта).
    III.  Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).
    IV.  Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
    V.   Подготовленность к жизни (критерий времени).
    VI.  Критерий "открытости школы".
    VII. Критерий системности работы.
Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.

    Реализация Программы воспитания.

    Взаимодействие учителей и учеников, взаимопонимание, сотрудничество критерий I.
   Развитие качеств личности критерий II.
    Коллективное планирование, проведение дел и оценкакритерий III.
   Формирование ведущих качеств личности. Диагностикакритерий IV.
   Выполнение целевых программ развития личности (IХ-ХI кл.) критерий V.
   Диагностика воспитательных возможностей среды. Интеграция воспитательных сил микрорайона критерий VI.
    Системность воспитательной работы с I по XI класс. Единство воспитания и диагностики критерий VII.

   Деятельность воспитательных центров.

    Индивидуальный подход. Положительное стимулирование. Комфортное состояние критерий I.
   Развитие специальных способностей. Диагностика продвижения в развитии критерий II.
   Эффективность РВО. Дифференциация и индивидуализация интересов критерий III.
   Разнообразие и уровень деятельности: музыкально-эстетического, театрального искусства, изобразительного искусства, прикладного творчества, экологического центра, читательского центра критерий IV.
   Развитие интереса и способностей. Элементы будущей профессии. Отношение к труду критерий V.
   Привлечение специалистов. Экологическая деятельность, школьное лесничество. Возрождение забытых народных промыслов критерий VI.
   Взаимосвязь учебной и внеучебной работы. Охват детей. Вовлечение "трудных" критерий VII.

    Воспитательная работа в классе.

    Формирование положительной Я-концепции. Вера в ребенка, помощь, стимулирование активности. Отношения ответственной зависимости критерий I.
   Профориентационная диагностика (по Климову). Учет активности ребят (поручения) критерий II.
   Самоуправление в классе. Добровольность участия детей на основе интереса. Творческая деятельность каждого - критерий III.
   Познавательная деятельность. Общение. Здоровье. Самоуправление критерий IV.
   Организация разнообразных видов деятельности. Изучение намерений, информация о профессиях, определение способностей, познание своего "Я". Учить сотрудничеству критерий V.
   Занятия в свободное время, лидеры во дворе, в кружке. Использование возможностей среды критерий VI.
   Реализация Программы воспитания через систему классных часов, общественно-полезной деятельности критерий VII.

    Воспитательная работа с родителями.

    Воспитание уважения к родителям. Доброжелательность. Информированность. Взаимоинформированность. Помощькритерий I.
   Педагогическая диагностика "трудных". Диагностика семейного воспитания. Социальный паспорт дома критерий II.
   Степень вовлечения в совместную деятельность родителей и школы. Уровень воспитательной деятельности родителей (навыки, отношения, ценности) критерий III.
    Выполнение школьных социальных Программ: "Семья", "Трудный", "Здоровье". Территориальные воспитательные микросистемы критерий IV.
   Связи с учреждениями дополнительного образования. Сотрудничество с городским центром профориентации критерий V.
   Общественная деятельность школьников. Включение в педагогический процесс родителей. Доступность критерий VI.
   Анализ родительских собраний критерий VII.

    Воспитание в школе.

    Ориентир на прогрессивные отношения. Стиль руководства демократический. Стремление к устойчиво-положительному стилю отношений критерий I.
   Социально-педагогическое исследование. Рейтинг развития воспитанности, активности. Рейтинг активности классных коллективов. R = О + В + Р критерий II.
   Наличие воспитательного коллектива. Уровень общешкольных дел. Совет школы. Совет параллелей критерий III.
   Содержание воспитательных периодов: "Истина", "Красота", "Интеллект", "Добро". Достижения и уровни. "Мажор" критерий IV.
    Встречи, вечера. Сеть центров, кружков, работа факультативов, библиотеки, читального зала. Ценностные ориентациикритерий V.
   Создание социально-педагогического центра. ГИД, опека, организация каникул. Компенсационная работа. Забота о здоровье критерий VI.
     Система тематических КТД критерий VII.

    Возрождение народных традиций.

    Опора на народную педагогику — критерий I.
    Укрепление семейных традиций. Выполнение "7 заповедей" (воспитание трудолюбия, здоровья, ума, дружбы, доброты, целомудрия, честности) — критерий II.
    Преемственность поколений. Возрождение традиций. Праздники, ярмарки — критерий III.
    Праздник урожая, "Святки", "Рождество", "Масленица". "Живи, Земля", Праздник березки — критерий IV.
    Благотворительная деятельность. Участие в бытовом или производительном труде. Воспитание культуры поведения — критерий V.
    Забота о престарелых, инвалидах, младших. Родословная семьи — критерий VI.
    Объединение сезонных народных праздников в систему — критерий VII.

    Воспитание на уроке.

    Анализ урока с позиций личностного подхода критерий I.
   Анализ воспитательных аспектов урока критерий II.
   Коллективные и групповые способы работы критерий III.
   Воспитание мировоззрения, духовной культуры. "Педагогика радости" критерий IV.
    Развитие способностей. Информация о профессиях. Встречи. Факультативы, занятия в УПК критерий V.
   Использование научного потенциала для адекватного преобразования среды критерий VI.
   Возрастная педагогика. Планирование и реализация воспитательных задач критерий VII.