Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.
Это - целеполагание как процесс постановки педагогических целей и задач развития личности с учетом конкретных социальных требований на основе анализа планов учебно-воспитательного процесса в школе, реализации программы обучения и воспитания учеников в конкретных условиях школы при данном уровне сформированности учащихся и возможностей педагогического коллектива.
Это
- организация учебно-воспитательного процесса на основе планирования в школе. Это и единство педагогических позиций и требований в учебной работе, и внедрение в практику достижений педагогической науки. По изменениям в уровнях
воспитанности и обученности детей можно судить о
качествах учебно-воспитательной
работы школы.
Так, высокий уровень общественной
направленности говорит об эффективности
деятельности педколлектива по достижению целей
и задач воспитания. Сформированность
мировоззрения подтверждает качество усвоения
детьми ведущих идей науки и их практического
применения. Обученность школьников во многом
зависит от качества учебного процесса и его
индивидуализации и дифференциации и т.д.
Таким образом, связь всех параметров
учебно-воспитательного процесса с показателями
воспитанности детей есть первое основное
требование к результатам учебно-воспитательной
работы.
Качественными показателями являются
правильная постановка задач работы с детьми,
родителями, педагогами, общественностью в данных
условиях, выбор содержания и методов
воздействия, затрата времени и силы педагогов,
время и активность учащихся.
Основное назначение критериев
эффективности работы школы — определение
главных направлений повышения мастерства
учителей на основе комплексного анализа и оценки
результатов педагогической деятельности.
Критерии служат для решения внутренних задач
руководства школой, для самоанализа и самооценки
работы, ориентиром для планирования
учебно-воспитательного процесса.
Перечень основных критериев сводится к следующим:
I.
Самочувствие ребенка в школе (критерий
отношений).
II. Уровень воспитанности
(критерий факта).
III. Воспитательный коллектив,
творческое содружество поколений (критерий
коллектива).
IV. Содержание деятельности,
эмоциональная насыщенность (критерий
содержания).
V. Подготовленность к жизни
(критерий времени).
VI. Критерий "открытости школы".
VII. Критерий системности работы.
Каждая сфера воспитательного процесса имеет
качественные характеристики, адекватные
перечисленным критериям.
Реализация Программы воспитания.
Взаимодействие учителей и учеников,
взаимопонимание, сотрудничество — критерий I.
Развитие
качеств личности — критерий
II.
Коллективное
планирование, проведение дел и оценка — критерий III.
Формирование
ведущих качеств личности. Диагностика — критерий IV.
Выполнение
целевых программ развития личности (IХ-ХI кл.)
— критерий V.
Диагностика
воспитательных возможностей среды. Интеграция
воспитательных сил микрорайона — критерий VI.
Системность
воспитательной работы с I по
XI класс. Единство воспитания и
диагностики — критерий
VII.
Деятельность воспитательных центров.
Индивидуальный подход. Положительное стимулирование. Комфортное состояние
— критерий I.Воспитательная работа в классе.
Формирование положительной Я-концепции. Вера в ребенка, помощь, стимулирование активности. Отношения ответственной зависимости
— критерий I.Воспитательная работа с родителями.
Воспитание уважения к родителям. Доброжелательность. Информированность. Взаимоинформированность. Помощь
— критерий I.Воспитание в школе.
Ориентир на прогрессивные отношения. Стиль руководства демократический. Стремление к устойчиво-положительному стилю отношений
— критерий I.Возрождение народных традиций.
Опора на народную педагогику —
критерий I.
Укрепление семейных традиций.
Выполнение "7 заповедей" (воспитание
трудолюбия, здоровья, ума, дружбы, доброты,
целомудрия, честности) — критерий II.
Преемственность поколений.
Возрождение традиций. Праздники, ярмарки —
критерий III.
Праздник урожая, "Святки",
"Рождество", "Масленица". "Живи,
Земля", Праздник березки — критерий IV.
Благотворительная деятельность.
Участие в бытовом или производительном труде.
Воспитание культуры поведения — критерий V.
Забота о престарелых, инвалидах,
младших. Родословная семьи — критерий VI.
Объединение сезонных народных
праздников в систему — критерий VII.
Воспитание на уроке.
Анализ урока с позиций личностного подхода
— критерий I.