4.1. Досуговая сфера школьника

    Все более острой педагогической проблемой год от года становится свободное время учащихся, воспитание у них умений разумно, интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг.

    Несмотря на все сетования на учебную перегрузку, на нехватку времени, у наших детей времени, свободного от учения, выполнения домашних заданий, общественных и бытовых обязанностей очень много. В среднем 180 дней каникул. Воскресений, праздников и еще около 100 дней за счет часов, остающихся в личном распоряжении учащихся. Они заполняются разнообразной досуговой деятельностью. Это и дополнительная учеба по личной инициативе; самообразование; общественная деятельность; потребление ценностей культуры; научно-техническое творчество; труд по желанию и оплачиваемая работа; прикладной труд; художественное самодеятельное творчество; спорт, туризм, физическая культура; общение с природой и экологические занятия; общение по интересам; любительские занятия; игры и сюда же входит отдых как "ничегонеделание", и в том числе, к сожалению, антикультурные занятия и криминальный досуг.

    В развитии ребенка свободная (досуговая) деятельность имеет особую психолого-педагогическую ценность. В ней выражены все необходимые для полноценного формирования личности этапы: целеполагание (свобода, воля), планирование (инициатива, творчество), реализация намеченных целей (трудолюбие, способности), анализ и оценка результатов (совесть, честность, честь). Проведение досуга оказывает сильное воздействие на все стороны жизнедеятельности детей, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия в самых разнообразных видах практической деятельности. Впечатления, переживания, содержание свободных дней и часов детства неоценимы для будущей взрослой деятельности.

    Грамотно организованный досуг ребят школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности; школа профилактики правонарушений. Досуг школа поддержки, одобрения и ободрения ребенка, а тем более слабого, "трудного", т.к. победа ребенка в досуговом деле это здоровье, добрые положительные эмоции, шансы реализоваться. Сегодня, как никогда, детям нужен досуг.

    Вторая (клубная) половина дня детей, наполненная полезная деятельностью, дополняет и органически продолжает воспитательный процесс, который берет свое начало на уроке, развивает интересы, способности, таланты, социальные связи, качества, чувства, помогает молодым людям жить в коллективах, находить свое место в жизни.

    В КСПК осуществляется идея о равновесии, равноценности обеих сфер жизнедеятельности ребенка учебной (академической) и досуговой (клубной, внеурочной, внеклассной). Для этого организовано и действует более 50 кружков, клубов, секций, охватывающих около 80% всех школьников.