В системе целей воспитания важное место занимает образ выпускника современной школы. В ряде работ ученых и практиков
(Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, О.С. Газман, И.П. Иванов, А.И. Кочетов, В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, В.Д. Шадриков и др.) уже вырисовывается обобщенная модель выпускника школы, отвечающая новым условиям. Она может быть представлена четырьмя сферами: интеллектуальной, нравственной, эстетической и действенно-практической. Эти сферы включают следующие интегративные качества личности.Интеллектуальная сфера:
любознательность — заинтересованность,
наблюдательность, увлеченность;
эрудированность —
осведомленность, аргументированность,
критическое отношение к информации;
сообразительность —
осмысленность, понятливость, обоснованность,
продуманность, последовательность,
догадливость;
объективность —
наблюдательность, реалистичность, пытливость,
убежденность, способность к глубокой и
адекватной оценке окружающего мира.
Сфера нравственности:
гуманность — заботливость,
отзывчивость, благородство, милосердность;
честность — правдивость,
верность, принципиальность, непримиримость;
совестливость —
стыдливость, порядочность, стеснительность,
добросовестность, благородство, старательность,
ответственность, работоспособность,
качественность, бережливость;
коллективистичность —
вежливость, тактичность, общительность,
гражданственность, сопереживаемость.
Эстетическая сфера:
восприимчивость — чувствительность,
увлеченность, способность видеть и понимать
гармонию и красоту, потребность в прекрасном;
эстетичность — эстетика
поведения, потребность познавать прекрасное,
творчество;
оптимистичность —
жизнерадостность, вера в свои силы, бодрость.
Действенно-практическая сфера:
работоспособность — продуктивность,
производительность деятельности высокое
качество результатов;
демократизм — высокий
уровень свободы и ответственности, социальная
справедливость, оптимальное сочетание
"хочу-могу-надо";
самостоятельность —
исполнительность, достоинство, свободолюбие,
своеобразность, собранность, организованность;
решительность —
самоуважение, уверенность в себе, активность в
достижении цели, умение извлекать уроки из
неудач, мужество.
Эти интегративные группы качеств,
естественно, для каждой возрастной категории
дифференцируются по содержанию, степени
выраженности, возрастным особенностям.
В начальной школе интегративные показатели личности ребенка реализуются в следующих качествах: устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применение знаний на практике, исполнительность, инициативность, самоуважение, уверенность, чувствительность к добру, эстетическое восприятие природы и человека, добросовестность, стыдливость, бодрость, мажорность, привычка к режиму, навыки гигиены, естественность поведения, умение согласовывать личное и общественное, заботливость, аккуратность, старательность, искренность, правдивость. Ведущими в формировании этих качеств выступают: наблюдательность, добросовестность, бодрость, мажорность, умение согласовывать личное и общественное.
В среднем школьном возрасте определяющими являются: гуманизм как ответственность за свое поведение и умение противостоять безнравственности, умение учиться и трудиться, принципиальность, совестливость, объективная самооценка, уверенность в себе, романтичность, выносливость.
В старшем возрасте личность
подростка определяют: мировоззренческие
позиции, потребность в самовоспитании,
целеустремленность, эстетическое творчество,
ответственность, свободолюбие, общественный
долг и честь, благородство, преданность идеалам.
В каждом возрасте существует ядро
интегративных качеств, которое составляет
возрастную норму воспитанности, необходимую
человеку для общения, деятельности в коллективе,
а также для самораскрытия и самореализации. Если
в младшем школьном возрасте ведущим
нравственным качеством является умение
согласовывать личное и общественное в поведении
и деятельности ребенка, то в подростковом
возрасте — это сочетание ответственности и
принципиальности, в старшем — свободолюбия и
чувства долга. Ядром интеллекта в начальной
школе является наблюдательность, в подростковом
— умение учиться и культура умственного труда, у
старшеклассников — мировоззренческие позиции
(система взглядов на мир и себя).
Волевые качества также
дифференцируются в зависимости от возраста.
Основа воли у младших школьников - честность и
добросовестность, у подростков - справедливость,
объективная самооценка и уверенность в себе, у
старших - целеустремленность, предприимчивость,
смелость.
В чувствах у младших школьников
преобладает мажорность, у подростков —
романтичность, у старшеклассников — потребность
в эстетическом творчестве, оригинальности.
В моделях не отражено развитие уровня
знаний, умений и навыков, т.к. они определяются
действующими стандартами образования. Жирным
шрифтом в тексте модели обозначены ведущие
качества личности на данном возрастном этапе.