2.1. Обобщенная модель личности

    В системе целей воспитания важное место занимает образ выпускника современной школы. В ряде работ ученых и практиков (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, О.С. Газман, И.П. Иванов, А.И. Кочетов, В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, В.Д. Шадриков и др.) уже вырисовывается обобщенная модель выпускника школы, отвечающая новым условиям. Она может быть представлена четырьмя сферами: интеллектуальной, нравственной, эстетической и действенно-практической. Эти сферы включают следующие интегративные качества личности.

Интеллектуальная сфера:
    любознательность
заинтересованность, наблюдательность, увлеченность;
    эрудированность — осведомленность, аргументированность, критическое отношение к информации;
    сообразительность — осмысленность, понятливость, обоснованность, продуманность, последовательность, догадливость;
    объективность — наблюдательность, реалистичность, пытливость, убежденность, способность к глубокой и адекватной оценке окружающего мира.

Сфера нравственности:
   гуманность
заботливость, отзывчивость, благородство, милосердность;
   честность — правдивость, верность, принципиальность, непримиримость;
   совестливость — стыдливость, порядочность, стеснительность, добросовестность, благородство, старательность, ответственность, работоспособность, качественность, бережливость;
    коллективистичность — вежливость, тактичность, общительность, гражданственность, сопереживаемость.

Эстетическая сфера:
   восприимчивость
чувствительность, увлеченность, способность видеть и понимать гармонию и красоту, потребность в прекрасном;
   эстетичность — эстетика поведения, потребность познавать прекрасное, творчество;
   оптимистичность — жизнерадостность, вера в свои силы, бодрость.

Действенно-практическая сфера:
   работоспособность
продуктивность, производительность деятельности высокое качество результатов;
   демократизм — высокий уровень свободы и ответственности, социальная справедливость, оптимальное сочетание "хочу-могу-надо";
   самостоятельность — исполнительность, достоинство, свободолюбие, своеобразность, собранность, организованность;
   решительность — самоуважение, уверенность в себе, активность в достижении цели, умение извлекать уроки из неудач, мужество.
    Эти интегративные группы качеств, естественно, для каждой возрастной категории дифференцируются по содержанию, степени выраженности, возрастным особенностям.

    В начальной школе интегративные показатели личности ребенка реализуются в следующих качествах: устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применение знаний на практике, исполнительность, инициативность, самоуважение, уверенность, чувствительность к добру, эстетическое восприятие природы и человека, добросовестность, стыдливость, бодрость, мажорность, привычка к режиму, навыки гигиены, естественность поведения, умение согласовывать личное и общественное, заботливость, аккуратность, старательность, искренность, правдивость. Ведущими в формировании этих качеств выступают: наблюдательность, добросовестность, бодрость, мажорность, умение согласовывать личное и общественное.

    В среднем школьном возрасте определяющими являются: гуманизм как ответственность за свое поведение и умение противостоять безнравственности, умение учиться и трудиться, принципиальность, совестливость, объективная самооценка, уверенность в себе, романтичность, выносливость.

   В старшем возрасте личность подростка определяют: мировоззренческие позиции, потребность в самовоспитании, целеустремленность, эстетическое творчество, ответственность, свободолюбие, общественный долг и честь, благородство, преданность идеалам.
    В каждом возрасте существует ядро интегративных качеств, которое составляет возрастную норму воспитанности, необходимую человеку для общения, деятельности в коллективе, а также для самораскрытия и самореализации. Если в младшем школьном возрасте ведущим нравственным качеством является умение согласовывать личное и общественное в поведении и деятельности ребенка, то в подростковом возрасте — это сочетание ответственности и принципиальности, в старшем — свободолюбия и чувства долга. Ядром интеллекта в начальной школе является наблюдательность, в подростковом — умение учиться и культура умственного труда, у старшеклассников — мировоззренческие позиции (система взглядов на мир и себя).
    Волевые качества также дифференцируются в зависимости от возраста. Основа воли у младших школьников - честность и добросовестность, у подростков - справедливость, объективная самооценка и уверенность в себе, у старших - целеустремленность, предприимчивость, смелость.
    В чувствах у младших школьников преобладает мажорность, у подростков — романтичность, у старшеклассников — потребность в эстетическом творчестве, оригинальности.
    В моделях не отражено развитие уровня знаний, умений и навыков, т.к. они определяются действующими стандартами образования. Жирным шрифтом в тексте модели обозначены ведущие качества личности на данном возрастном этапе.