4.3. Воспитательные периоды и общешкольные творческие дела

Своеобразие системы воспитательной работы КСПКСвоеобразием воспитательной системы школы №59 является то, что годовой цикл ее деятельности концентрируется вокруг четырех основных тематических периодов, представляющих собой воспитательные комплексы "Истина", "Красота", "Интеллект", "Добро". Они включают в себя ряд разнообразных по содержанию и масштабу мероприятий, объединенных общей тематикой и заканчивающихся общешкольным итоговым "делом". Через них осуществляется попытка целостного, комплексного воздействия на детский коллектив и личность школьника, на его рациональную и эмоциональную сферу. В этих комплексных делах участвуют все ученики с 1 по II класс, все учителя, классные руководители, родители, выпускники школы.
    Важное обстоятельство: рамки общешкольного комплексного воспитательного дела достаточно свободны, они не только позволяют, но и стимулируют инициативу, творчество, многовариативность самовыражения класса и отдельного ученика. По И.П. Иванову, такая форма организации внеклассной работы называется коллективным творческим делом
КТД.
    В организации коллективных комплексных творческих дел просматриваются две интересные позиции:

превращение школьного мероприятия в событие школьной жизни;
повторение дел и ситуаций, признанных коллективом, рождающих традиции, коллективные привычки.

    Срок подготовки к делу 1-2 месяца. Для подготовки дела создаются школьный и классный советы дел для планирования, проведения и анализа одного мероприятия.

    Совет Дела. Совет руководящий орган, в который входят ученики, учителя, руководители центров, социальные педагоги, родители. Присутствие в этом органе педагогов не является выражением недоверия к детям или обязательного учительского руководства. Если мероприятие дело всей школы, то в нем должны участвовать и дети и взрослые. Совет Делавременный орган: закончится одно мероприятие, итоги будут подведены больше этот совет не нужен. Новый тематический период потребует такой же активности других людей, нового органа общественного управления, нового Совета дела. В него войдут новые люди, чьи интересы, способности и возможности будут более подходящими. Если учесть, что они создаются на добровольных началах, то каждый ученик в течение года (в классе или в школе) получает возможность принять участие в разработке, проведении и анализе одного или нескольких интересующих его дел. Иногда применяется планирование чередования творческих поручений (ЧТП).
    Коллективное творческое дело — главная методическая единица в организации тематических школьных дел. КТД — это совокупность приемов, действии, выстроенных в определенной последовательности.

    Этапы КТД. Первый этап коллективное придумывание дела (целеполагание). Для начала необходимо сформировать задачу, выяснив, чего все хотят. На задачи влияет характер дела (интеллектуальной, эстетической, нравственной направленности). Нужно придумать название дела, его форму. Лучший прием тут - "мозговая атака".
    Второй этап — коллективная разработка выбранного дела (планирование). Идет раздумье о структуре, композиции, оформлении, материальном и моральном обеспечении, определяется доля участия каждого, его роль, ответственность. Лучший прием на этом этапе — работа независимых экспертов и "Совета дела" с последующим выбором оптимального варианта.
    Третий этап — коллективное проведение дела . Мера активности адекватна участию ребят на двух предыдущих этапах. Именно она делает данное дело своим для каждого члена коллектива.
    Четвертый этап — коллективный анализ дела. Суть анализа - сопоставление результата с замыслом. Чем ближе они сходятся, тем лучше результаты мероприятия. Необходимо учесть, что тон разговора должен быть доброжелательным, ведь речь идет о личном вкладе в проведенное дело, о признательности за ответственность и творчество. Лучший прием — разговор по кругу "по солнышку". Каждый видит глаза каждого и говорит обязательно, даже если ему нечего добавить к сказанному.

    Условия КТД - Основным условием эффективности КТД является определенный уровень отношений. Если призвать детей к откровенности но при первом же непривычном суждении обидеться - это принесет непоправимый вред воспитанию. Если устроить разговор по кругу, но при этом говорить больше учеников и без конца вносить поправки и делать замечания ребятам это будет нелепо. Если ревновать каждого учителя, которого любят дети это недостойно. Если клясться в любви к детям на родительском собрании, а в душе ненавидеть их и без конца раздражаться лучше не пользоваться методикой КТД. Необходимы уважительные и требовательные отношения детей и учителей, как воспитателей с воспитателями, по формуле ученик-Человек учитель-Человек (Человек Человек).

    Структура КТД. Коллективное творческое дело "Истина" (1 четверть) представляет собой систему мероприятий педагогической и психологической диагностики и самодиагностики качеств личности, индивидуальных интересов и способностей, профессиональной ориентации, выходов на самоопределение и самовоспитание. Школьники и учителя:

определяют рейтинг развития детей с 1 по XI класс по совокупности составляющих: обученность + воспитанность + развитие;
составляют карты воспитанности младших школьников и сводные карты по классам;
заполняют листы самооценки подростков и старших школьников;
разрабатывают ориентировочные модели выпускников 1, 2, 3 ступеней школы;
дети определяют степень своих трудностей и своей трудно воспитуемости, пути преодоления их.
анализируют деятельность школы по отдаленным результатам.

    КТД "Красота" (2 Четверть) объединяет во взаимосвязанный комплекс, все мероприятия по эстетическому воспитанию, формированию культа прекрасного в жизни, искусстве и заканчивается итоговыми праздниками, фестивалями, смотрами.
    На классных часах дети узнают о красоте человека, эстетике быта и жизни, эстетике труда и отношений, красоте познания, культуре чувств, духовной культуре, русской национальной культуре. Сочиняют стихи, рассказы, сказки, выжигают, рисуют, шьют, лепят, поют, танцуют. Вместе с учителями и родителями — консультантами, помощниками, наставниками дети участвуют в одном общем деле, которое помогает высветить новые грани ребячьей души, реализовывать мечты. Примеры итоговых мероприятий: фестивали, театральные смотры-конкурсы, посвященные гениальным именам (по плану ЮНЕСКО), съезды поэтов, писателей, композиторов, художников.

    КТД "Интеллект" (3 четверть) учебные задачи школы трансформируются в совокупность интересных познавательных, творческих и соревновательных мероприятий, выливающихся в интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады. Одновременно подводятся итоги учебного года по интеллектуальному развитию школьников.
    Вот уже несколько лет в школе проводятся "малые олимпийские игры", развивающие умственные способности, познавательную активность, сознательность в овладении знаниями, (формирующие интеллектуальные качества личности. Участники: дети, учителя, классные руководители, социальные педагоги, родители, ученые города. Девиз игр "Знание и спорт".
    В программе игр викторины, турниры смекалки, встречи эрудитов со сборными (по учебному, спортивному, трудовому интересу) командами классов, выполнение творческих работ, защита рефератов, "День открытых дверей", лыжные гонки, народные гуляния, "Масленица", соревнования саночников. Проводится большая подготовительная работа; собрания сборных (по интересам) команд, определяется роль и место в деле каждому участнику, формируются органы самоуправления по видам спорта (знаний, умений), определяется содержание игр. Школа на время игр превращается в Олимпийскую деревню, а классы и залы — в спортивные арены и манежи. Поднимается флаг олимпиады, работают судейские коллегии, зажигается огонь знаний. Организовывается временный Совет — школьный Олимпийский комитет (сборный состав: дети, учителя, ученые, родители). Выбираются капитаны старших команд (по видам спорта — интересам детей). Работает школьный пресс-центр. Ребят увлекают ритуалы соревнования; открытие, финальная встреча, народный праздник, закрытие олимпийских игр. Итоги подводятся по этапам игр с учетом активности участников, проявляемого творчества, достигнутых успехов в состязаниях по знаниям, умениям и мастерству, спорту и искусству.
   КТД "Добро" (4 четверть) — направлена на восстановление в нашем обществе общечеловеческих ценностей добра, совести, милосердия — того, что составляет основу духовности нашего народа. В рамках КТД проводится большой экологический месячник "Живи, Земля", дети 1-8 кл. участвуют в празднике "Привет тебе, пернатый друг", выпускают очередной экологический вестник, готовят и проводят беседы и круглые столы по проблемам экологии города, проводят выставки "Мы и наши питомцы", ярмарки-продажи изделий прикладного творчества, благоустраивают территорию школы и микрорайона, экологической тропы, сажают деревья и цветы. Заканчивается месячник праздником микрорайона "Салют, Победа".