Своеобразие системы воспитательной
работы КСПК. Своеобразием
воспитательной системы школы №59 является то, что
годовой цикл ее деятельности концентрируется
вокруг четырех основных тематических периодов,
представляющих собой воспитательные комплексы
"Истина", "Красота", "Интеллект",
"Добро". Они включают в себя ряд
разнообразных по содержанию и масштабу
мероприятий, объединенных общей тематикой и
заканчивающихся общешкольным итоговым
"делом". Через них осуществляется попытка
целостного, комплексного воздействия на детский
коллектив и личность школьника, на его
рациональную и эмоциональную сферу. В этих
комплексных делах участвуют все ученики с 1 по II класс, все
учителя, классные руководители, родители,
выпускники школы.
Важное обстоятельство: рамки
общешкольного комплексного воспитательного
дела достаточно свободны, они не только
позволяют, но и стимулируют инициативу,
творчество, многовариативность самовыражения
класса и отдельного ученика. По И.П. Иванову,
такая форма организации внеклассной работы
называется коллективным творческим делом — КТД.
В организации коллективных
комплексных творческих дел просматриваются две
интересные позиции:
превращение школьного мероприятия в событие школьной жизни; | |
повторение дел и ситуаций, признанных коллективом, рождающих традиции, коллективные привычки. |
Срок подготовки к делу
1-2 месяца. Для подготовки дела создаются школьный и классный советы дел для планирования, проведения и анализа одного мероприятия.Совет Дела. Совет
— руководящий орган, в который входят ученики, учителя, руководители центров, социальные педагоги, родители. Присутствие в этом органе педагогов не является выражением недоверия к детям или обязательного учительского руководства. Если мероприятие — дело всей школы, то в нем должны участвовать и дети и взрослые. Совет Дела — временный орган: закончится одно мероприятие, итоги будут подведены — больше этот совет не нужен. Новый тематический период потребует такой же активности других людей, нового органа общественного управления, нового Совета дела. В него войдут новые люди, чьи интересы, способности и возможности будут более подходящими. Если учесть, что они создаются на добровольных началах, то каждый ученик в течение года (в классе или в школе) получает возможность принять участие в разработке, проведении и анализе одного или нескольких интересующих его дел. Иногда применяется планирование чередования творческих поручений (ЧТП).Этапы КТД. Первый этап
— коллективное придумывание дела (целеполагание). Для начала необходимо сформировать задачу, выяснив, чего все хотят. На задачи влияет характер дела (интеллектуальной, эстетической, нравственной направленности). Нужно придумать название дела, его форму. Лучший прием тут - "мозговая атака".Условия КТД - Основным условием эффективности КТД является определенный уровень отношений. Если призвать детей к откровенности но при первом же непривычном суждении обидеться
- это принесет непоправимый вред воспитанию. Если устроить разговор по кругу, но при этом говорить больше учеников и без конца вносить поправки и делать замечания ребятам — это будет нелепо. Если ревновать каждого учителя, которого любят дети — это недостойно. Если клясться в любви к детям на родительском собрании, а в душе ненавидеть их и без конца раздражаться — лучше не пользоваться методикой КТД. Необходимы уважительные и требовательные отношения детей и учителей, как воспитателей с воспитателями, по формуле ученик-Человек — учитель-Человек (Человек — Человек).Структура КТД. Коллективное творческое дело "Истина"
(1 четверть) — представляет собой систему мероприятий педагогической и психологической диагностики и самодиагностики качеств личности, индивидуальных интересов и способностей, профессиональной ориентации, выходов на самоопределение и самовоспитание. Школьники и учителя:определяют рейтинг развития детей с 1 по XI класс по совокупности составляющих: обученность + воспитанность + развитие; | |
составляют карты воспитанности младших школьников и сводные карты по классам; | |
заполняют листы самооценки подростков и старших школьников; | |
разрабатывают ориентировочные модели выпускников 1, 2, 3 ступеней школы; | |
дети определяют степень своих трудностей и своей трудно воспитуемости, пути преодоления их. | |
анализируют деятельность школы по отдаленным результатам. |
КТД "Красота"
(2 Четверть) — объединяет во взаимосвязанный комплекс, все мероприятия по эстетическому воспитанию, формированию культа прекрасного в жизни, искусстве и заканчивается итоговыми праздниками, фестивалями, смотрами.КТД "Интеллект"
(3 четверть) — учебные задачи школы трансформируются в совокупность интересных познавательных, творческих и соревновательных мероприятий, выливающихся в интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады. Одновременно подводятся итоги учебного года по интеллектуальному развитию школьников.